Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема недели: «День Победы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема НОД: «Фронтовое письмо-треугольник».
Цель: создание социальной ситуации развития посредством знакомства с историей фронтового письма
Задачи:
Создать условия для знакомства с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток на панно «Река времени».
Создать условия для получения знаний детьми в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Создать условия для знакомства с историческими фактами.
Создать условия для развития творческого потенциала.
Цель детская: написать письмо-поздравление ветерану ВОВ.
Оборудование: панно «Река времени», конверты и треугольники - писем военные лет, фотографии военных лет.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_7.05.20.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема недели: «День Победы»
Тема НОД: «Фронтовое письмо-треугольник».
Цель: создание социальной ситуации развития посредством знакомства с историей фронтового письма
Задачи:
Создать условия для знакомства с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток на панно «Река времени».
Создать условия для получения знаний детьми в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Создать условия для знакомства с историческими фактами.
Создать условия для развития творческого потенциала.
Цель детская: написать письмо-поздравление ветерану ВОВ.
Оборудование: панно «Река времени», конверты и треугольники - писем военные лет, фотографии военных лет.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
Ход НОД:
Воспитатель: « Ребята, какой у нас скоро праздник?»
(ответы детей)
Далее воспитатель сообщает о том, что ветераны уже старенькие и многие из них не смогут прийти на площадь для поздравлений. Спрашивает у детей, каким же образом, можно поздравить всех ветеранов. В ходе рассуждений дети приходят к выводу, что ветеранам можно написать поздравительные письма.
Воспитатель: Люди пишут письма и сообщения родным, любимым и друзьям, когда хотят поделиться какой-то важной новостью, передать свои мысли и эмоции, поздравить с праздником или знаменательной датой. Новые послания необходимо как можно чаще писать тем, кто вам дорог. Они являются проявлением вашей заботы и любви, жестом внимания.
Воспитатель: «Необходимость разговаривать у людей появилась в древности. Скажите, пожалуйста, а вы знаете, при помощи чего раньше общались люди?» ( ответы детей).
Воспитатель: А хотите узнать? Но, для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее)
А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое)
Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).
Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Ребята вы любите путешествовать? Как вы любите это делать?
Воспитатель: А вы не хотели бы отправиться в путешествие
по «Реке времени»?
Да, именно по реке. Оказывается, течет не только вода, но и время. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое, на несколько веков назад и побывать в гостях у наших предков. Садимся удобнее в наши скоростные лодки и в путь.
Воспитатель: И первая наша остановка называется «Древность». Наши предки не могли писать и читать, и приходилось им общаться при помощи рисунков. Вспомните, на чем они наносили свои первые рисунки? (выслушиваю ответы детей). (Показ иллюстрация рисунка на камне)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать самим написать письмо при помощи рисунков.
Дети выполняют творческое задание.
Воспитатель: Позднее информация передавалась дымом костров, ударами в барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов, которые заучивали текст наизусть и рассказывали его адресату.
Воспитатель: Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Вспомните, на чем еще писали люди в древности? (на глине, бересте, папирусе и т.д.), (показ иллюстраций)
Воспитатель: Наша следующая остановка «Старина». Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких военных годах?
(ответы детей)
Воспитатель: Прошло уже 75 лет после победы в войне. Я вам хочу показать фотографию своего дедушки. Он прошел через всю войну и вернулся домой живым.
(переходим на ковер групповой комнаты)
Воспитатель: Представим, что мы все с вами солдаты, а я ваш командир. Слушай мою команду:
Физ.разминка:
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: Ну, что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?
(ответы детей)
Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас вы соскучились по маме, папе, бабушке? А как бы вы выразили им это? (ответы детей)
Воспитатель: В военное времена нашим прадедушкам уехать домой, просто так, было нельзя, но важно было сообщить родным о себе и узнать, как дела дома. Что делали люди? (писали письма).
Воспитатель: Солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня.
(показ военного письма-треугольника)
Воспитатель: Как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей).
Воспитатель: Это ребята – фронтовое письмо, написанное солдатом и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
Воспитатель: Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках.
Воспитатель: Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем может рассказать фронтовой треугольник?
(предположения детей: как найти родных, как проходил бой…)
Воспитатель: Послушайте письмо одного солдата.
«Фронтовой треугольник» Е. Ф. Трутнёва
Дорогие, мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Воспитатель: Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.
Воспитатель: А чтобы вы сказали в письме солдату?
(выслушиваем рассказы детей)
Воспитатель: Я думаю, такие письма понравилось бы каждому солдату на фронте и поддержало их боевой дух! К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я еще принесла! (письмо в современном конверте).
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
И наша последняя остановка называется «Наше время».
Воспитатель: Чем же отличаются эти 2 письма? (ответы детей)
(у этих писем разная форм: одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. По цвету они тоже разные: конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое).
Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
(пересаживаемся за столы)
Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.
Воспитатель: И сегодня я предлагаю сложить такое письмо.
(дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя)
Воспитатель: Давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана, а я схожу на почту и отправлю все ваши послания.
(дети украшают свои письма рисунками).
Воспитатель: Я вам предлагаю вам самостоятельно расположить на нашей " Реке времени" картинки. Надо их расположить так, чтобы каждая картинка оказалась в своем времени. Чтобы не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», другая, те картинки, которые относятся к «старине». А третья, то, что относится к нашему времени. Расположить картинки, нужно на ту остановку времени, где они возникли.
Воспитатель: Какая лента времени у нас получилась! Мне понравилось с вами путешествовать!
Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным?
Воспитатель: Я предлагаю показать нашу ленту родителям и рассказать о том, какие раньше были письма у наших предков.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Я предлагаю назвать ее остановкой нашего будущего. И вы подумаете, какие письма будут в будущем.
Итог детской деятельности: письмо-поздравление ветерану ВОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Профессии.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, соз...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: "Приготовление фруктового салата"
Для развития любознательности и познавательной активности необходимо знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями, привлекать детей к наблюдению, исследовательской деятельности, проводить о...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека»
сание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитател...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»
ЦЕЛЬ: Расширять представление о практической жизни человека.ЗАДАЧИ:Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земл...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: « Физминутки при проведении ООД- стимул познавательной активности»
Материал для воспитателей....
ООД познавательное развитие в подготовительной группе. «Что такое День Победы?»
ООД познавательное развитие в подготовительной группе.«Что такое День Победы?» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы.Задачи: Создавать у...