ПРОТОКОЛ логопедического обследования детей 5-6 лет
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования (5-6 лет)
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________ Дата обследования _______________
- Дата рождения ________________________ Возраст на момент обследовании______________
- Домашний адрес __________________________ телефон ________________________________________
- Ф.И. родителей, место работы, должность
мать ____________________________________________________________________________________
отец ____________________________________________________________________________________
- Анамнез: от какой беременности по счету_____________________________________________________
Как протекали беременность и роды _______________________________________________________________
_________________________________________________________ закричал _____________________________
держать головку ________________ сидеть ________________________вставать __________________________ ходить ________________________гуление _______________________ лепет ____________________________
слова________________________ фраза ____________________________________________________________
заболевания до года _____________________________________________________________________________
слух ___________________________________ зрение _________________________________________________
- Речевая среда
отношение ребенка к своему речевому дефекту ______________________________________________________
- Обследование состояния мелкой и общей моторики (координации движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок) ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
Счет:
а) прямой ________________________________ обратный__________________________________
б) счетные операции ______________________ геометрические формы_______________________
Цвета:
а) основные цвета _______________________________________________________________________________
б) оттенки цвета ________________________________________________________________________________
Временные ориентировки:
а) времена года ________________________________________________________________________________
б) месяцы ______________________________________________________________________________________
в) дни недели __________________________________________________________________________________
в) части суток __________________________________________________________________________________
Пространственная ориентировка:
а) дифференциация правой и левой руки____________________________________________________________
б) ориентировка на собственном теле_______________________________________________________________
г) ориентировка на листе бумаги __________________________________________________________________
Словесно-логическое мышление:
а) исключение 4-го лишнего из грубых дифференцировок_____________________________________________
б) исключение 4-го лишнего из тонких дифференцировок _____________________________________________
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут?_______________________________________________________
Сколько тебе лет?______________________________________________________________
А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) _____________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?______________________________________________
На чем ты добираешься до детского сада?__________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?__________________________________________
2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость ) _____________________________________________________________________________
_____________ ___________________________________________________________
Общее звучание речи:
Темп____________ _______________Голос____________________________________
Разборчивость___________ ___________Дыхание______________________________
II. Обследование связной речи. |
1. Составление рассказа по представлению
Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка) _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ-описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
Рассказ по сюжетной картинке
Посмотри на картинку и составь рассказ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картинок
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Описательный рассказ (с порой на картинку)
Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда) _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пересказ
а) Я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказать Запасливый еж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Понимание текста (предлагается при неуспешном пересказе)
Кто жил в лесу? _______________________________________________________________
Что он делал с яблоками? _______________________________________________________
Куда он относил яблоки? _______________________________________________________
Зачем ёж относил яблоки в нору? _________________________________________________________
III. Обследование грамматического строя речи (по картинкам)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
1. Словоизменение. | ||
а) Категория мн.ч. существительных (в Им.п., Р.п.) Стол – столы – столов Лист – Ухо – Перо – | Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов)? | |
б) Категория падежа существительных (в ед.ч.): Без чего стол (петух, машина)? Кому девочка дает корм? Кого нарисовал мальчик? Чем работает мальчик? О чем мечтает девочка? | ||
в) Предложно-падежные конструкции Кот идет к дому – Кот в доме – Кот перед домом – Кот за домом – Кот на крыше – Вылезает из трубы – Кот под крыльцом – Из-под крыльца Из-за дома | Где сидит кот (куда идёт)? Откуда выглядывает? | Покажи, где кот… |
г) Категория рода прилагательных: Жёлтый мяч Жёлтая майка Жёлтоё яблоко Красная роза Красное кресло Красный флаг | Назови предмет и скажи, какой он по цвету | О каком предмете я говорю Жёлтый … Жёлтая … Жёлтоё … Красная… Красное … Красный… |
д) согласование сущ. с числит.: «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» Цыпленок – Матрешка – Ведро – | Понимание не обследуется 1 2 5 | |
2. Словообразование. | ||
а) образование названий детенышей животных: У кошки – котенок У собаки – У медведицы – У коровы – У лошади – У волчицы – | Назови детенышей животных | |
б) образование относительных прилагательных: Ложка из дерева - деревянная Калоши из резины- Кораблик из бумаги – Сок из апельсинов- Шуба из меха- | ||
в) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Дерево – деревце Окно – Ящик – Зеркало – Платье – Звезда – | Назови ласково | |
г) образование глаголов с помощью приставок: «Что делает мальчик?» Наливает – Выливает – Переливает – Поливает – | Что делает мальчик? В стакан… Из стакана.. Из стакана в стакан… Из лейки… | |
3. Понимание синтаксических конструкций. | ||
а) с реальными предметами: покажи ручкой карандаш покажи ручку карандашом б) по картинкам: покажи мамину дочку покажи дочкину маму | Употребление не обследуется |
IV. Состояние активного словаря.
1) Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).
Назови эти предметы. Назови их одним словом.
яблоко _____________ слива_____________ груша_______________фрукты___________________
огурец_____________ морковь___________ свёкла _______________ овощи __________________
сапоги_____________ботинки______________ валенки_______туфли________обувь___________________
стул _______________стол________________шкаф________________ мебель__________________
2) Словарь действий (по картинкам).
а) Что делает:
Врач - _______________________Учитель - ___________________Продавец - __________________ Водитель - ___________________Повар - _____________________ Маляр_____________________
б) Кто как голос подает?
Собака____________________ Корова ___________________ Кошка _________________________
Петух ____________________ Свинья ____________________
в) кто как передвигается?
Птица ___________________________ Черепаха ______________________________
Кенгуру_________________________ Рыба ________________________________
3) Словарь признаков (по картинкам). Скажи наоборот:
Большой- __________________Грустный- ____________________ Холодный- _________________
Твердый- ________________ Сладкий- ________________
V. Слоговая структура (с опорой на картинки)
1. Повторение предложений
Повтори за мной:
Милиционер стоит на перекрёстке _______________________________________________
Фотограф фотографирует детей __________________________________________________
Золотые рыбки плавают в аквариуме _____________________________________________
2. Повторить слова (предлагается, если не выполняется п.1.)
Светофор __________ | Скакалка __________ | Кружка ____________ | Пуговица __________ |
Автобус ___________ | Перчатки __________ | Свечка ____________ | Паутина ___________ |
Пистолет __________ | Игрушки __________ | Кнопки ____________ | Самокаты __________ |
Карандаш __________ | Кисточка __________ | Кресло ____________ | Черепаха __________ |
Вертолет __________ | Ласточка __________ | Звезда _____________ | Кукуруза __________ |
Цыпленок _________ | Расческа ___________ | Свекла ____________ | Гусеница __________ |
VI. Звукопроизношение.
Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):
Самолет _______________ | Лиса ________________ | Ананас________________ | С ________ |
Синица ________________ | Персик ______________ | Гусь __________________ | С’ ________ |
Заяц _________________ | Мимоза ______________ | Динозавр _______________ | З ________ |
Земляника _____________ | Корзина ______________ | Паровозик ______________ | З’ ________ |
Цыпленок ______________ | Курица _______________ | Огурец _________________ | Ц ________ |
Шапка _________________ | Груша ________________ | Мышь __________________ | Ш ________ |
Жёлудь ________________ | Ножи _________________ | Баклажан _______________ | Ж ________ |
Чайник ______________ | Кабачок _______________ | Мяч ____________________ | Ч ________ |
Щегол _______________ Яблоко ______________ | Овощи ______________ Майка _______________ | Плащ _________________ Сарай _________________ | Щ ________ Й_________ |
Ромашка______________ | Торт ______________ | Помидор ______________ | Р _________ |
Редис ________________ | Перец _____________ | Букварь _________________ | Р’_________ |
Лодка ________________ | Кукла _____________ | Стол __________________ | Л _________ |
Лимон _________________ | Коляска ____________ | Медаль _________________ | Л’_________ |
VII. Сформированность фонематического слуха:
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Повтори слоги: а) цепочки из трёх слогов:
да – та- да _________________ та – та – да _______________ па - ка – ка _____________
ка – па – па _________________ ма – на – на _______________ на – на – ма _____________
ба – па – ба _______________ па – ба – па ____________________________________
б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов): Да-та _______________ та-да _________________ па-ка _______________ ка-па_________________ма-на ______________ на-ма _______________па-ба __________ ба-па ________________
2. Дифференциация оппозиционных звуков (с опорой на картинки).
Покажи, где мышка, а где мишка__________________________________________________
Покажи, где уточка, а где удочка ____________________________________________________
Покажи, где коса, а где коза
Покажи, где сабля, а где цапля
Покажи, ложки, а где рожки_____________________________________________________
3. Хлопни в ладоши на звук:
«С» – С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С «Ш» – Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж «Ч» – Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, Ть, Ч
VIII. Звуковой анализ
Назови звук в начале слова:
Аист______ Ира_____Оля _____утка______волк______дом______стол______дверь______
Назови звук в конце слова: Кот______сок_______нос_______шары________мячи________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
губы ___________________________ зубы______________________ прикус ___________________ язык__________________________ уздечка __________________ твёрдое и мягкое небо ___________________
Мимические движения:
Движение оскаливания ___________________ надувание щек ________________________
Наморщивание __________________________ нахмуривание ________________________
Подвижность артикуляционного аппарата:
губы: улыбочка_____ _____трубочка_____________________________
оскал___ ______бублик_______________________________
трубочка – улыбочка _________________________________________________________
язык: лопаточка _____ ____ иголочка _____________________________
высунуть язык на нижнюю губу_________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________________________
горка ______ ___парус__________________________________
грибок ________________________________ чашечка _______________________________ часики_________________________________качельки ______________________________ «цоканье»______________________________кончиком обвести губы__________________
мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте _____________________________________________________________________________
Учитель-логопед_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...
Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа
Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...
Протокол логопедического обследования
В протоколе отражены основные показатели, по которым проводится обследование речевой системы дошкольника. ...
План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей с 3 до 7 лет....
План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей раннего возраста (о...
протокол логопедического обследования детей 6-7 лет
протокол логопедического обследования детей 6-7 лет...
Протокол логопедического обследования для неговорящих детей 4-7 лет
Протокол логопедического обследования для неговорящих детей 4-7 лет...