Опыт работы
материал
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Горбач Алла Ивановна
Основным направлением для самообразования я выбрала «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду», которое развивала на протяжении нескольких лет. Работая по данной теме, хочу поделиться накопленным опытом. Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным.
В. А. Сухомлинский.
Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание. И именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест. Я работаю над тем, чтоб у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.
Трудовая деятельность должна способствовать повышению общественного развития, расширению интересов, появлению форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляется последовательно, систематично, с учетом возрастных и гендерных особенностей.
Цель: Формировать положительное отношение к труду.
Задачи трудового воспитания:
1. Развивать интерес к труду взрослых.
2. Формировать навыки элементарной трудовой деятельности.
3. Воспитывать желание трудиться.
Форма самообразования:
-анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ продуктивной деятельности детей;
-наблюдения;
-НОД с детьми дошкольного возраста;
-индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми;
-участие в конкурсах, семинарах, методических объединениях.
Предполагаемый результат:
-повышение качества работы педагога по данной теме;
-разработка проектов, докладов, выступлений, презентаций;
-разработка дидактического и наглядного материала;
-проведение тренингов, мастер-классов;
-разработка консультаций для педагогов и родителей по данной теме;
-обобщение опыта по исследуемой теме.
Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта работы по теме самообразования.
Чтобы успешно решить задачи, я разработала перспективный план работы.
Срок Работа с детьми Работа с родителями Работа с коллегами
Сентябрь
1 неделя Д. И «Мы пришли» Консультация «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни» Консультация "Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений"
2 неделя Беседа «Всему свое место» Памятка «Труд – средство всестороннего развития» Консультация"Любим мы трудиться, не хотим лениться"
3 неделя Эксперимент «Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды» Оформление памятки «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» Памятка"Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни"
4 неделя Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)Семейный альбом «Наша дружная семейка» Беседа "Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом"
Октябрь
1 неделя Упражнение «Закатаем рукава» Родительское собрание «Наша жизнь день за днем» Индивидуальная беседа "Предметно-развивающая среда-средство трудового воспитания детей"
2 неделя Игра «Убери мусор в корзину» Оформление группового альбома «Из жизни группы» Беседа "Трудовое воспитание дошкольников"
3 неделя Полив комнатных растений Анкетирование «Мы – друзья природы»Памятка "Трудовое воспитание в д/с"
4 неделя Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию)Конкурс семейных работ «В кругу семьи», Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в труде"
Ноябрь
1 неделя Упражнение «Выверни колготки» фотовыставка: «Моя бабушка - лучше всех» Беседа "Планирование и руководство трудом в ДОУ"
2 неделя Упражнение «Расставим стулья» Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ «Потрудились мы на славу» Консультация "Народное творчество в трудовом воспитании детей"
3 неделя Опрыскивание растений водой Развлечение «Лучшая семья моя»Индивидуальная беседа "Роль воспитателя и мл. воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошкольного возраста"
4 неделя Привлечение детей к помощи при мытье игрушек семейный вернисаж «Семья – здоровый образ жизни» Консультация «Организация совместной трудовой деятельности»
Декабрь
1 неделя Упражнение «Застегни пуговицы» Консультация «Как ребенка приобщить к труду» Тест для осуществления контроля знаний воспитателей по трудовому воспитанию
2 неделя Упражнение «Разложи карандаши» Оформление Стенгазеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) Консультация "Алгоритмы навыков самообслуживания"
3 неделя Посадка лука благоустройства территории «Мир добра» Памятка "Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом"
4 неделя Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате Сооружение зимних пос троек на участке Беседа "Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями"
Январь
1 неделя Упражнение «Все мы делаем по порядку» Выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки» Беседа " Алгоритмы навыков ручного труда"
2 неделя Протереть от пыли полки для игрушек Мастер класс «Папа может все» Консультация "Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности"
3 неделя Помыть листья фикуса Оформление коллажа «Галерея природы»Памятка "Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему"
4 неделя Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы) Анкетирование «Увлечения моего малыша». Круглый стол "Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам"
Февраль
1 неделя Игра «Одежкин домик» Папка-передвижка «трудовое воспитание ребенка в семье» Памятка "Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива"
2 неделя Показ «Как протираем игрушки» Беседа на тему «Учим самообслуживанию»
выпуск газеты «Дружная семейка» Консультация "Формы организации труда в детском учреждении"
3 неделя Игра «мы заправим наши майки» Акция «Сделаем наш детский сад красивым!» Индивидуальная беседа "Самообслуживание: Задачи и содержание работы по группам"
4 неделя Помочь воспитателю стирать кукольное белье Тестирование: «Наши дети -наши помощники» Анкетирование «Как ребенка приобщить к труду»
Март
1 неделя Упражнение «Намылим руки»
Кирпичик розовый, душистый
Потрешь его и сразу чистый Фотовыставка «Мама–солнышко мое»Консультация "Хозяйственно-бытовой труд: Задачи и содержание работы по группам"
2 неделя Раскладывание книг в книжном уголке Изготовление кормушек для птиц Консультация «Примерное содержание воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию в группах»
3 неделя Посадка крупных семян овощей акция «Мы -дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.) Беседа «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий с учётом социального окружения»
4 неделя Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов Совместный досуг
«Куклы и дети»- (изготовление театральных кукол разного вида своими руками) Памятка «Уголок природы в детском саду»
Апрель
1 неделя Упражнение «Наши вещи ложатся спать» Родительское собрание «Создание условий в ДОУ для самореализации ребёнка в трудовой деятельности» Беседа «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников»
2 неделя Убрать строительный материал после игры Выставка поделок детей и родителей «Мамины умелые ручки» Консультация «Воспитание нравственных качеств в различных видах труда»
3 неделя Полив комнатных растений Благоустройство территории (совместно родители с детьми) Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах»
4 неделя Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Консультация «Мой малыш трудится» Беседа «Дошкольник и труд»
Май
1 неделя Игра «Мы заправим наши майки» Оформление Стенгазеты-«9 мая -День Победы» Консультация " Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях"
2 неделя Переодеть кукол в кукольном уголке Родительское собрание «Папа – пример в труде» Планирование "Труд в природе: Задачи и содержание работы по группам"
3 неделя Помыть листья растений Беседа "Роль семьи в трудовом воспитании детей" Консультация "Ручной и художественный труд: Задачи и содержание работы по группам"
4 неделя Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках Совместный труд «Помощь в озеленении участка» Беседа «Роль взрослых в организации труда дошкольников»
Июнь
1 неделя Наблюдение за трудом взрослого Сбор летнего инвентаря Презентация «Как трудиться в детском саду»
2 неделя Показ. Поливать песок из леек Памятка «Зеленый мир на окне»Посадка культур в огороде
3 неделя Беседа «Как поливать комнатные растения» Коллективный труд «Покраска оборудования на участке» Сбор материала для гербария
4 неделя «Открытка про лето» Консультация «Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков детей» Беседа «Содержание трудового воспитания в ДОУ»
Июль
1 неделя Экскурсия в наш сад Консультация «Как руководить трудовойдеятельностью ребенка» Изготовление поделок из бросового материала для украшения веранды
2 неделя Д. И ««Мы посадим лук, лук…» Помощь в уборке территории группы Беседа «Самообслуживание дошкольников на занятиях – помощь педагогу в ежедневной работе»
3 неделя Игра Поручения: «Собери семена в коробочку» Изготовление поделок из фанеры для украшения веранды Выставка оборудования для труда
4 неделя Д\И: «Кому что нужно для работы» Анкетирование «Любит ли ваш ребенок трудиться дома» Консультация «Дидактическая игра -как метод трудового воспитания»
Август
1 неделя Показ видео «Петрушка идет трудиться» Наглядная информация «Как избежать несчастных случаев летом?» Презентация «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!»
2 неделя Экскурсия по саду в кабинет медсестры, к поварам, на прачку Фотовыставка «Мы трудимся в огороде» Беседа «Дошкольник и труд»
3 неделя Худ. творчество «Изготовление поделки из бумаги» Составление гербария «Деревья нашего детского сада» Консультация «Использование художественного слова в процессе труда»
4 неделя Помощь воспитателю полить цветочки на площадке Участие в благоустройстве на территории Фотовыставка «Вот так мы трудились летом»
Работу по данной теме я начала поэтапно: с изучения актуальности вопроса, научно – методической литературы. Особое внимание было направлено
на организацию предметной среды, т. е. наличие необходимого оборудования в соответствии с задачами развития трудовой деятельности детей данного возраста:
В группе с учетом возраста детей и требованиями программы были оборудованы уголки труда:
- хозяйственно-бытовой труд: клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник. ;
- труд в уголке природы: фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы.
- труд на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
-ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина и т. д.
Трудовая деятельность детей была организована в трех основных формах:
-в форме поручений, индивидуальных и коллективных;
-дежурств;
- и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.
В младших и средних группах в наибольшей мере используются поручения.
В старших труд все чаще приобретает коллективный характер. В средней группе впервые вводятся дежурства. Ребенок, дежурящей по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками. Совершенствуются умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах, формируя у детей новые трудовые навыки, я использовала ту же форму объединения детей, что и в младшей группе – труд рядом.
Важной задачей в организации дежурств в старшей и подготовительной к школе группах является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы.
В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, самостоятельности. При организации дежурств, я уделяла внимание еще одному вопросу – это сочетания работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?
В старшей и подготовительной к школе группах д/сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала, разбивка огорода, цветника. Определяя содержание общей работы, я включала только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремилась к тому, чтобы занять всех детей.
Мною были запланированы и проводились различные виды труда в течение всего дня пребывания детей в ДОУ.
В утренние часы дети трудились в уголке природы: ухаживали за растениями.
На прогулках дети помогали взрослым территорию участка приводить в порядок.
Труд на участке –это самый распространенный вид хозяйственно-бытового труда (весной, летом, осенью, зимой).Дети очень любят трудиться в природе.
Проводим большую работу в цветнике и огороде. В процессе труда у детей воспитывается бережное отношение к природе.
На прогулке детям очень нравится наблюдать за поведением животных, птиц
Во второй половине дня планировался и проводился ручной труд.
Ручной труд- самый распространенный вид труда. Дети делают красивые игрушки, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом оригами.
Детям очень нравится изготовление поделок из природного материала.
С приходом весны в уголке природы и на участке появились посадки цветов и овощных культур. Дети с большим удовольствием высаживали семена и пересаживали саженцы, проводили эксперименты, чтобы выяснить какие факторы влияют на рост растений.
В ходе этой работы я пришла к выводу, что детей очень заинтересовала экспериментальная деятельность. Поэтому в группе был создан уголок экспериментирования, где дети проводили различные опыты и эксперименты.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: родительские собрания, благоустройства территории «Посади цветок», встреча с интересными людьми, выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Чудеса природы», «Мои увлечения».
Дополнительно для родителей были размещены на стенде советы и консультации по приобщению детей к труду
Систематическая работа с родителями, единство д/сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
В итоге моей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями и животными. У ребят сформированы качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...