Семенар-практикум для родителей "Развитие логического мышления"
материал (средняя группа)
Семинар-практикум для родителей "Развитие логического мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей средней группы « Развитие логического мышления».
Цель. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития логического мышления дошкольников в условиях семьи.
Ход семинара-практикума.
Ведущий.
Тема нашего практикума «Развитие логического мышления детей » Логическое мышление - способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Дошкольное детство — это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Дидактические игры для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов
Логическое мышление - это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. именно логические мысли помогают нам выстраивать чёткую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению.
Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?
Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем, распоряжении. Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.
Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений.
Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок решает какие-либо задачи.
Методы развития логического мышления.
В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения;
- практические,
-наглядные,
-словесные,
-игровые,
- проблемные,
-исследовательские.
При выборе метода учитывается ряд факторов:
-программные задачи, решаемые на данном этапе,
-возрастные и индивидуальные особенности детей,
необходимые дидактические средства.
Методы обеспечивают:
- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;
- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;
- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.
Ведущим является практический метод.
Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заме Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо с дошкольного возраста начинать работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, и логического мышления.
Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс.
Мышление основано на установление связей и отношений.
А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием.
Виды мышления.
1. Наглядно- действенное мышление
2. Наглядно-образное мышление
3. Логическое мышление
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Методы обеспечивают:
- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;
- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;
- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.
Ведущим является практический метод.
Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).
Характерные особенности практического метода:
- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;
- использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
- использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Упражнения бывают коллективными – выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными – осуществляются отдельным ребёнком у мольберта или стола.
К основным мыслительным операциям относят:
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки
«Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент».
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.).
Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д.
Оперирование понятиями «Такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?»
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, признакам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».
Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.
Классификация.Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перечень развивающих игр, используемых в работе с детьми по развитию логического мышления
«Блоки Дьенеша» , «Палочки Кьюзенеира», « Колумбово яйцо», «Танргамм», Игры с счётными палочками, Задачи-шутки, Головоломки, Ребусы, Лабиринты
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Семенар-практикум "Работа над общей культурой речи педагога"
Семенар-практикум по теме: "Работа над общей культурой речи педагога" предназначен для практического использования. Направлен на повышение общей культуры педагогов, повышение педагогической комп...
Семенар-практикум для педагогов "Организация здоровьесберегающего пространства"
Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста...
Семенар-практикум для воспитателей групп раннего возраста "Действие с предметами"
"Действиес предметами"...
Семенар - практикум: Эфективные методы и приемы обучения двум государственным языкам
Использование нестандартных методических приеиов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка....
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...