ИОМ одаренного ребёнка
презентация
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 618.94 КБ |
Текст к презентации | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
ИОМ одаренного ребенка Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Д.Б. Богоявленская). Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Творческие способности - способности к деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, ценностью и уникальностью.
Основные задачи в работе с одаренными детьми по ИОМ раннее выявление одаренных детей (диагностика); создание адекватных программно-методических условий; формирование предметной развивающей среды; создание социальной среды.
Принципы выявления одаренных детей: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ; использование тренинговых методов; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов.
ЭТАПЫ ИОМ :
В ИОМ одаренного ребенка должно быть отражено : анамнез, медицинский диагноз; Вид его одаренности; содержание работы; ожидаемый результат индивидуальной работы; взаимодействие со специалистами; работу с родителями воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ ) одаренного ребенка ФИО ребенка ______________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ ФИО мамы, возраст, профессия _______________________________________ ФИО мамы, возраст, профессия _______________________________________ Дата начала ИОМ__________________________________________________ Количество занятий в неделю: 5 занятий Диагностика развития ребенка Физическое развитие__________________ Соматическое развитие _______________ Речевое развитие ____________________ Особенности развития познавательных процессов Память__________________________________________________ Внимание_______________________________________________ Восприятие______________________________________________ Мышление______________________________________________ Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка
Направления развития одарённого ребенка в процессе освоения ИОМ Личностный рост ребенка. Совершенствование и развитие одарённого ребёнка в избранном виде деятельности, т.е. в предметно-деятельностной сфере. Повышение уровня обученности. Повышение функциональной грамотности одарённого ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) одаренного ребенка Ф.И.О ребенка: Мария П. Дата рождения: 27.03.2013 г. Ф.И.О мамы : Инна Сергеевна П. 32 года, высшее, технолог мясных продуктов. Ф.И.О папы : Сергей Викторович П. 44 лет, образование средне-специальное, слесарь. Количество занятий в неделю: 2 занятия . Состав семьи (нужное подчеркнуть): полная, неполная, многодетная, наличие младшего брата . Тип семьи (нужное подчеркнуть): а ) благополучная; б) неблагополучная; в) нравственно неблагополучная семья; г) конфликтная семья. Кто занимается воспитанием ребенка (нужно подчеркнуть ) : мать, отец, бабушка, другие ______________ Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть): а) семейный диктат; б) чрезмерная опека; в) попустительство; г) сотрудничество. Дата начала ИОМ_____ сентябрь 2019 г. _____________________________________________ Количество занятий в неделю: _ _ 2 _ занятия по _ 25 __мин Сведения о ребенке Группа здоровья ___ группа здоровья I ______________________ Ведущая рука: правша, левша, не установлена.
Психические функции и социальное поведение Показатели Соответствует норме С отклонениями 6 лет Мышление и речь. Специальные задания Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Моторика. Специальные задания Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. Внимание и память. Специальные задания. Внимательна , собрана . Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Психическое здоровье (см. анкету с. 19) Без отклонений.
Отношение к занятиям (нужное подчеркнуть): не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый , но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть , бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход. Характеристика деятельности (нужное подчеркнуть) Навыки самообслуживания : ( не) может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы ; (не) может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки ; (не) может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой, ножом ; (не) умеет ли убирать свои вещи и постель, имеет представления о ЗОЖ . Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры спокойные, печатные , понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру . Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков . Вид одаренности: «Художественно-эстетическое развитие»: хорошо развита всесторонне, активна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции.
Реализация ИОМ Месяц, периодичность занятий Специалист, направление работы Основное содержание Рекомендации для родителей Ожидаемый результат Отметка о продвижении в развитии Сентябрь Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО. Диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. Индивидуальные консультации о результатах диагностики развития ребенка. Составление плана работы Октябрь Воспитатель: закреплять знания ребенка о колорите осени . Беседа о пейзаже и его видах. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень». Д / И: «Подберем краски для художника». Консультация: «Давай рисовать вместе». Повышение уровня знаний и применение в практике. +- Педагог-психолог: развитие повышение самооценки ребенка. Игры : «За что меня любит мама», «Я могу», «Волшебный стул», «Мышеловка», «Я-лев ». Консультация: « Как повысить самооценку ребенка? » Развитие адекватной самооценки + Педагог ИЗО: овладение техническими приемами работы с различными материалами . Тема: «Унылая пора! Очей очарование!». . Памятка для родителей по оборудованию уголка творчества и подбору необходимых изобразительных материалов для домашних занятий рисованием и лепкой. Повышение уровня овладения новыми приемами изо деятельности. +-
Ноябрь Воспитатель: закрепление знаний ребенка о птицах. Рассматривание альбома о птицах. Раскрашивание птиц в книжках-раскрасках. Аппликация «Ворона». Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка». Повышение уровня знаний и применение в практике. +- Педагог-психолог: развитие воображения ребенка оригинальностью и гибкостью мышления. Д/и « На что похоже? ». « На какие предметы похожи геометрические фигуры », « Дорисуй », « Преврати геометрические фигуры в интересные картинки », Составление фигур. Узоров из элементов » Консультация: «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения». Повышение уровня творческих способностей, воображения, логического и творческого мышления +- Педагог ИЗО: умение размещать на листе бумаги несколько предметов. Рисование: «Стайка воробьев». Памятка для родителей «Волшебный мир красок» Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. +-
Декабрь Воспитатель: умение самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги. Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Художественно-развивающая игра: «Подберем на своей палитре краски, которые художник использовал в картине». Д / И: «Художник-реставратор » Памятка для родителей: «Цель художественного воспитания дошкольников». Педагог-психолог: развитие социально – личностного роста у ребенка. Игры: «Строим цифры» , «Психологическая лепка», «Есть или нет», «Ситуации». Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?». «Портрет творческой личности». Педагог ИЗО: умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности . Рисование: «Дед и баба вылепили Снегурочку». Беседа с родителями: «Детское творчество дома» Январь Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО Промежуточная диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. Индивидуальные консультации о результатах промежуточной диагностики . Результаты индивидуального образовательного маршрута : активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.
2 слайд. Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
3 слайд. Понятие одаренность мы уже сегодня зачитывали, поэтому не будем на этом слайде останавливаться.
4 слайд. Основные задачи в работе с одаренными детьми по ИОМ:
- раннее выявление одаренных детей (диагностика);
- создание адекватных программно-методических условий;
- формирование предметной развивающей среды;
- создание социальной среды.
5 слайд. Принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ;
- использование тренинговых методов;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов.
6 слайд. Этапы индивидуального образовательного маршрута:
- Этап наблюдения;
- Диагностический этап;
- Этап разработки (конструирования);
- Этап реализации;
- Этап диагностики.
7 слайд. В ИОМ одаренного ребенка должно быть отражено:
- анамнез, медицинский диагноз;
- виды одаренности ребенка;
- содержание работы;
- ожидаемый результат индивидуальной работы;
- взаимодействие со специалистами;
- работу с родителями воспитанника.
8 слайд. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.
9 слайд. Направления развития одарённого ребенка в процессе освоения ИОМ:
- Личностный рост ребенка.
- Совершенствование и развитие одарённого ребёнка в избранном виде деятельности, т.е. в предметно-деятельностной сфере.
- Повышение уровня обученности.
- Повышение функциональной грамотности одарённого ребёнка.
10 слайд. Пример индивидуального образовательного маршрута в заполненном виде.
Начало таблицы остается таким же. Нужно останавливаться на этом подробнее?
Ф.И.О ребенка: Мария П.
Дата рождения: 27.03.2013 г.
Ф.И.О мамы: Инна Сергеевна П.
32 года, высшее, технолог мясных продуктов.
Ф.И.О папы: Сергей Викторович П.
44 лет, образование средне-специальное, слесарь.
Количество занятий в неделю: 2 занятия.
Состав семьи (нужное подчеркнуть): полная, неполная, многодетная, наличие младшего брата.
Тип семьи (нужное подчеркнуть): а) благополучная; б) неблагополучная; в) нравственно неблагополучная семья; г) конфликтная семья.
Кто занимается воспитанием ребенка (нужно подчеркнуть): мать, отец, бабушка, другие ______________
Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
а) семейный диктат; б) чрезмерная опека; в) попустительство; г) сотрудничество.
Дата начала ИОМ_____сентябрь 2019 г._____________________________________________
Количество занятий в неделю: __2_ занятия по _25__мин
Сведения о ребенке
Группа здоровья___ группа здоровья I______________________
Ведущая рука: правша, левша, не установлена.
11 слайд. Психические функции и социальное поведение. Это тоже все берется из прошлой таблицы и заполняется по возрасту. Нужно здесь остановиться подробнее?
Показатели | Соответствует норме | С отклонениями | |
6 лет | |||
Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. | ||
Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | ||
Внимание и память. Специальные задания. | Внимательна , собрана. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. |
| |
Психическое здоровье (см. анкету с. 19) | Без отклонений. |
12 слайд. Это тоже остается из стандартной таблицы, которую нам присылало КИРО. Подчеркиваем то, что подходит для нашего ребенка. И добавляем новую графу: «Вид одаренности». В нем описываем какое направление одаренности у ребенка. У меня «Художественно-эстетическое развитие».
Отношение к занятиям (нужное подчеркнуть): не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Характеристика деятельности (нужное подчеркнуть)
Навыки самообслуживания: (не) может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; (не) может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; (не) может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой, ножом; (не) умеет ли убирать свои вещи и постель, имеет представления о ЗОЖ.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры спокойные, печатные, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.
Вид одаренности: «Художественно-эстетическое развитие»: хорошо развита всесторонне, активна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции.
Цель: (пример) формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи: (пример)
1.Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.
2.Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
3.Повысить самооценку, уверенность в себе.
Психолого-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута остаются такими же. Нужно зачитывать?
1. Организация специальной коррекционной педагогической среды.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей) на основе диагностических данных.
3. Изучение учебного материала с учетом психологического возраста, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста индивидуальных достижений ребенка.
6. Умелое сочетание организующего воздействия и самостоятельной деятельности ребенка.
13 слайд. Реализация ИОМ
Месяц, периодичность занятий | Специалист, направление работы | Основное содержание | Рекомендации для родителей | Ожидаемый результат | Отметка о продвижении в развитии |
Сентябрь | Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО. | Диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. | Индивидуальные консультации о результатах диагностики развития ребенка. | Составление плана работы | |
Октябрь | Воспитатель: закреплять знания ребенка о колорите осени. | Беседа о пейзаже и его видах. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень». Д/И: «Подберем краски для художника». | Консультация: «Давай рисовать вместе». | Повышение уровня знаний и применение в практике. | +- |
Педагог-психолог: развитие повышение самооценки ребенка. | Игры: «За что меня любит мама», «Я могу», «Волшебный стул», «Мышеловка», «Я-лев». | Консультация: «Как повысить самооценку ребенка?» | Развитие адекватной самооценки | + | |
Педагог ИЗО: овладение техническими приемами работы с различными материалами. | Тема: «Унылая пора! Очей очарование!». | . Памятка для родителей по оборудованию уголка творчества и подбору необходимых изобразительных материалов для домашних занятий рисованием и лепкой. | Повышение уровня овладения новыми приемами изо деятельности. | +- |
14 слайд.
Ноябрь | Воспитатель: закрепление знаний ребенка о птицах. | Рассматривание альбома о птицах. Раскрашивание птиц в книжках-раскрасках. Аппликация «Ворона». | Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка». | Повышение уровня знаний и применение в практике. | +- |
Педагог-психолог: развитие воображения ребенка оригинальностью и гибкостью мышления. | Д/и «На что похоже?». «На какие предметы похожи геометрические фигуры», «Дорисуй», «Преврати геометрические фигуры в интересные картинки», Составление фигур. Узоров из элементов» | Консультация: «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения». | Повышение уровня творческих способностей, воображения, логического и творческого мышления | +- | |
Педагог ИЗО: умение размещать на листе бумаги несколько предметов. | Рисование: «Стайка воробьев». | Памятка для родителей «Волшебный мир красок» | Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. | +- |
15 слайд.
Декабрь | Воспитатель: умение самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги. | Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Художественно-развивающая игра: «Подберем на своей палитре краски, которые художник использовал в картине». Д/И: «Художник-реставратор». | Памятка для родителей: «Цель художественного воспитания дошкольников». | Самостоятельное выполнение заданий. | + |
Педагог-психолог: развитие социально – личностного роста у ребенка. | Игры: «Строим цифры», «Психологическая лепка», «Есть или нет», «Ситуации». | Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?».
| Развитие адекватной самооценки. | + | |
Педагог ИЗО: умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности. | Рисование: «Дед и баба вылепили Снегурочку». | Беседа с родителями: «Детское творчество дома» | Повышение уровня творческих способностей. | + | |
Январь | Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО | Промежуточная диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. | Индивидуальные консультации о результатах промежуточной диагностики . |
| + |
Результаты индивидуального образовательного маршрута: активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности,
оформление выставок творческих работ.
16 слайд. Спасибо большое за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "ОДАРЕННЫЙ РЕБЁНОК"
программа педагога - психолога одаренный ребенок...
Одаренный ребёнок
Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться не только грамотный наставник, ...
Возможности среды для комплексного развития одаренного ребёнка в условиях спортивного зала и бассейна.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей...
"Одаренный ребёнок " консультация для родителей
Создание условий для развития ребенка...
Тематическая консультация "Речевые особенности одаренного ребёнка"
Интерес общества к одаренным детям, как к будущей интеллектуальной и творческой элите, растет поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных р...
Буклет "Родителям одаренного ребёнка"
quot;Родителям одарённого ребёнка"...
Одаренный ребёнок в детском саду.
Необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей в настоящее время стоит на первом месте.Это объясняется тем, чт...