Семенар-практикум для родителей "Развитие логического мышления"
материал (средняя группа)

Кошелева Надежда Ивановна

Семинар-практикум для родителей "Развитие логического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Семинар-практикум для родителей средней группы                                     « Развитие логического мышления».

   Цель. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития логического мышления дошкольников в условиях семьи.

Ход семинара-практикума.

Ведущий.

Тема нашего практикума «Развитие логического мышления детей » Логическое мышление - способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство — это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   действительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Дидактические игры  для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов                                                

     Логическое мышление - это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       именно логические мысли помогают нам выстраивать чёткую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению.

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?

Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем, распоряжении. Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений.

Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок решает какие-либо задачи.

Методы развития логического мышления.

В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения;

- практические,

-наглядные,

-словесные,

-игровые,

- проблемные,

-исследовательские.

При выборе метода учитывается ряд факторов:

-программные задачи, решаемые на данном этапе,

-возрастные и индивидуальные особенности детей,

необходимые дидактические средства.

Методы обеспечивают:

- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;

- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.

Ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заме Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо с дошкольного возраста начинать работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, и логического мышления.

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс.

Мышление основано на установление связей и отношений.

А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием.

Виды мышления.

1. Наглядно- действенное мышление

2. Наглядно-образное мышление

3. Логическое мышление

Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Методы обеспечивают:

- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;

- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.

Ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).

Характерные особенности практического метода:

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

- использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Упражнения бывают коллективными – выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными – осуществляются отдельным ребёнком у мольберта или стола.

К основным мыслительным операциям относят:

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки

«Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент».

Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.).

Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д.

Оперирование понятиями «Такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?»

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, признакам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».

Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Классификация.Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

Перечень развивающих игр, используемых в работе с детьми по развитию логического мышления

«Блоки Дьенеша» ,  «Палочки Кьюзенеира», « Колумбово яйцо», «Танргамм», Игры с счётными палочками, Задачи-шутки,  Головоломки, Ребусы, Лабиринты

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Семенар-практикум "Работа над общей культурой речи педагога"

Семенар-практикум  по теме: "Работа над общей культурой речи педагога" предназначен для практического использования. Направлен на повышение общей культуры педагогов, повышение педагогической комп...

Семенар-практикум для педагогов "Организация здоровьесберегающего пространства"

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста...

Семенар - практикум: Эфективные методы и приемы обучения двум государственным языкам

Использование нестандартных методических приеиов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка....