Кружок "Ловкие пальчики"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Ловкие пальчики"
Пояснительная записка.
Кружок «Ловкие пальчики» проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по подгруппам.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоровляющий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка
Цель и задачи кружка
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми;
- развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться
Краткая характеристика программы
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Формы работы
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
Организация кружка
Кружок организуется с детьми младшей группы один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15 минут)
Предполагаемый результат
- Усовершенствована предметно – развивающая среда;
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка
Тематическое планирование кружка
«Ловкие пальчики»
Месяц | Тема |
Сентябрь | Подготовительная работа (подбор литературы, планирование) |
Октябрь | 1.Пальчиковая гимнастика «Топ-топ – пять шагов» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом 2. Пальчиковая игра «Пирог» Лепка из соленого теста (пироги, блины) 3. Пальчиковая игра «Мы листики осенние» Игра «Дары осени» (обвести и раскрасить овощи и фрукты) 4. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики» |
Ноябрь | 1. Пальчиковая игра «Сколько пальчиков у нас» Нанизывать бусы, шарики на шнурок 2. Пальчиковая игра «Потягушки» Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки 3.Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу Самомассаж мячиками (ежиками) 4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки. Пальчиковая игра «Кошки- мышки» 5.Пальчиковая игра «Гуси» Обвести и раскрасить птиц |
Декабрь | 1.Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) 2.«У кормушки птички» Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой 3. «Весёлый Снеговик» 4. Пальчиковая игра «Ёлочка» |
Январь | 1. «Ёлочка пушистая, нарядная». Массаж рук мячиком- ежиком «Колкие иголки» 2. Пальчиковая игра «Веселые гномы» Катание карандаша между ладонями 3. Пальчиковая игра «Моя семья» Выкладывание из счетных палочек 4. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Игры с маленькими машинками |
Февраль | 1.Массаж рук мячиком- ежиком «Мячик» Пальчиковая гимнастика «Мебель» 2.Пальчиковая игра «Посуда» Раскраска «Красивая посуда» 3.«Цветочек для папы» 4.Пальчиковая гимнастика «Новый домик» Игры с прищепками |
Март | 1.Помогаем маме - сортируем бобы, фасоль, горох Пальчиковая гимнастика «Одежда» 3. Пальчиковая гимнастика «Обувь» Вырезание из бумаги по контуру «Сапожки для кошки» Рисование «Мимоза для мамы» |
Апрель | 1.Пальчиковая игра «Солнышко» Выкладывание лучей из палочек. Пальчиковый бассейн Пальчиковая игра «Наши алые цветы» |
Май | 1.Пальчиковая игра «Семья» Рисование «Лето пришло» |
Дидактический материал
Мелкие игрушки;
шнуровки;
бусы;
пальчиковый бассейн;
игры с прищепками;
различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые), бумага, раскраски, карандаши;
картотека пальчиковых игр;
картотека художественного слова (стихи, загадки);
фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Методическое обеспечение
1. Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
2. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
3. Шмелева Е.Б. «Пальчиковые игры», Ювента, 2008
4.Шанина С.А. ГавриловаА.С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...