Сенсорные коробки как средство познавательного развития дошкольников.
методическая разработка

Терентьева Наталья Андреевна

Сенсорные коробки как средство познавательного развития дошкольников.

  

          Детство – это поиск ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью значимую роль для детского развития приобретает именно познавательная деятельность, которая направлена на самостоятельный поиск знаний.

          В дошкольном возрасте ребенок получает информацию о мире через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это означает, что ребенок познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться.Многие в детстве любили перебирать бабушкины корзинки с пуговицами, копаться в банке с отцовскими гайками и винтиками, а увлекательные игры в песочнице, их любили и сейчас любят все дети.

Одна из главных задач воспитателя – дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, наполненные всякого рода тактильным материалом.

Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще и издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких-либо ограничений.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость,навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание,восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, фантазия, внимание, память, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Ребенок большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.А также,способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.

И что очень важно – такую «бесценную» игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста, что я и делаю на протяжении четырех лет (сейчас моим воспитанникам 5 -6 лет).

Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки является любой материал, пригодный для детской игры: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладу другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры. Для игры добавляю и «инструменты»: ложки, шумовка, совочек, грабли, щипцы, лопатки, грабли, мисочки, сито, воронка и т.д.

Сенсорная коробка для детей младшего возраста не содержит мелких деталей.Чем наполнить коробку? Можно выбирать предметы по какому-то принципу (только деревянные, или только круглые, или одного цвета). А можно наоборот –предложить ребенку коробочку полную самых разных «интересностей»: шариков, колокольчиков, лоскутков, деревянные ложки, щетки, мячик-ежик, баночка с крупой (в качестве погремушки, кубиков. Главное, чтобы в ней не было предметов, которые ребенок мог бы проглотить или пораниться. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.

Поначалу детям было интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем уже подключила к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.В общем, теперьцель игры– развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам.

Сенсорная коробка отлично развивает координацию движений и ловкость – поэтому, из контейнера, наполненного водой, сачком вылавливали рыбок или другие игрушки. Позже предложила такие игры, как прокатить по проложенной в крупе дороге машину, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения.

Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки.Прикасаясь к предметам разной текстуры, дети обогащали свой тактильный опыт.Этому способствовали следующие игры и упражнения: спрятать 10-12 игрушек и попросить ребенка их найти;предложить детям рассортировать игрушки по цвету (красные и желтые), размеру (большие-маленькие), фактуре (деревянные-тканевые) или форме (шарики и кубики) в две емкости (ведерки, тарелочки, баночки). Когдау детей уже хорошо стало это получаться руками,тозадания усложнила, те же задания выполнялись, используя ложку или шумовку.Самым ловким предлагала щипцы, отлично тренирующие мелкую моторику.

Вот уже мои воспитанники подросли они уже знают разных животных, персонажей мультфильмов, придумывают игры с куклами и не только, и ролевые действия стали происходить в сенсорной коробке. Именно свободная игра начала привлекает детей к сенсорной коробке. К тому же дети4 –7 лет уже многое умеют делать своими руками, поэтому они с удовольствиемучаствуют в созданиитематического наполнения сенсорной коробки. Соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками.Ониуже стали самостоятельно выбирать из игрушек подходящие к задуманной игре, например, собрали на улице осенние листья и придумывали, как соорудить забор или холм.

Для игр «Насекомые», «Африка», «Море» использовала крупы (фасоль и др.), подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, использовала фигурки животных, людей, также мелкий конструктор типа «Лего», детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки и т.д.).

Сейчас очень много мелких игрушек, героев популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разнымсодержанием, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе.

Анализируя готовность родителей к взаимодействию, выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в развитии познавательного интереса детей к окружающему миру, интересуются деятельностью детского сада, активно участвуют в организации    и проведении мероприятий познавательного характера.  И вот уже родители стали партнерами и активными участниками в создании сенсорных коробок.

 

 

 

Материал для сенсорных коробок

 

Емкость

Пластиковый контейнер

Наполнитель

- фасоль, горох, чечевица;

- крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка) – обычная или окрашенная с помощью красителей;

- макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);

- -шишки, желуди;

песок, кинетический песок;

- галька, камни;

- гидрогелевые шарики, или аквагрунт;

- ракушки;

- кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);

- вата, ватные диски, ватные шарики;

- лоскутки ткани;

- пряжа, нитки;

- кусочки поролона;

- пуговицы;

- блестки;

- вода;

- мыльный раствор.

Игрушки

- маленькие человечки;

- фигурки животных;

- кубики, шарики, кольца, погремушки;

- игрушечные предметы мебели;

- машинки;

- посуда и предметы быта;

- игрушечная еда;

- разнообразные коробочки;

- искусственные растения.

