Рекомендации педагогам
консультация

проектирование дополнительной общеразвивающей   программы соответствующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проектированию дополнительной общеразвивающей
                    программы соответствующей направленности.

1. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях:

-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- возможность взаимозачета результатов;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

-творческий и продуктивный характер образовательных программ;

-открытый и сетевой характер реализации

ДООП реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. ДООП могут быть направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Проектирование содержания ДООП осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательного компонента).

Для того чтобы обеспечить требования вариативности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  должна быть модульной. Именно вариации из избыточного количества различных модулей делают программу гибкой и позволяют учитывать изменения образовательной среды

При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения. Содержание и материал Программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углублённое изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Структура ДООП является целостной системой и отражает внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист на котором указано:

-   полное наименование учреждения;

                    -   номер протокола и дата принятия педагогическим советом
              учреждения, номер приказа директора об утверждении программы;

                  -  название программы;
         -  направленность программы;

-  возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;

-  срок реализации программы;

-  ФИО, должность автора (-ов) (составителя (-ей) программы;

-  ФИО, должность педагога(-ов), реализующих программу;

-   город;

-   год разработки программы.


комплекс основных характеристик программы:

1 .  пояснительная записка (общая характеристика программы) куда входят:

-  нормативно-правовая основа

-  направленность программы;

           - актуальность программы – своевременность, современность
             программы;

          - отличительные особенности программы – характерные свойства,
            отличительные черты, основные идеи, которые придают программе

             своеобразие;

          - адресат программы- какому возрасту детей адресована программа;

- объем программы – общее количество учебных часов,

   запланированных на весь период обучения, необходимых для

   освоения программы;

- срок освоения программы определяется содержанием программы –  

   количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- формы обучения (очная, заочная, очно-заочная);

          - форма организации содержания и процесса педагогической

            деятельности – интегрированная, или комплексная, или модульная;

           - уровни реализации программы - стартовый (начальный,    

              ознакомительный), базовый (основной, общекультурный), или

              продвинутый (углублённый, профессионально-ориентированный);

           - режим занятий – периодичность и продолжительность занятий;
         

2.  Цели и задачи программы:

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

-         личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

-         метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

-         образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.

4. Планируемые результаты. В этой части необходимо сформулировать:

-     требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

-     компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

-     личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы

 комплекс организационно-педагогических условий в который входит:

         - Календарный учебный график;
        - Календарно-тематическое планирование;
        - Условия реализации программы. Сюда относится характеристика следующих аспектов:

  • материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для   занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов.
  • информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

   - Формы аттестации -  зачет, контрольная работа, творческая работа,
    выставка, конкурс, фестиваль художественно
прикладного творчества,  
    отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.  
   разрабатываются индивидуально для определения результативности  
   усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
 - Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих  
   определить достижение учащимися планируемых результатов.

 -  Методические материалы, а именно,  особенности организации
   образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в
   условиях сетевого взаимодействия и др.;
 - методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-
  иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
  проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания  
 (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная,  
 индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
 обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального,
 спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-
 инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа,    
 вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная и т.д.

5. Список литературы. При составлении списка литературы необходимо
   учитывать:
-      основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
-      наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
- Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. «Рекомендации педагогам: адаптация в детском саду».

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...

Консультация для педагогов. Рекомендации педагогам. Причины появления агрессии у детей.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.Огромную роль играет восп...

рекомендации педагога-психолога для родителей и педагогов

Рекомендации для педагогов и родителей   педагога – психолога МДОУ ДС ОВ «Берёзка» п. РудногорскА. В. Брылёвой РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.Рекомендации для развития внима...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.

Почти в каждой группе  детского сада  встречается  хотя бы один  ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на  других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и лома...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...