Статья "Мнемоника и мнемотехника"
статья
Статья содержит собранные и переработанные сведения об истории развития мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_i_mnemotehnika.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемоника и мнемотехника
- История возникновения мнемотехники
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.
Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Считается, что он придумал метод запоминания, помогавший ему запоминать длинные речи, раскладывая мысленно части этой речи в своем доме, а потом их вспоминая. Этот метод используется и сейчас и носит название «метод Цицерона». Однако некоторые авторы считают, что следует называть его методом Симонида (Матюгин И.Ю.), потому что учитель риторики и поэт Симонид первым придумал топологический метод запоминания.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
С древнейших времен людям известна удивительная сила образов (эйдосов, как их называли древние греки), она широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства. В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.
Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось в начале XX века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. В 1911 году изучением этого явления занимался немецкий профессор Эрик Эйнш с группой единомышленников. Эйнш ввел свое название для явления — эйдетизм, а для обладателя этой способности — эйдетик.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более. До появления в свет книги академика. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приёмы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввёл разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербальнологическом мышлении) и эйдотехнику (от слова “эйдос”) - методы, основанные на конкретнообразном мышлении).
В специально посвященной эйдетизму главе в работе «Основные течения современной психологии» Л.С. Выгодский определяет сущность этого явления как «способность видеть, буквально на пустом экране отсутствующую картинку, или предмет». Эйдетической способностью обладают все люди, но в разной мере. Особенно она свойственна детям.
В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении и воспроизведении ярких, наглядных образов предметов, явлений или сцен по прекращению их воздействия на органы чувств. Известен не только зрительный, но и слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой и т.п. эйдетизм, т.е. эйдетические образы имеют полимодальную природу.
Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истомина, С.А. Лебедева, А.А. Смирнов, и другие. В своих работах они отметили, что развития памяти происходит, через непосредственное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, а так же через целенаправленное и систематическое обучение его специальным способам запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации.
20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, мнемотехника формировалась скрыто из-за специфики советского режима.
До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923
- Современные взгляды на мнемотехнику
В наши дни название термин «мнемотехника» означает совокупность приемов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. (Козаренко В.А.2016)
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения: мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Многочисленные современные исследования посвящены изучению памяти в различных видах деятельности: игровой, учебной, спортивной, трудовой (П.И. Зинченко, Л.М. Житникова, З.М. Истомина, Я.И. Петров, A.C. Прангишвили, И.М. Розет, В.И. Самохвалова, A.A. Смирнов, А.Н. Шлычкова и др.), и практически отсутствуют представления о памяти в педагогической деятельности, в межличностном познании учителем учеников.
Серьёзная веха истории мнемотехники – создание визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна (1992г).
Матюгин И.Ю. - педагог, основатель "Школы эйдетики" разработал систему запоминания информации с помощью методов эйдотехники и мнемотехники. Он автор ряда книг, в которых подробно описаны методы запоминания с использованием образного мышления, воображения, автобиографической памяти, памяти на соощущения.
В методической разработке Сафроновой Е. Д. и Карцевой Е. Г. «Развитие интеллектуальных способностей детей путем интеллектуального тренинга» представлены многочисленные задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления в процессе интеллектуального тренинга, которые наиболее подходят для детей дошкольного возраста. 10
Карцева Е. Г. разработала алгоритмы работы с мнемотаблицами и списками слов для запоминания, а мнемотехнические коллажи, предложенные Сафроновой Е. Д. ,отличаются яркой фантазией, творческой направленностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выгодский, Л.С. "Развитие мнемических и мнемотехнических функций"- статья "Собрание сочинений "3 том "Проблемы развития психики" ,под .ред. А.М.Матюшкина, М-2002- С. 239-254
2. С. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Maxima. Санкт-Петербург. 1993. 77с.
3. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти.-Л.:Наука, 1974.-360с
4. Лурия, А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти "" авт.А.Р.Лурия [электронный текст ]- 2012 - 88с
5. Е.Д. Сафронова. Е.Г. Карцева Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. Учебно-методический центр ассоциаций «Интеркаспий». ЛР № 0394 от 26.10.95. СПб. 24с.
6. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Запоминание цифр: Книга по развитию памяти у детей. М.: Изд-во Эйдос, 1999. - 77 с.
7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребёнка: Кн. для детей и их родителей. М.: Изд-во Эйдос, 1994.- 112 с., ил.
10. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Запоминание лиц и имен. М.: Эйдос, 1994.-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...