«Инструменты»

- лопаточка, совок, грабли;

- лейка, ведерко;

- сито, воронка;

- груша для воды;

- ложки разных размеров и видов, половник, шумовка;

- щипцы, пинцет;

- пластиковые стаканчики;

- формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.

 

 

 

Сенсорные коробки по цветам.

 

Чтобы дети лучше запомнили цвета, устраиваю «цветные дни»: например, в один из дней дети отыскивают предметы и игрушки красного цвета, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д.

В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

 

Сенсорные коробки с крупой, фасолью.

 

Добавила в крупу камушки, фасоль, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы. Детям очень понравилось выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Детям постарше предложилаеще, и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке практикую орудийные действия, поэтому подготовлены совки, ложки и емкости. Можно пересыпать крупу из одной тары в другую.

Дети очень любят находить закопанные в коробке игрушки. В этой игре хорошоразвивается сила пальцев.

 

 

 

 

Сенсорная коробка с макаронами

 

Чтобы разнообразить тактильный опыт ребенка, можно использовать наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.

В этой игре как нельзя,кстати, придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.

 

Сенсорная коробка с водой.

 

Очень увлекательное занятие - вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает понимание «тонет-не тонет».

А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Игра учит ребенка рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.

 

 

 

Сенсорная коробка «Поиск сокровищ».

 

Песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя!Ложкой переносим шарики в миску. Сортируем шарики по баночкам.

 

 

 

Сенсорная коробка «Арктика».

 

Поиграть с ребенком в арктическую коробку – это отличный способ показать ему жизнь в условиях «крайней зимы», в условиях Крайнего Севера. Наши пингвины и тюлени ловили рыбу, а еще катались с айсберга и с разгона прыгали в океан. Белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу. Эскимос обустраивал своежилище, катался на олене и тоже занимался рыболовством.

 

 

Сенсорная коробка «Море, пляж»

 

Еще одна замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр – сенсорная коробка «Пляж». Купание в озере, в море – это, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений лета для детей. Водоем сделан из цветного риса. Для разнообразия курортный берег у нас выполнен наполовину из камешков, наполовину – из декоративного желтого песка. Камни можно взять как речные, так и морские или декоративные.

Во что мы играли в пляжной коробке: загорали, купались, собирали ракушки, играли в пляжный песочек, искали пиратский клад.

Эта сенсорная коробочка содержит в себе все пляжно-морские реквизиты: песок, мелкие камушки, ракушки, морские звезды, рыбки.

 

 

 

Сенсорная коробка «Экскаваторы и грузовики»

 

Эта коробочка включает в себя крупу, камни и машины, которые все это перекапывают и возят. Можно добавить фигурки людей совок, грабли.

 

 

 

 

Сенсорная коробка «Динозаврия»

 

Познакомившись с энциклопедией «Такие разные динозавры», для возврата в доисторическую эпоху мы с ребятами в качестве наполнителя, для контейнера, использовали песок, камни, гальку, игрушки динозавров. И началась у нас своя «эра динозавров»: хищники нападали на травоядных, травоядные откладывали яйца, а овиарапторы похищали их, и как плезиозавры, высовываясь из воды, хватали пролетающих мимо птерозавров. И конечно, как динозавры вымирают. В общем, очень насыщенные игры у нас получились с этой коробочкой.

 

 

Сенсорная коробка «Африка».

 

Основным наполнителем этой африканской коробки у нас служил кинетический песок.

 

 

Сенсорная коробка «Насекомые»

 

В этой коробке у нас поселились разные по среде обитания группы насекомых и червей: насекомые на земле и в земле (муравьи, сороконожки), насекомые на цветах (бабочки, пчелы, шмели, божьи коровки), насекомые на листьях (гусеница, кузнечики).

Игр можно придумать нескончаемое количество: бабочка запуталась в паутине, и другие насекомые спасали ее от паука; пчела собирала нектар или два червяка поспорили, кто глубже зароется в земле.

 

 

 

Сенсорная коробка «Огород».

 

Вместо земли мы использовали гречневую крупу, а также понадобились садовые инструменты и перчатки, декоративные фигурки овощей, цветочки. Ну как тут не почувствовать себя дачником в любое время года?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

Доклад "Игры с песком в условиях тёмной сенсорной комнаты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает возможность получения высокого воспитательного и образовательного эффекта. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, э...

ПРАКТИКУМ «СЕНСОРНЫЙ СТОЛ: КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 «МЕЧТА» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАКТИКУМ «СЕНСОРНЫЙ СТОЛ: КАК СРЕДСТ...

Презентация «Тактильно-сенсорный конструктор как средство познавательного развития дошкольников»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, т.е создание из отдельных элементов чего- то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственн...