Системная интеграция ИКТ в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
статья

Соловьева Надежда Юрьевна

ИКТ и музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnaya_integratsiya_ikt.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Системная интеграция ИКТ  в образовательный процесс

музыкального воспитания

              Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ) и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

       В музыкальном воспитании  применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

     Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

     Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий Надежда Юрьевна включает во все виды музыкальной деятельности:

В разделе «Слушание музыки» используются приобретенные и авторские презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому Надеждой Юрьевной созданы электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр танцевальных видеороликов. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Также прием «снять на видео, как танцуют дети, и показать им» очень эффективен в устранении неточностей движений в танцах.

Музыкально-дидактические игры организуются с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются  видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов.  При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Интересно, ярко и понятно происходит  знакомство дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, демонстрируя детям  не только фотоматериал, но и видеоролики.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в дошкольном образовательном учреждении показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей детей.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже используются  презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

     Активно используется компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, оформления дидактических игр и других методических материалов.

     Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для родителей воспитанников, музыкальных руководителей, воспитателей и помощников воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных шумелок  для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах Надежда Юрьевна представила мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др. Родительские собрания тоже включают в себя показ презентаций, использование ИКТ.

        Таким образом, системная интеграция информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс привела к значительным изменениям в профессиональной деятельности музыкального руководителя:

- музыкальный  материал стал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- существенно расширился понятийный ряд музыкальных тем, сделав их доступными и понятными детям;

- обогатились  методические возможности организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей;

- активизировался  творческий потенциал детей, способствуя воспитанию интереса к музыкальной деятельности; стали более развиты интегративные качества детей;

- повысился качественный  уровень освоения программы детьми

11 

Возможности  ИКТ  в  работе  музыкального  руководителя  имеют  широкий

спектр их применения: 

  источник познавательной информации,

  наглядное пособие,

  средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение,

  средство подготовки выступлений, 

  средство общения с родителями и педагогами в сети интернет. 

      Информационно-коммуникативные технологии  получили  широкий спектр применения:

- как источник познавательной информации;

- наглядное пособие;

- средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

- средство подготовки выступлений;

- средство общения с родителями  и педагогами в сети интернет;

- средство фиксации и оценивания образовательных результатов .

        В дальнейшем планируется создание базы интерактивной дидактики, презентаций, тематических слайд – шоу по всем разделам музыкального воспитания и   активное использование её, как наглядность, на музыкальных занятиях,  тематических беседах, развлечениях и  праздниках, в музыкально -  дидактических   играх  дошкольников.

Большую  помощь  при  подготовке  и  проведении  музыкаль




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад  для  музыкальных руководителей  на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания  детей дошкольного возраста»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

Развивайте музыкальность у детей. Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Родители должны знать методы и приёмы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный интерес.Лучшие условия для раз...