статья
статья
Развитие творческой инициативы и самостоятельности у детей в процессе организации театрализованной игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Развитие творческой инициативы и самостоятельности у детей в процессе организации театрализованной игры"
Современные тенденции развития дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставления ребенку самостоятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.
Современная образовательная ситуация востребует личность, способную к саморазвитию, самореализации, понимающую необходимость образования на протяжении всей жизни, ориентирующуюся в динамично меняющемся мире, умеющую выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор. Личность способную не только ориентироваться в социальной среде на основе знаний, умений и навыков, но и способную интегрироваться в социуме, сохраняя собственное достоинство, индивидуальное своеобразие и уважения достоинства других.
Требования ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, становление эстетического отношения к окружающему мире, реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Перед нами встала задача поиска инновационных подходов к развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая создает оптимальные возможности для развития творческой инициативы. Для инициативно личности характерно:
-произвольность поведения;
-самостоятельность;
-развитая эмоционально-волевая сфера;
-инициатива в различных видах деятельности;
-стремление к самореализации;
-общительность;
-творческий подход к деятельности;
-высокий уровень умственных способностей;
-познавательная активность.
Работа по развитию самостоятельности и детской инициативы ведется с младшего дошкольного возраста, через кружковую работу совместно с воспитателем группы.
Для обеспечения поддержки детской инициативы взрослые предоставляют возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила поведения, овладеть социальными навыками:
-в театрализованной деятельности предоставляем возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;
-поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;
-даем возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;
-предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.
Поддержка детской инициативы. Например, готовясь к драматизации сказки «Теремок», дети самостоятельно выбирали роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывали, кто кем будет. Далее мы обсуждали, какие атрибуты и декорации будем использовать. Дети сами выбрали тот, домик, который захотели. Отыскали ели, желая поставить домик в лесу. Дети все подготовили сами, а мы лишь направляли и поддерживали их инициативу. Дети самостоятельно отобрали костюмы для каждого героя, помогали друг другу аккуратно их одевать. Тот же самый алгоритм работы наблюдался при драматизации сказки «Три медведя», которую в дальнейшем показывали родителям и детям других групп детского сада.
Мы рассмотрели условия для поддержки творческой инициативы, теперь рассмотрим какие условия взрослые могут предоставить для творческого самовыражения.
Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения:
-в процессе работы по театрализованной деятельности поощряем детей импровизировать в играх (придумывать сюжеты, вводить оригинальных персонажей в традиционные игры);
-поощряем общение друг с другом;
-поощряем к самостоятельно организованной музыкальной театрализованной деятельности детей.
Взрослые поощряют творческую инициативу детей:
-поддерживаем стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов);
-поощряем стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, внести других героев);
-поощряем стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, домики, цветы, фрукты, овощи).
Творческая инициатива. Когда у детей имеются затруднения, и они не могут самостоятельно предложить движения определенного героя, тогда взрослые приходят им на помощь, как это было при драматизации сказки «Петух и лиса».
Помимо театрализованных игр, творческая инициатива прослеживается и в организации детьми режиссерских игр. Дети используют Лего или другой конструктор для создания замысла сюжета.
Подготовительный этап к драматизации заключается не только в чтении текста и беседе о нем, но и в игре детей в настольные театры, например «Маша и медведь», " Репка" , " Рукавичка" Кроме того, дети самостоятельно водили хороводы и пели.
Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые взрослыми ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое решение творческой задачи обязательно поощряется.
В своей работе широко используем такие игры «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Веселые обезьянки». При переходе от театральных игр к работе над этюдами мы включаем специальные театральные игры, которые направлены на развитие воображения и фантазии.
Большое место в поддержке и инициативе детей уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли, побуждают выполнять движения. В своей работе мы идем не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бегать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или летать». все движения и образы детям подсказывает музыка.
В самом начале своей работы мы брали более простые упражнения и игры. Например, такие: «Вот он какой», «Лентяи простаки», «Хомячок молчун». Однако некоторые дети были зажаты и стеснительны, они боялись выражать свои эмоции и чувства. Мы понимали, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий нужно было приложить, для того чтобы они согласились быть «грибом» в игре «Король боровик». Большую роль также сыграли правильно подобранные атрибуты. Кроме того, мы побуждали детей задуматься над вопросами подобного характера: кем тебе больше нравится быть: совой или филином? Почему?
Благодаря систематическим упражнениям, играм, индивидуальным занятиям детям становилось проще выражать свои эмоции, а это в свою очередь помогало им иметь выразительный образ героя или персонажа.
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности поощряя исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, их импровизации средствами мимики, пантомимы, импровизации в пении, игре на музыкальных инструментах.
Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности, мы взяли более сложные упражнения на развитие мимики. Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях, действовать с партнером, но постепенно дети преодолевают скованность и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жести, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например, «Осенние листья», «Бабочка», «В стране цветов». В своей работе стремимся добиться того, чтобы дети были не похожи на деревянных кукол.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В практической деятельности мы предоставляем воспитанникам возможность самостоятельного выбора. После чего дети сами выбирают участников. Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку передать образ выбранного героя, ведь у каждого ребенка создается свой образ, и задача взрослого поддержать индивидуальность детей. Благодаря этому дети становятся более самостоятельными и инициативными в музыкально-художественной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...