Реализация технологии Е. В. Стародубцевой «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда»
материал (подготовительная группа)
Реализация технологии Е. В. Стародубцевой
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста
к школе в процессе ручного труда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_tehnologii_e._v._starodubtsevoy_.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 8 д/с «Елочка» Уренского Муниципального района Нижегородской области
Реализация технологии Е. В. Стародубцевой
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста
к школе в процессе ручного труда»
Воспитатель: Мальцева Е. С.
2020 год
Успешный переход ребенка к систематическому организованному школьному обучению обеспечивается его интеллектуальной и личностной (эмоциональной, коммуникативной, мотивационной) готовностью к этому. Кафедрой теории и методики дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО в соответствии с задачей выполнения Комплексной целевой программы развития образования в Нижегородской области было разработано программно-методическое пособие «Филиппок» по проблеме подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Частью данного методического обеспечения является технология Елены Викторовны Стародубцевой, которая включена в ООП ДО МБДОУ № 8 детского сада «Елочка» как вариативный компонент и используется для проведения РОД по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста. Технология изложена в пособии «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда». Технология Стародубцевой по подготовке детей дошкольного возраста к школе в ручном труде предназначена для формирования предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации в школе. Умение дошкольника планировать свою деятельность является одной из важных предпосылок учебной деятельности и обеспечивает возможность принять учебную задачу и способность ее решить. В процессе ручного труда большое значение имеет умение ориентироваться на заданную систему требований, слушать и выполнять инструкцию взрослого, построение плана действий (самостоятельное речевое планирование), самоконтроль в процессе планирования деятельности, совместное планирование действий в речевом общении (коллективное планирование), выполнение знаково-символических действий во внутреннем умственном плане. Обучение данным умениям проходит через 2 направления - работу с природным материалом и работу с бумагой (оригами, киригами) и особенностью технологии является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности.
В этом виде труда у детей воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, ответственность, умение преодолевать препятствия, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. Неумение ребенка действовать по инструкции чаще всего связано с отсутствием привычки продумывать, планировать и соотносить с планом свою деятельность. Формирование умения работать по инструкции тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий, переходом на качественно новый уровень мыслительной деятельности. Умение ребенка слушать и выполнять инструкции взрослого, ориентироваться на систему правил в работе, работать по образцу являются важными предпосылками учебной деятельности. От результатов работы в данном направлении во многом зависит успешность включения ребенка в учебную деятельность.
Ребята учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение поделки, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений дети часто бросают начатую работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.
Работа с разными материалами активизирует чувственный опыт детей и служит основой развития их мышления и речи.
Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр. – дает нам возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Изготовление игрушек, атрибутов, украшений собственными руками имеет большие педагогические возможности. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра. Дети переживают чувство радости от самостоятельно выполненного труда, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек-самоделок дает положительные моменты для проявления самостоятельности, творческой активности, художественных способностей детей в продуктивной деятельности.
Таким образом, ручной труд способствует активному формированию различных умений и навыков, необходимых ребенку как в школьной, так и повседневной жизни.
Готовясь к проведению трудового процесса, мы стараемся продумывать форму его организации: включаем каждого ребенка сначала в простые, а затем в более сложные формы организации труда: совместная деятельность с взрослым, поручение, обязанность, деятельность по собственной инициативе. Например: совместное изготовление новогодней поделки, изготовление поделки в свободной деятельности, украшение елки изготовленными игрушками, использование готовых работ по своему желанию.
Через поручения учим детей видеть необходимость работы, самостоятельно ее планировать.
Важную роль при организации детей старшего дошкольного возраста в труде имеют обязанности. Дети учатся не только самостоятельно выполнять работу, но и формируется умение самостоятельно организовывать ее: приступить к работе вовремя, подобрать необходимое оборудование, расположить его удобно и в нужном порядке и т.п. Содержание обязанности, ее значимость, план, способ выполнения вначале определяем сами. Но в остальных случаях ребенок сам ставит цель, организует, планирует и исполняет дело. Такая форма организации способствует пониманию детьми общественной значимости труда, овладение способами ее выполнения, определения последовательности работы, способности заранее предвидеть конечный результат и целенаправленно стремиться к нему. Через обязанности дети приобретают умения коллективно обсуждать работу, доброжелательно высказывать замечания.
Чтобы у дошкольников сформировались отчетливые представления о направленности трудового процесса (на запланированный результат), о требованиях к планированию своей работы (выбор трудовых действий, их последовательность), стараемся придерживаться следующих рекомендаций (по методике В.И. Логиновой):
а) цель и результат труда для осознания их детьми мотивируются практическими потребностями детей и взрослых; (потребность - вместе с ребятами отметить весело новый год, получить подарок от деда Мороза, цель – украсить елочку в зале для праздника, результат – нарядная елка для праздника)
б) цель труда представляется детям в виде образца предмета. Это позволяет осознавать направленность труда, видеть замысел и процесс достижения цели, промежуточные результаты, устанавливать их несоответствие конечной цели, осознавать трудовые действия; (образ – елка, на которой множество разных игрушек, рассматривание с детьми образца готовой поделки)
в) выбор материала с определенными свойствами мотивируем назначением результата труда; (например: для изготовления новогодней игрушки для украшения елки на улице подойдет простая бумага или нет, почему, что можно использовать)
г) предварительную подготовку инструментов, оборудования осуществляем в присутствии детей и совместно с детьми, (затем дети самостоятельно готовят необходимый материал) чтобы привлечь их внимание и помочь выбрать набор орудий с учетом цели труда и особенностей конкретного материала; (например: при работе с бумагой для соединения нужен клей, а при работе с пластилином материалом для соединения деталей служит пластилин)
д) трудовой процесс демонстрируем детям поэтапно. Мы обращаем их внимание на полученный промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного. Тем самым достигается расчленение восприятия трудового процесса; (например: при изготовлении осьминожек показываем последовательно как квадрат превращаем в прямоугольник, прямоугольник скручиваем в цилиндр и склеиваем его, затем используем технику киригами - надрезание готовой поделки, использование дополнительных деталей для украшения)
е) полученный результат используем только по назначению. Устанавливаем связь между результатом, целью и трудовыми действиями работавшего человека (например: целью было изготовление новогодних игрушек, результат – готовые игрушки, трудовые действия – украшение елки)
Практика показывает, что навыками планирования труда дети овладевают постепенно. Сначала предварительное планирование трудовой деятельности осуществляется полностью воспитателями: мы отбираем необходимые материалы, показываем или напоминаем последовательность действий, распределяем работу между детьми. По мере овладения трудовыми операциями ребята сами переходят к элементарному планированию.
При формировании у детей умения планировать свою работу (по рекомендациям Д.В.Сергеевой) используем постепенно усложняющиеся методы педагогического воздействия: а) вначале ребенок усваивает образец, данный воспитателем; б) затем применяет полученные навыки и умения; в) на высшем этапе творчески использует накопленный опыт в разных условиях. Об эффективности применяемых нами методов говорит то, что большинство детей используют накопленный опыт в самостоятельной деятельности. Многие дети самостоятельно применяют полученные навыки и умения. Часть детей используют накопленный опыт в разных условиях.
Приемы, используемые в работе:
1. Пример воспитателя. С этой целью мы рассматриваем образцы изготовляемой поделки, учим детей выделять и называть части предмета, их количество, фиксируем внимание на последовательности рассматривания и изготовления поделки, на способах работы. Образец плана, который мы даем, включает все этапы предстоящей работы. Сначала фиксируем внимание детей на ее организации, рассказывая, что для этого нужно. Затем раскрываем этапы работы и способы действий, указываем на необходимость проверки ее качества. Перед работой даем дошкольникам пример планирования процесса деятельности. Предварительный анализ образца учит дошкольников с самого начала работать по плану. Закреплению этого умения способствует повторение выработанного плана работы, анализ выполненных поделок, оценка действий детей по ходу работы.
Действие по примеру - лишь начальный этап, который (с накоплением опыта) переходит в более сложный, требующий от детей активного участия в планировании.
Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?»
Если трудовая задача ясна, старшие дошкольники выполняют работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса им неизвестны, они находят решение в ходе работы – осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. По мере необходимости оказываем детям индивидуальную помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы. В дальнейшем, организуя трудовую деятельность детей, мы опираемся на приобретенное ими умение анализировать образец, активизируем его применение. В свободное от занятий время стараемся обеспечить индивидуальный подход в руководстве трудовой деятельностью детей. Большая часть детей уже самостоятельно могут спланировать свою деятельность.
2. С помощью вопросов. Важно, чтобы их система, последовательность, побуждала детей продумывать все этапы плана:
- Организация работы («Что понадобится для работы? Сколько?» и т.п.).
- Исполнение («С чего начнешь? Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как?» и т.д.). Вопрос «как?» задается там, где необходимо уточнить способ действия.
- Контроль и оценка работы («Когда ты будешь проверять свою работу? Что будешь проверять? Чем закончишь свое занятие?»). Нацеливаем детей на то, чтобы в ходе работы они проверяли себя, не допускали ошибок, после окончания труда все убирали на место, смотрели, все ли правильно сделано.
Если ребенку систематически задавать подобные вопросы, то у него появится привычка продумывать работу перед ее началом по определенному плану. Но важно, чтобы он самостоятельно умел это делать. Поэтому в своей деятельности стараемся приучать дошкольников к более сложному способу планирования.
