Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия

Михайлина Елена Александровна

Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе

Задачи:

1. Развитие коммуникативных умений родителей.

2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

3. Расширение возможностей понимания своего ребенка.

4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План:

1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».

2. Упражнение «К школе готов».

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4. Логопедические игры.

5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? ».

6. Игровое упражнение «Инструкция».

7. Упражнение «Добрые слова».

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

9. Итог тренинга. Обратная связь.

Оборудование: Колокольчик. Карточка к игре «Инструкция». «Светофорчики» с цифрами. Синие и зеленые флажки по количеству присутствующих. Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу». Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» «Школьные объяснялки» («Говорят дети… »). Бланки для обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_dlya_roditeley.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родителей

«Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе

Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений родителей. 
2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 
3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 
4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 
5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. 


План:
1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
2. Упражнение «К школе готов».
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Логопедические игры.
5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? ».
6. Игровое упражнение «Инструкция».
7. Упражнение «Добрые слова».
8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
9. Итог тренинга. Обратная связь. 


Оборудование:
Колокольчик. 
Карточка к игре «Инструкция».
«Светофорчики» с цифрами.
Синие и зеленые флажки по количеству присутствующих.
Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу».
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» 
«Школьные объяснялки» («Говорят дети… »).
Бланки для обратной связи.

Ход мероприятия:

1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».


Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами знакомы уже не первый год, и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли мы запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться: 
• в алфавитном порядке по первой букве имени; 
• по росту; 
• по цвету волос: от самых темных до самых светлых; 
• по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких); 
• по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот. 
Этим заданием игра заканчивается, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.

2. Упражнение «К школе готов».


Впереди последний год дошкольного детства ваших детей. Первого сентября будущего года они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик. 


3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».


Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое. 
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?


Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов. 
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем. 


Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней. 


Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.


В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе. 


Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу.

Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)
Единственное, чем должны своевременно обеспокоиться родители – это устранением у детей дефектов речи. 

4. Логопедические игры. Проводит логопед. 

Игра со звуками.
 
Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ. 

Игра со словами. 
А теперь с нами захотели поиграть слова, я буду показывать вам картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «светофорчик» с нужной цифрой (картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино). 

5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. 

Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/

Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. 
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. 

6. Игровое упражнение «Инструкция». 


Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. 

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это. 
Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. 
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

7. Упражнение «Добрые слова».


Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов. 
Может быть, это случилось потому, что…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый»… А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть.

Родители встают в круг, передают друг другу колокольчик, называя положительное качество своего соседа.

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».


Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

9. Итог тренинга. Обратная связь.


Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.

Приложение

Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».
1. Своё имя, отчество и фамилию. 
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес. 
4. Свой город, его главные достопримечательности. 
5. Страну, в которой живёт. 
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей. 
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 
10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 
17. Различать гласные и согласные звуки. 
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 


Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для родителей " Ждет нас школа"

Поступление в школу-поистине переломный момент в жизни ребенка.Резко изменяется весь образ его жизни,условия,он обретает новое положение в обществе.Понятие "готовность к школе" включает в себя несколь...

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ств...

Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

Игровой тренинг для родителей "Ждет нас школа"

Развитие коммуникативных умений у родителей, расширени возможностей понимания своего ребенка и умения помочь ему в подготовке к школе....

Родительское собрание в подготовительной группе в форме игрового тренинга для родителей "Ждет нас школа"

В данном материале даны практические рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе....