Рекомендации педагогам
консультация
проектирование дополнительной общеразвивающей программы соответствующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проектированию дополнительной общеразвивающей
программы соответствующей направленности.
1. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях:
-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- возможность взаимозачета результатов;
-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
-творческий и продуктивный характер образовательных программ;
-открытый и сетевой характер реализации
ДООП реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. ДООП могут быть направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Проектирование содержания ДООП осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательного компонента).
Для того чтобы обеспечить требования вариативности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть модульной. Именно вариации из избыточного количества различных модулей делают программу гибкой и позволяют учитывать изменения образовательной среды
При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения. Содержание и материал Программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углублённое изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Структура ДООП является целостной системой и отражает внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист на котором указано:
- полное наименование учреждения;
- номер протокола и дата принятия педагогическим советом
учреждения, номер приказа директора об утверждении программы;
- название программы;
- направленность программы;
- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность автора (-ов) (составителя (-ей) программы;
- ФИО, должность педагога(-ов), реализующих программу;
- город;
- год разработки программы.
комплекс основных характеристик программы:
1 . пояснительная записка (общая характеристика программы) куда входят:
- нормативно-правовая основа
- направленность программы;
- актуальность программы – своевременность, современность
программы;
- отличительные особенности программы – характерные свойства,
отличительные черты, основные идеи, которые придают программе
своеобразие;
- адресат программы- какому возрасту детей адресована программа;
- объем программы – общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы;
- срок освоения программы определяется содержанием программы –
количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- формы обучения (очная, заочная, очно-заочная);
- форма организации содержания и процесса педагогической
деятельности – интегрированная, или комплексная, или модульная;
- уровни реализации программы - стартовый (начальный,
ознакомительный), базовый (основной, общекультурный), или
продвинутый (углублённый, профессионально-ориентированный);
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий;
2. Цели и задачи программы:
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
- личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.
4. Планируемые результаты. В этой части необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы
комплекс организационно-педагогических условий в который входит:
- Календарный учебный график;
- Календарно-тематическое планирование;
- Условия реализации программы. Сюда относится характеристика следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов.
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
- Формы аттестации - зачет, контрольная работа, творческая работа,
выставка, конкурс, фестиваль художественно‐прикладного творчества,
отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.
разрабатываются индивидуально для определения результативности
усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
- Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов.
- Методические материалы, а именно, особенности организации
образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в
условиях сетевого взаимодействия и др.;
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания
(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального,
спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-
инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа,
вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная и т.д.
5. Список литературы. При составлении списка литературы необходимо
учитывать:
- основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
- наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
- Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Рекомендации педагогам: адаптация в детском саду».
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...
Консультация для педагогов. Рекомендации педагогам. Причины появления агрессии у детей.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.Огромную роль играет восп...
рекомендации педагога-психолога для родителей и педагогов
Рекомендации для педагогов и родителей педагога – психолога МДОУ ДС ОВ «Берёзка» п. РудногорскА. В. Брылёвой РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.Рекомендации для развития внима...
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и лома...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...
- Мне нравится (1)