Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста со ласно ФГОС
статья (старшая группа)
В данном материале дается описание основных направлений своеобразия построения педегогического процесса с детьми старшего дошкольного возраста согласно ФГОС с учетом возрастных особенностей детей. Описываются плюсы и минусы этой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1
Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день в обществе продолжается работа над новой системой дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Становление возрастных возможностей происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом развитии, общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени прибывания ребенка в детском саду и включена во все виды деятельности педагога с детьми. Это:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- во время режимных моментов;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- игровая деятельность.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то ФГОС ставят во главу угла приобретение детьми знаний, навыков и умений во время игры, а не форме строго «школьного урока».
Данная проблема является актуальной на сегодняшний день, так как многие педагоги несмотря на требования ФГОС продолжают применять учебно -дисциплинарную модель общения с детьми. Основными особенностями такого общения является : наставления, запрет, требование, наказание, нотации и упреки. Тактика - диктат и опека. А центром педагогического процесса являютя фронтальные занятия (хотя согласно ФГОС уже нет такого понятия), строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется. А игра, как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
Я, как практикующий педагог- дошкольник, склонна считать, что данная модель не оправдала себя. При данной форме взаимодействия педагога с детьми у последних формируется система «двойных стандартов»послушания:»для себя» и «для воспитателя». И выходя запределы общения с воспитателем поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего сожидаемым и должным. ( Об этом свидетельствуют беседы с родителями воспитанников, которые отмечаютсущественную разницу в поведении своих детей в детском саду и дома).
Я считаю более эффективным и продуктивным в плане воспитательно — образовательного процесса «Личностно — ориентированную модель общения», которую и применяю на практике. Она более комфортна для детей, как с точки
2
зрения психологической нагрузки, так и с точки зрения приобретения новых знаний, навыков и умений. Такая модель общения позволяет ребенку видеть в педагоге товарища, доверять ему. Способствует формированию начал личности. При этом огромное значение имеет умение педагога стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Умение видеть в ребенке полноправного партнера. К сожалению, в нынешних условиях наполняемости групп ДОО не всегда имется возможность воплотить вышеизложенное в жизнь.
В своей педагогической практике, основываясь на возрастные особенности и любознательность детей старшего дошкольного возраста, я использую следущие приемы:
-иногда ненавязчиво включаюсь в игру детей, которую они организовали сами, и, став в игре с ними равноправным партнером знакомлю их с новыми понятиями, правилами поведения и др;
-иногда я сама сажусь за стол (специально не приглашая к себе детей,и, начинаю раскладывать картинки, которые были зарание мной подготовлены на заданную тему, согласно целям и задачам , которые передо мной стоят. Или во время свободной деятельности детей начинаю готовить раздаточный материал по теме. Дети сами по одному «подтягиваются» к моему столу и начинают задавать вопросы, интересующие их, тем самым получая знания, востребованные ими в данный момент.
Хочу отметить, что в итогвой беседе (по завершении игры и прошествии времени) я понимаю, что объем усвоенной информации намного больше, чем при проведении классического занятия.
Не могу не согласиться с высказываниями коллег по поводу того, что в данный момент при такой катострофически многочисленной наполняемостью групп, порой не всегда получается осуществить вышеизложенное, т.к. необходимо элемнтарно следить за сохранностью здоровья детей.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить,что успешность введения в повседневную жизнь ФГОС напрямую зависит от компетентноти, гибкости и подготовленности педагогов, а также от колличесва детей посещающих данную возрастную группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...
Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста
Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста.Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний...
Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста
Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста...
СВОЕОБРАЗИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье говорится об особенностях воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе. В приложении даны виды деятельности детей в течении недели, а также организация развива...
Эссе: «Своеобразие построения педагогического процесса в группе младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет — важный период в развитии детей. В этом возрасте младшие дошкольники активно формируют первые элементарные представления о н...
Эссе "Своеобразие построения педагогического процесса в группе старшего дошкольного возраста
Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес....
Карта организации воспитательно-образовательного процесса группа старшего дошкольного возраста «Пион» (с 6 до 7 лет)
Данная публикация предназначена для педагогов и специалистов Дошкольных учреждений. В публикации представлено оформление технологической карты к проведению организованной образовательной деятельности ...