Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста со ласно ФГОС
статья (старшая группа)

 В данном материале дается  описание основных  направлений  своеобразия  построения педегогического процесса с детьми старшего дошкольного возраста согласно ФГОС с учетом возрастных особенностей детей. Описываются плюсы и минусы этой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Своеобразие построения педагогического процесса  в группе старшего дошкольного возраста

 На сегодняшний день в обществе продолжается работа над новой системой дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой  конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.     Становление возрастных возможностей происходит благодаря участию дошкольников  в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом развитии, общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

 Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется  на протяжении всего времени прибывания ребенка в детском саду и включена во все виды деятельности педагога с детьми. Это:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  •  во время режимных моментов;
  • организованная образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • коммуникативная деятельность;
  • игровая деятельность.

   Так как  игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то ФГОС ставят во главу угла приобретение детьми знаний, навыков и умений во время игры, а не форме строго «школьного урока».

    Данная проблема является актуальной на сегодняшний день, так как многие педагоги несмотря на требования ФГОС продолжают применять учебно -дисциплинарную модель общения с детьми. Основными особенностями такого общения  является : наставления, запрет, требование, наказание, нотации и упреки.  Тактика - диктат и опека. А центром педагогического процесса  являютя фронтальные занятия (хотя согласно ФГОС уже нет такого понятия), строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется. А игра, как основной вид детской деятельности  ущемляется во времени и  жестко регламентируется взрослыми.

   Я, как практикующий педагог- дошкольник, склонна считать, что данная модель не оправдала себя.  При данной форме взаимодействия педагога с детьми у последних формируется система «двойных стандартов»послушания:»для себя» и  «для воспитателя». И выходя запределы общения с воспитателем поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего  сожидаемым и должным. ( Об этом свидетельствуют беседы с родителями воспитанников, которые отмечаютсущественную разницу в поведении своих детей в детском саду и дома).

   Я считаю более эффективным и продуктивным в плане воспитательно — образовательного процесса «Личностно — ориентированную модель общения»,  которую и применяю на практике. Она более комфортна для детей, как с точки

2

зрения психологической нагрузки, так и с точки зрения приобретения новых знаний, навыков и умений. Такая модель общения позволяет ребенку видеть в педагоге товарища, доверять ему. Способствует формированию начал личности. При этом огромное значение имеет умение педагога стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Умение видеть в ребенке полноправного партнера. К сожалению, в нынешних условиях наполняемости групп ДОО не всегда имется возможность воплотить вышеизложенное в жизнь.

 В своей педагогической практике, основываясь на возрастные особенности и любознательность  детей старшего дошкольного возраста, я использую следущие приемы:

-иногда ненавязчиво включаюсь в игру детей, которую они организовали сами, и, став в игре с ними равноправным партнером знакомлю их с новыми понятиями, правилами поведения и др;

-иногда я сама сажусь за стол (специально не приглашая к себе детей,и, начинаю  раскладывать картинки, которые были зарание мной подготовлены на заданную тему, согласно целям и задачам , которые передо мной стоят. Или во время свободной деятельности детей начинаю  готовить раздаточный материал  по теме.  Дети сами по одному «подтягиваются» к моему столу и начинают задавать вопросы, интересующие их, тем самым получая знания, востребованные ими в данный момент.

  Хочу отметить, что в итогвой беседе (по завершении игры и прошествии времени) я понимаю, что объем усвоенной информации намного больше, чем при проведении классического занятия.

  Не могу не согласиться с высказываниями коллег по поводу того, что в данный момент при такой катострофически многочисленной наполняемостью групп, порой не всегда получается осуществить вышеизложенное, т.к. необходимо элемнтарно следить за сохранностью здоровья детей.  

  Подводя общую черту, хотелось бы отметить,что успешность введения в повседневную жизнь ФГОС напрямую зависит от компетентноти, гибкости и подготовленности  педагогов, а также от колличесва детей посещающих данную возрастную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста.Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста...

СВОЕОБРАЗИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится об особенностях воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе. В приложении  даны виды деятельности детей в течении недели, а также организация развива...

Эссе: «Своеобразие построения педагогического процесса в группе младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет — важный период в развитии детей. В этом возрасте младшие дошкольники активно формируют первые элементарные представления о н...

Эссе "Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес....

Карта организации воспитательно-образовательного процесса группа старшего дошкольного возраста «Пион» (с 6 до 7 лет)

Данная публикация предназначена для педагогов и специалистов Дошкольных учреждений. В публикации представлено оформление технологической карты к проведению организованной образовательной деятельности ...