Консультация для родителей и воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников».
консультация
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности; повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Период дошкольного детства -это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых сушеств, растерявших преимущества своего пола.
Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуцествлялось естественно. Девочки были большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа.
Дети постоянно общались со своими родителями в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женцин. При многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род, который обозначает социальный пол,пол как продукт культуры.)
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.
А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Обращение к гендерномуаспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Что делать?Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психологопедагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствуюицим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер»не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.
Механизмом гендерного воспитаниядетей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
Форма
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении используется
3 типа мотивации:
• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
• личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
• общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон). Увлеченность
(положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие.
Поэтому, игра-это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Какие педагогическими задачи являются главными?Это:
оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирую1цихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои
«богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот необходимо более большее пространство, как правило,неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Шумные, игры наполненные движением вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что такие игры бессмысленны и могут привести к травме. резко прерывают, лишая радости, которую они при этом испытывают.
Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Особенности:в игровых ситуациях: я старалась формировать умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждать рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);развивать способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентировать ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познает радость близости и сотрудничества.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий.
Поэтому в начале работы по гендерному воспитаниюя предложила детям персонажей :кукла Аленка,Незнайка. С помощью персонажей я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность.Придумывала игровую мотивацию например:» У куклы Аленки день рождение, нам нужно сделать подарок «Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце занятия или игры приходила всегда кукла Алена. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей (например: покатать на машине, покормить).
Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников». | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников»
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности; повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Период дошкольного детства -это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых сушеств, растерявших преимущества своего пола.
Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуцествлялось естественно. Девочки были большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа.
Дети постоянно общались со своими родителями в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женцин. При многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род, который обозначает социальный пол,пол как продукт культуры.)
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.
А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Обращение к гендерномуаспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Что делать?Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психологопедагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствуюицим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер»не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.
Механизмом гендерного воспитаниядетей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
Форма
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении используется
3 типа мотивации:
• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
• личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
• общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон). Увлеченность
(положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие.
Поэтому, игра-это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Какие педагогическими задачи являются главными?Это:
оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирую1цихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои
«богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот необходимо более большее пространство, как правило,неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Шумные, игры наполненные движением вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что та кие игры бессмысленны и могут привести к травме. резко прерывают, лишая радости, которую они при этом испытывают.
Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Особенности:в игровых ситуациях: я старалась формировать умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждать рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);развивать способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентировать ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познает радость близости и сотрудничества.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий.
Поэтому в начале работы по гендерному воспитаниюя предложила детям персонажей :кукла Аленка,Незнайка. С помощью персонажей я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность.Придумывала игровую мотивацию например:» У куклы Аленки день рождение, нам нужно сделать подарок «Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце занятия или игры приходила всегда кукла Алена. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей (например: покатать на машине, покормить).
Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию дошкольников
Роль воспитателя в развитии самостоятельной муыкальной деятельности детей....
Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Консультации по музыкальному воспитанию дошкольников. Оформление ширм для детского сада....
Консультация для родителей по гендерному воспитанию дошкольников
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, кото...
консультация для воспитателей "Гендерные аспекты воспитания дошкольников"
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс ...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»
Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...