Образовательный проект " Народные игры и игрушки".
проект (подготовительная группа)

Куликова Татьяна Николаевна

Образовательный проект долгосрочный., направленный на знакомство дошкольников с русскими народными играми и игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Образовательный проект

«Русские народные игры и игрушки как средство приобщения дошкольников к русским народным традициям».

Составители:

Инструктор по физической

культуре:О.Н.Буренина

Воспитатель: Т.Н.Куликова

Углич 2018-2019гг.


Актуальность темы

    Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

 Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.  В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать,  и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.

Используя народные игрушки ребенок: впитывает традиции народа; знакомится с видами искусства; обучается ремеслу.

 Мы решили создать проект, который будет включать в себя не только теоретический материал по культуре и традиции русского народа, но в большей степени был ориентирован на практическую деятельность и практическое воплощение данного материала.

Тип проекта: информационный практико-ориентированный.

По содержанию: познавательно – педагогический.

По числу участников: массовый.

Вид проекта: оздоровительно- познавательно - творческий. 

Сроки проведения: ноябрь 2018г.- май 2019г.

Место проведения: МОУ СОШ№ 6.

Проблема: Основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Дошкольники в игре проводят больше половины своего времени. Всевозможные игры и игрушки в наше время доступны для детей, которые в свою очередь все чаще заменяют подвижные игры или сюжетно- ролевые компьютерными. За гаджетами дети проводят в настоящее время, почти все свободное время, вне зависимости от возраста.

Гипотеза проекта. Реализация проекта позволит объединить усилия педагогов дошкольных групп, родителей, для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста, формированию устойчивого интереса к русской народной культуре, истории, традициям, обычаям.

Цель проекта: формировать и систематизировать знания, умения  и представления детей о культуре, обычаях, традициях русского народа через знакомство с народными подвижными играми и игрушками. 

Задачи: 

  1. Повышать компетентность воспитателей в области русской этнокультурной традиции.
  2. Знакомить детей с русскими народными играми средствами фольклора.
  3. Знакомить дошкольников с технологией изготовления народной игрушки, различными видами прикладного творчества русского человека, возникновением народных подвижных игр.
  4. Привлекать родителей к активному сотрудничеству.
  5. Расширять и активизировать словарный запас детей, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  6. Создавать в группе предметно-развивающую среду (выставку народно-прикладного творчества), способствующую приобщению детей к русской национальной культуре;
  7. Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку.
  8. Развивать творческое воображение, фантазию, познавательную активность.
  9. Познакомить с малыми фольклорными жанрами( зазывалки, считалки, жеребьевки-угады, загадки)

Методы и приемы:

  1. Словесные:

– эвристическая беседа;

– беседа;

– художественное слово (чтение литературы);

-знакомство с малыми фольклорными жанрами

  1. Наглядные:

– показ предметов с использованием видеоматериалов;

– показ образцов игрушек и народных промыслов;

  1. Практические:

– продуктивная деятельность (изготовление кукол, роспись);

 – знакомство и разучивание русских народных игр элементы театральной постановки (инсценировка);

– элементы ролевой игры

  Направление деятельности:

– собирать и изучать материалы по истории  возникновения русской народной игрушки ;

– подбирать предметы народных промыслов;

- создать картотеку народных подвижных игр;

– организовывать консультации с сотрудниками музея;

– организовывать посещение музейных занятий и тематических экскурсий для детей и родителей;

– создавать тематическую ярмарку поделок детей и родителей.

  Предполагаемый результат: В ходе реализации мероприятий проекта у детей формируются знания об образе жизни русского человека и особенностях его характера, навыки создания игрушек и предметов промыслов, формируется умение самостоятельно организовывать игру; прослеживается живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь.

  Описание проекта.

Проект состоит из трех этапов:

1. Подготовительный (ноябрь 2018)

– Знакомство с данной темой.

– Анкетирование родителей.

– Родительское собрание «Русские народные игры и игрушки как средство приобщения

Дошкольников к русским народным традициям».

-Привлечение родителей к формированию

тематической предметно- пространственной среды.

2. Основной (ноябрь 2018г. – апрель 2019г.);

– Последовательная работа по плану.

3. Завершающий (май 2019)

– создание выставки «Русские народные игрушки».

Этап проекта

Содержание

Работа с родителями

Срок выполнения

Подготовительный

Знакомство родителей с темой проекта, анкетирование и привлечение  их к сотрудничеству.

Родительское собрание «Русские народные игры и игрушки как средство приобщения дошкольников к русским народным традициям.»

Ноябрь

2018г.

Основной

Познавательное развитие  «Как жили люди на Руси», сопровождающееся показом презентации.

Цель: формировать представление детей о русском народе его обычаях, традициях, быте и культуре.

Консультация для родителей

« Игры и игрушки в жизни ребенка 5-7 лет».

Ноябрь 2018г.

Развитие речи

Чтение русской народной сказки «Два Мороза»

Цель: познакомить с русской народной сказкой, показать красоту русской речи.

Ноябрь

2018г.

 Физическое развитие

«Русские народные игры»

Игра «Горелки»

Цель: познакомить детей с русской народной игрой  «Горелки» ее правилами.

Ноябрь 2018г.

Познавательное развитие «Зимние забавы на Руси». Просмотр картины Жуковского С.Ю. « Зима» и Ф.Сычкова « Лепка снеговиков»

Цель: познакомить детей с зимними забавами на Руси , побуждать интерес к народным играм.

Мастер класс для родителей « Русские народные игры- источник народной мудрости»

Декабрь 2018г.

  Физическое развитие

«Русская народная игра «Мороз – Красный нос»

Цель: разучить новую игру, развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, воспитывать любовь к народным играм.

Декабрь 2018г.

Художественное творчество «Лепка снеговиков» (лепка из соленого теста).

Цель: учить лепить с натуры снеговика, определить его характерные особенности, соблюдать пропорции.

Конкурс для родителей  и детей «Новогодняя игрушка».

Декабрь 2018г.

Чтение русских народных сказок.

Цель: повторить ранее изученные произведения, познакомиться с новыми, показать красоту русской речи.

Декабрь 2018г.

Занятие по развитию речи.

Малые фольклорные жанры- зазывалки, жеребьевки-угады.

Цель познакомить детей малыми фольклорными жанрами. Использовать их в игре.

Январь 2019г.

Вечер загадок про игрушки.

Цель: закрепить с детьми название и предназначение детских игрушек.

Январь

2019г.

Познавательное развитие  «Русская народная игрушка», сопровождающееся просмотром презентации

Цель; познакомить детей с народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. 

Январь 2019г.

Физическое развитие  Русская народная игра  «Мороз - русская народная игра – хоровод»

Цель: разучить новую игру, развивать внимание, ловкость , быстроту реакции, воспитывать любовь к народным играм.

Февраль

2017г.

Художественное творчество

Изготовление из соленого теста и роспись

«Семеновская матрешка»

Цель: познакомить детей с историей возникновения куклы- матрешки, привлечь к изготовлению и росписи.

2 занятия

Февраль

2019г.

Развитие речи: Малые фольклорные жанры «Русские народные считалки»

Цель: развивать речь, память, вызвать интерес к народному слову. Использовать считалки в подвижных играх

«Зимние забавы»

Вечер-развлечение, посвященный празднику 23 Февраля, в народном стиле.

Цель: познакомить родителей и детей с русскими народными играми

Февраль

2019г.

Физическое развитие

Русская народная игра  «Царь ледяной горы»

Цель: разучить новую игру, развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, воспитывать любовь к народным играм.

Март

2019г.

Познавательное развитие «Русские народные промыслы» с просмотром презентации о филимоновской, дымковской и богородской игрушке

Цель: познакомить детей с русскими народными промыслами, учить отличать их.

Выставка рисунков» Золотая хохлома»

Цель: приобщить родителей к русским народным промыслам.

Март

 2019г.

Художественное творчество

«Филимоновская свистулька».

Цель: познакомить с прикладным творчеством на примере Филимоновской игрушки, учить расписывать свистульку из соленого теста.

Март

 2019г.

Художественное творчество: « В гости к Дымковским мастерам»

Цель: расширять знания детей о дымковской игрушке. Учить лепить из глины лошадку. 2 занятия

Март

 2019г.

Физическое развитие

Разучивание русской народной игры «Золотые ворота».

Цель: разучить новую игру, развивать внимание, расширять словарный запас, воспитывать любовь к народным играм.

Март

2019

 

Художественное творчество «Роспись глиняной игрушки».

Цель: развивать интерес к процессу изготовления игрушки. Учить расписывать готовое изделие.

Апрель 2019г.

Познавательное развитие

Занятие с использованием презентации:

« Куклы наших бабушек».

Цель: познакомить детей с историей возникновения народной куклы.

Мастер- класс для мам и дочерей

«Изготовление обрядовой  куклы- колокольчик»

Цель: познакомить с историей куклы, техникой ее изготовления.

Апрель

2018г.

Художественное творчество: « Изготовление куклы – пеленашки».

Цель: воспитывать уважение к национальным традициям, познакомить с техникой изготовления куклы.

Апрель 2018г.

 Физическое развитие «Разучивание русской народной игры «Заря - заряница».

Цель: разучить новую игру, развивать внимание, ловкость , быстроту реакции, воспитывать любовь к народным играм.

Май

 2019г.

  Костюмированное развлечение: «Русские забавы». Подвижные игры «Капуста», «Бой петухов», « Горелки», «Стадо», «У медведя во бору» и др.

Цель: совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость. Показать родителям и детям красоту  слова.

Май

 2019г.

Итоговый

Выставка «Русские народные игрушки». Оформление экспозиции общими усилиями воспитателей, родителей и детей.

Цель: приобщение к русской народной культуре. Традициям и обычаям.

Май

2019г.

Заключение.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным для детей , благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности заложенных в них. 

 В процессе реализации проекта дошкольники знакомятся с историей  создания русского национальной игрушки , (матрешки, кукол), народными промыслами, русскими народными сказками, народными подвижными играми.

Полученные в ходе участия в мероприятиях проекта знания, умения и навыки способствуют расширению кругозора, словарного запаса дошкольников, способствуют оздоровлениюи развитию двигательной активности детей, мышления, творческой инициативности, и воспитанию уважения и любви к народной культуре, ее обычаям и традициям.

Литература.

1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

4.Интернет портал www nsportal.ru

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6.КуприяноваЛ.Л.»Русский фольклор», М.,Мнемозина,2002г.6.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» М.Просвещение,1988г.7.Лямина Л.А. «Народные игры в детском саду» М.,2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные си...

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о ...

Образовательный проект "Народные подвижные игры Тамбовского края"

Образовательный проект "Народные подвижные игры Тамбовского края"...

Паспорт образовательного проекта. "Народная игрушка кукла."

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились...

Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...

Проект: "Неделя игры и игрушки". Создание русской народной игрушки своими руками (родители и дети)

Создание русской народной игрушки своими руками (родители и дети)...