Статья
статья
Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста».
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности и проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Поэтому, очень важно своевременное и адекватное «опредмечивание» познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующие ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество. При продуктивной познавательной деятельности ребенок, сталкиваясь с новой проблемой, может использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность. Так, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей, развиваются и формируются познавательные интересы.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения являются движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, которая сможет жить и творить в современном мире.
Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:
- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;
- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;
- собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П.Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л.И.Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности детей в разнообразных формах общения, игре, обучения и деятельности.
В развитии познавательного интереса дошкольников, можно выделить следующие основные направления его становления:
-возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
-интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;
- расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
-углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей.
Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс.
Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:
- интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе, ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.
Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...