КВЕСТ – ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)
В статье рассмотренно влияние квест – игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Представлена структура образовательного квеста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ – ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, ребенок стремиться познать новое. Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников.
В ФГОС ДО четко определены задачи познавательного развития дошкольников:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Проблема познавательной активности исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки психологов и педагогов советской и зарубежной школ (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского и многих других), изучением познавательной активности детей занимаются Э. И. Бахтеева, Е. А. Меньшикова, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинина, В. С. Юркевич и другие.
Познавательное развитие немыслимо без активности детей, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Важно использовать такие средства, приемы и формы работы, которые позволят дошкольникам быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как любознательность, воображение, формирование памяти и мышления. Наиболее естественной формой познания мира, для детей дошкольного возрастс является игра.
В работе по познавательному развитию дошкольников можно использовать такую форму игры как квест. Квест – игры актуальны в контексте ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач.
Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Как отмечают М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова, «квест (от английского quest - поиск, игра-загадка) – специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач» [22].
И. Н. Сокол рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений [42, c.138].
Л.Ю. Лосева отмечает, что квест-игру дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей [5, с.723].
В образовательном процессе квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.
М.А. Бондарь отмечает, что квест - это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков, от успешного взаимодействия которых зависит результат деятельности. Участники игры должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях [6, с.80].
Квест как форма обучения детей в ДОО способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Основополагающие принципы квеста для детей дошкольного возраста:
-доступность – все вопросы и задания соответствуют возрасту;
-системность – задания логически связаны друг с другом;
- эмоциональная окрашенность заданий;
-время на выполнения заданий, чтобы дети не потеряли интерес;
-разнообразие видов активности;
-наличие четко сформулированной цели и видимого конечного результата.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.
Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.
Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы [25].
При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3 основных правил:
1) игры должны быть безопасными;
2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
3) споры и конфликты надо решать только мирным путём [21,c.68].
Важно отметить, что квест – это универсальная игровая технология, включающая соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, позволяет за короткое время вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса в решении образовательных задач в игровой и занимательной форме.
Структура образовательного квеста состоит из:
1) введения, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, сделан обзор всего квеста,
2) заданий, которые понятны, интересны и выполнимы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации),
3) ресурсов — список информационных ресурсов (в электронном, бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания,
4) процесса работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания,
5) оценки - описание критериев и параметров оценки квеста,
6) заключения - раздел, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом [6, с.81].
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
• линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
• кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными [25].
Важно отметить, что во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива.
Квест с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым [17].
В МБДОУ «Детский сад №135» были разработаны квест-игры, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Квест - игры были подобраны с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Время проведения не более 30 минут. Частота проведения 1 раз в неделю.
Таблица 1 - Перспективный план серии квест-игр для детей старшего дошкольного возраста
№ | Тема | Цель | Оборудование |
1 | «В поисках сундука Знаний» | - развивать познавательную активность детей; - создание положительного отношения к школе и желанию учиться, приобретать новые знания. | костюмы для сказочных персонажей, маршрутные листы, обручи 10 шт., лопатки, туннель, канат, портфель, пенек, теремок, сундучок, дерево, золотой ключик, свиток, ноутбук, стол. |
2 | «Старичок-годовичок» | - развивать познавательную активность детей; - расширять знания детей о временах года. | Проектор, мягкие модули, воздушный шар, сундучок, мяч, птицы – 3, «дерево знаний» -1, слайд «Старик-годовик», куб «Времена года». Музыка: А. Вивальди «Времена года», Чайковский «Времена года». |
3 | «Поможем нашей Фауне» | -сформировать у детей представление о разнообразии нашего животного мира; -развивать познавательную активность детей. | Аудиоматериал – звуки леса, голоса диких животных, песня «Канкан-капкан»; предметные картинки – представители животного мира; карта, расположенная изображением к доске и состоящая из частей; 2 плаката – лабиринта, 2 указки; игрушечные мышка и лисичка; видеоматериал о крымских животных. атрибуты к д/и «Где находится животное», «Посчитай и напиши цифру», «Судоку. Дикие животные», «Бабочка и цветы»; геометрические фигуры для выкладывания бабочки, уточки на палочках (гимнастика для глаз, бабочки на ниточках (дыхательная гимнастика, шапочки-маски божьи коровки. |
4 | «Кибер кража» | - развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, фантазию, творческую активность; -развивать познавательную активность детей. | Конструктор «K’NEX. Машины и механизмы», деревянный конструктор, настольная игра «4 в 1. Фиксики», настольная игра «Безопасность в доме. Фиксики», детская микроволновка, муляж коробки молока, лимоны, медные провода, оцинкованные шурупы, светодиод, аптечка, книга К.И.Чуковского «Доктор Айболит», растение в горшочке - дуб, шахматная доска и коробка, четыре ключа, капсулы для ключей, три сундука, УФ-маркер, УФ-фонарик., скотч. |
5 | «Квест добрых дел» | - развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, фантазию, творческую активность; -развивать познавательную активность детей. | Конверт, книги, клей. |
6 | «Вода-источник жизни | - развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, фантазию, творческую активность; -развивать познавательную активность детей. | конверт - ракушка с письмом и план — картой №1, 1 конверт с частью план — карты №2 и один конверт частью план- карты №3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины- дощечки из набора «Строитель» |
7 | «Возвращение забытой книги» | - развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, фантазию, творческую активность; -развивать познавательную активность детей. | ноутбук, интерактивная доска, книга из библиотеки. |
8 | «Путешествие зайчика в лесу» | - развивать познавательную активность детей | Деревья, урна, декорация костра, емкости с водой, землей и песком, стол. |
9 | «В поисках похищенных знаний» | - развивать у детей логическое мышление, фантазию, творческую активность; -развивать познавательную активность детей | фломастеры, шаблоны для росписи, кроссворд, 2 мольберта, нарисованная карта, карточки с цифрами,энциклопедия,, цифры (от 1-20, буквы «СВИРИСТЕЛЬ», лист на котором написано (КАР+ТИНА=) |
10 | «День матери» | - развивать познавательную активность детей -сплочение семей общей целью, повышение положительного эмоционального уровня | рисунок с изображением солнца, карта, письмо, открытки. |
В процессе проведения квест-игры дети повышали свою познавательную активность, учились вместе решать задачи, получали большой эмоциональный заряд, становились более раскрепощенными в общении. У детей развивалось логическое мышление, а также фантазия и творческая активность.
Таким образом, можно сделать основной вывод, что квест-игры являются эффективным средством познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ - М: ТЦ Сфера, 2018. –80 с.
2.Ажибеков К.Ж. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста /К.Ж. Ажибеков, Г.О. Жетписбаева, А.Т. Агабекова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-1. – С. 136-138.
3. Бондарь, М. А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации /М.А. Бондарь // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 80-82.
4. Гавришова Е.В. Квест – приключенческая игра для детей /Е.В. Гавришова, В.М. Миленко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.-С.12.
5. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста /У.Н. Киселок //Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 68-69.
6. Кичерова, М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова // Интернет-журнал «Мир науки».- 2016.- Том 4.- №5.-// Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.
7. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра квест, как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / Л.Ю. Лосева, И.В. Колесникова //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста -2016.-№2.-С.723.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития...
Статья "КВЕСТ-ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Основное внимание в работе автор акцентирует на процессе развития познавательной активности в КВЕСТ-играх у детей старшего дошкольного возраста....
Буклет КВЕСТ – ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавате...
Квест- игра как средство развития познавательноисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Квест- игра...
Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...