"Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"
статья
В наше время интерес к чтению художественной литературы как зарубежной , так и отечественной падает . Компьютер, аудиотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание с ней работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oznakomlenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_literaturoy.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18» г. Курска
«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
(из опыта работы)
Подготовила
воспитатель
Саломатина А.А.
В наше время интерес к чтению художественной литературы как зарубежной , так и отечественной падает . Компьютер, аудиотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание с ней работать. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Исчезают традиции совместного семейного чтения взрослого с ребёнком.
Не читая , человек не развивается , не совершенствует свой интеллект, память, внимание , не учится думать , делать выводы , анализировать.
А книга способна формированию и обогащению интеллекта, пополняет словарный запас, учит думать, развивает кругозор, позволяет фантазировать.
Художественная литература позволяет воздействовать на нравственное, эстетическое, духовное воспитание детей; позволяет и способствует формированию и развитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.
В саду работа по ознакомлению детей с художественной литературой начинается с раннего возраста. В своей практике я начинаю знакомство с красочной обложки, чтобы вызвать интерес, любопытство. Потом ,читаю текст, а затем рассматриваю с ними иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом , а не наоборот - иначе картинка может увлечь ребёнка так, что дети не « услышат» слова т.е. зрительный образ « не сольётся» со словом.
Знакомить детей начинаю с миниатюр народного творчества: потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные.
Дети учатся слушать речь воспитателя, начинают запоминать содержание. А так же у ребёнка формируется радостное настроение. В народном фольклоре отображены нормы поведения , которые имеют воспитательное значение:
« Ай,лады,лады,лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся
Детям улыбаемся»
У детей дошкольного возраста воспитываю интерес к книге с иллюстрациями. Формирую умение сосредотачивать внимание на тексте , слушать его до конца , понимать содержание откликаться на него. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку , песенку , стихотворение. Но речь детей недостаточно выразительная в силу их возраста.
В среднем возрасте углубляется работа по ознакомлению детей с художественной литературой. Возможен ( в этом возрасте) небольшой анализ произведения. Учу детей отвечать на вопросы по сказкам, рассказам, стихам: «Какими словами начинается ?» , «Чем заканчивается» .Беседа по произведению развивает умение размышлять , высказывают своё мнение к персонажам, их поступкам , качествам характера, поведению.
В старшем возрасте у детей уже должен возникнуть интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный опыт позволяет ребёнку понять идею произведения, поступки героев их поведение. Дети начинают замечать и отмечать своеобразие авторского слова ( сказки Пушкина), особенности языка, воспроизводить её.
Знакомство с художественной литературой происходит не только во время НОД. Чтение , рассказывание ,заучивание стихотворений организуется во все моменты жизни пребывания детей в детском саду.
Воспитатели вместе с родителями являются первыми «проводниками» ребёнка в мир книги .В детском саду воспитатель начинает приобщать детей к художественной литературе , вызывает интерес к чтению, ведёт работу с родителями , рекомендует книги , которые желательно читать детям дома.
Наши дети дошкольного возраста не читатели , а слушатели, поэтому воспитатель должен владеть навыками выразительного чтения художественной литературы. А именно :
речь должна быть яркой, эмоциональной , выразительной ,с нужной интонацией , умением регулировать силу голоса(тембр),темп речи. При чтении должна быть правильная артикуляция звуков, нужная мимика, настроение. Например ,читая сказку
« Заюшкина избушка» ,где лиса- хитрая обманщица просит Зайку пустить её в дом
« Пусти , меня зайка в дом»с интонацией прошения, умиления ,лести. Или «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки…» с угрозой, свирепожестоко.
В своей работе по ознакомлению детей с художественной литературой я замечаю, что дети активно воспринимают литературу : сопереживают героям , испытывают (вместе с героями)чувство страха, напряжения , в определённые моменты рассказов или сказок. И чувства облегчения , удовлетворения при победе справедливости.
У детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Например, в вежливости и уважении в рассказе « Волшебное слово» ,»Печенье»А.Осеевой, или о дружбе в рассказе Толстого « Два товарища». Дети активно включаются в процесс чтения , анализа , инсценировки , с так же рассматриванию книг и иллюстраций. Не забываю знакомить детей с писателями , с историей создания произведений ( В более старшем возрасте).
При ознакомлении детей с художественной литературой пользуюсь следующими методами и приёмами:
-словесным: чтение , беседа, заучивание ,пересказ.
-практическим: драматизация, инсценировка( когда проговариваются роли),изображение прочитанного в ИЗО, дидактические игры.
-наглядными : показ иллюстраций просмотр видеороликов оформление выставок, театр.
В группе имеется книжный уголок с портретами писателей, составлено перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой , организована выставка «книжек- самоделок». Так же осуществляется работа с родителями : оформление информационных стендов с рекомендациями о том , что можно почитать детям дома, папки- передвижки «Положи своё сердце у чтения», проведена анкета .Вместе с родителями изготавливали « книжки-самоделки». Проводится работа по изготовлению дидактических игр : «Отгадай и назови сказку», «Собери сказку», «Теремок».
Художественная литература , ее чтение позволяет установить эмоциональный контакт с ребёнком. Она традиционно используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников , является развивающим и образовательным средством.
Знакомя детей с художественной литературой в детском саду мы воспитываем интерес и любовь к книге , формируем будущих читателей В.А.Сухомлинский писал «Чтение книги-тропинка по которой умелый , умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...
Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...
Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...
Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.
Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...
Консультация для педагогов "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"
полезная статья...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Все начинается с чтения»
В.В. Бианки «Теремок»...