3. План-рассказ. Получив задание, ребенок подробно описывает, что и как будет делать. Если он затрудняется, нужно помочь ему рассказать свой план, дополнительно поупражнять в планировании по вопросам. Умение детей выражать намеченное в словесной форме весьма важно, так как придает трудовому процессу осознанность и избавляет ребенка от ненужных затрат, от неуверенности в себе, существенно влияет на развитие речи. Становление умения выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования связано с развитием произвольности, функции самоконтроля. Использование заданий на формирование умения выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования способствует переходу важнейших познавательных, учебных и других действий во внутренний план, создавая базу успешного самостоятельного учения, закладывая потенциал саморазвития ребенка.
При планировании деятельности очень важно, чтобы ребенок умел предвидеть и преодолевать возможные трудности путем оценки и тренировки своих навыков. Этому способствует формирование у детей предвосхищающего контроля. Прежде всего дошкольников нужно убедить в необходимости этого действия, доказать, что, осуществляя контроль, можно избежать ошибок, добиться в работе лучшего результата. Установка на самоконтроль должна быть дана при планировании деятельности. Предварительное планирование контроля своей работы ориентирует детей на проверку ее в ходе исполнения. Воспитатель спрашивает детей: «Когда вы будете проверять свою работу? Что будете проверять? Что может случиться, если работу вовремя не проверить?» Для формирования элементов предвосхищающего контроля можно использовать показ, осуществляемый ребенком. Если педагог не спешит исправить допущенную неточность или ошибку, вместе с детьми анализирует ее, они стремятся не допустить подобной ошибки, контролируют свои действия.
Сначала сами показываем и объясняем приемы наглядного сравнения результата деятельности с заданным образцом, затем приобщаем к нему детей. Для этого отмечаем на образце последовательность рабочих операций. К самоконтролю побуждает и организация взаимопроверки между детьми. При этом они используют показанные педагогом приемы сопоставления.
Для педагогической диагностики авторы предлагают определять уровень сформированности планирующей деятельности с ориентацией на следующие показатели
( диагностика – сформировано, нет, в стадии формирования):
полнота (планирование условий выполнения поставленной цели, последовательности работы и отдельных действий, способов, приемов, предвосхищающий контроль);
степень самостоятельности (с помощью вопросов, самостоятельный план-рассказ, коллективное планирование).
Исходя из наблюдений за деятельностью детей в прошлом году, в течение первого полугодия этого года можно отметить, что дети с интересом занимаются разными видами ручного труда, конструирования. Большинство задач усваивается: дети самостоятельно анализируют и выделяют обобщенный способ изготовления поделки; узнают знакомый способ и используют его в новых условиях; практически все дети умеют самостоятельно планировать и изготавливать разнообразные поделки; добиваются намеченной цели; умеют анализировать природный материал, как основу будущей поделки и другие. В конце года попробуем провести предложенную авторами диагностику для оценки эффективности.
Огромное значение в развитии умения самостоятельно планировать свои действия, предвосхищать возможные трудности имеет повседневное общение ребенка с взрослыми – родителями и педагогами. Это может быть совместное, развернутое, эмоционально положительное планирование предстоящих действий, поощрение планирования ребенком своей деятельности, предоставление ребенку возможности осознанного выбора форм и линии поведения на основе проговаривания со взрослым возможных последствий каждого варианта, взятие ребенком на себя ответственности за результаты своей деятельности, за свой выбор.
Такой подход к воспитанию способствует не только формированию у ребенка способности к самостоятельному планированию постановке целей, но и к развитию внутренней ориентировки в пространстве своих действий и своего времени, уменьшению конфликтов, противоречий, капризов, к формированию умения считаться с интересами других людей.
Успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у младшего школьника, а от умения самостоятельно их находить и применять. Использование технологии Елены Викторовны Стародубцевой помогает сформировать предпосылки учебной деятельности у старших дошкольников, необходимые для адаптации в школе и дальнейшего успешного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с элементами художественного ручного труда Тема: "Серебряный цветок"
Работа с нетрадиционным материалом всегда вызывает у детей живой неподдельный интерес. Особенно если это работа с фольгой. Развиваются познавательные и конструктивно-творческие способности детей....
Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой
Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе"
Консультация для педагогов...
Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».
В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и ручному труду "Мамочка милая, мама моя...." (скручивание салфеток)
Этапы работы по конструированию "Мамочка милая,мама моя..."...
Мастер-класс для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста по аппликации и ручному труду "Радужная симметрия"
Аппликация и ручной труд для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста для закрепления навыка симметричного вырезания, путем складывания листа....
Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...