Проект по экологии " Будь природе другом"
проект (средняя группа)

Саломатина Алла Александровна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_dolgosrochnyy_proekt_dlya_detey_4-5_let.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   дошкольное    
образовательное    учреждение « Детский сад              
       комбинированного вида № 18»                      
г. Курска

Экологический долгосрочный    проект

для детей 4-5 лет

« Будь природе другом»

  Разработала:
 Саломатина А.А
  воспитатель

«К тому, кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы  не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя  красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного ,

чувство поэзии, а может  быть, и простая человечность».

В. А. Сухомлинский


Актуальность:

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Мы и наши дети живем в 21 веке, и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в развитии гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных   на  чувственном    опыте.
 Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества.

 Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Проблема

Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому, формирование  экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Цель проекта:

Воспитание бережного, гуманного отношения к природе и всему окружающему миру.
Задачи проекта:

Образовательные:
-формирование представлений об экологической культуре , обогащению природоведческого словаря детей
-познакомить с взаимодействием человека с природой, жизнедеятельностью растений и животных
-формировать навыки исследовательской деятельности.

      Развивающие :
-развивать умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах
-развивать воображение , мышление в процессе наблюдения, умение сравнивать и анализировать.
-способствовать развитию желания ухаживать и заботиться о природе

      Воспитательные:

-воспитывать экологическую культуру у детей
-воспитывать  коммуникативные навыки, самостоятельность , трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Планируемые результаты:
      - Развитие познавательного интереса детей, формирование  экологической культуры.
      - Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к живому, которое окружают ребенка.
     - Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
     -  Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
      - Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
     - Родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях экспериментально – познавательного, трудового характера, акциях.
Система работы:
Тип проекта: экологический, познавательно-творческий.
Сроки  реализации проекта: долгосрочный, сентябрь-апрель
Участники  проекта : воспитатели, дети, родители.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих                  
                              образовательных технологий.
-здоровьесберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика),
-личностно-ориентированная(игры, занятия ,упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры),
-социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемной ситуации)
В ходе реализации  проекта используются такие методы и средства:
Беседы, наблюдения, экскурсии  по теме проекта.
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные ).
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты,
театрализация,  экспериментирование, дидактические игры.
Акции, викторины.
Слушание музыкальных произведений.
Трудовая  и продуктивная  деятельность.
Экспериментирование.
Непосредственно- образовательная деятельность (интеграция образовательных областей)                                                                                                                
Формы работы с детьми:

Игровые ситуации;

Проблемные ситуации;

Дидактические игры и упражнения;

Беседа;

Чтение;

Познавательная деятельность;

Алгоритмы;
Продуктивная деятельность ;
Экспериментирование.


Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы;

Консультации;

Анкетирование;

Выставки;
Акции.

                                      Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

- Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме через наблюдения, беседы.  
- Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников  образовательного проекта.
- Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, игры, материалы для творческой и экспериментальной деятельности, составление перспективного плана.

2 Основной этап(практический)

Выполнение  плана работы  с детьми и родителями; совместная образовательная
познавательная, творческая  работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом; Анкетирование, презентация проекта,  обобщение опыта семейного воспитания по теме.
Продукт проектной деятельности:
Участие в акции по озеленению " Подари растение саду","Огород на окне"," Скворцу -по дворцу".
Выставка поделок :"Волшебный мир","Осень разноцветная".
Изготовление книжек-самоделок о природе .
Выставка рисунков: "Природа вокруг нас","Весеннее настроение".
Дидактические игры, пособия , макетов.
Папки-передвижки и консультации, памятки по теме.
Викторина "Крылатые друзья".
Лэпбук "Береги природу".
Презентация проекта " Будь природе другом".
Экологическое развлечение " В гостях у феи Чистоты".
                           
Родители, как участники образовательного процесса

- Помощь в подборе песенного и музыкального материала о природе для прослушивания в ДОУ и дома.
- Помощь в подборе иллюстративного материала, фото и репродукций картин о цветах, помощь в приобретении необходимого материала для высадки растений.
- Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание книжек- малышек  о природе.
-Помощь в организации « Огорода на окне», высадке цветов, деревьев и кустарников, субботника, развешивании скворечников.
- Участие в выставке "Волшебный мир»" (поделки из природного материала).

- Участие в  эко-акции на территории ДОУ"Покормите птиц", "Аллея славы", "Лучшая клумба" и т.п.
- Участие в викторине  «Крылатые друзья»,

                                 

                        Перспективный план проекта  « Будь природе другом»

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

«Раститель-

ный мир»

Сентябрь-октябрь

Экскурсия по территории детского сада «Мир прекрасный вокруг нас»
Рассматривание иллюстраций, альбомов: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения»

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

Уборка урожая , Трудовая деятельность по уходу за растениями на улице, сбор семян .
Беседы: «Мир деревьев»; «Цветущий калейдоскоп»; «Что же такое грибы», «Лекарственные растения»

Чтение художественной литературы по теме. Лопатина А.А. «Сказки матушки земли»

Загадывание загадок.

Художественно-эстетическое творчество: рисование «Деревья осенью»; «Грибная полянка»; «Цветущая клумба».

Аппликация: «Что нам осень подарила»

Лепка: «Плоды».

Конструирование из бумаги «Цветок».

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке», «Угадай по описанию"

Анкета «Ребёнок и  природа».
Физминутка « На лугу растут цветы», пальчиковая «Мы на луг ходили»
Экспериментальная деятельность « Как растения пьют воду»

Занятие «Путешествие в сказочный лес»;
сбор и изготовление гербария.

Экологическая игра «В гости к осени».

Выставка поделок « Осень разноцветная»

Консультация для родителей.

« Что такое экология»

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

 Экскурсия по территории детского сада
« Унылая пора»

Рассматривание иллюстраций, альбомов,  прослушивание аудиозаписей «Кто как поет».
Пальчиковая « Осень», «Паучок»
Физ. минутки « Делай как я»

Беседы: «Растения - талисманы »; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Надо охранять природу»

Чтение художественной и познавательной литературы по теме «Животный мир»

Загадывание загадок.

Художественно-эстетическое творчество: рисование «Солнышко на ножке»; «Цветочные узоры в морозное утро»;

Аппликация «Домик для животных»; «Зайки водят хоровод».

Лепка « Домашние животные»;

Конструирование: «Собачка»

Д/И «Цветочный магазин»; «Помоги зайке»; «Кто где живет?»; «Пищевые цепочки», «Назови по описанию»., «Следы»

Трудовая  деятельность  «Уроки доброты»
Рекомендации для родителей по созданию книжек- малышек.
Оформление папки-передвижки «Лекарственные растения»

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов: «Домашние животные»

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Совместное творчество: книжки-малышки о природе.

Занятие: «Люби и береги природу»

«Мир птиц»

Январь -

Март.

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши пернатые друзья».

Чтение художественной литературы по теме «Птицы»

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели», «Весенние хлопоты»

Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

Театрализация « Где обедал воробей»

Художественно-эстетическое творчество. Рисование «Зимующие птицы», «Снегири»

Аппликация «Прилетели птицы»

Конструирование из бумаги «Пернатые друзья»
Дидактические игры: «Угадай по загадке», «Найди такой же», «Что изменилось»
Физ. минутки : «Веселые скворцы»,
«Птичья столовая», пальчиковая:«Гнездышко», «Воробей»
Экспериментирование: «Разноцветная вода», «Три состояния воды»
Акция « Огород на окне»
Наблюдение и уход за прорастанием семян, луковиц, ведение дневника наблюдения.  

Изготовление кормушек.

Викторина «Крылатые друзья».

Изготовление альбома «Птицы»
Выставка поделок «Волшебный мир»
Акция "Каждому скворцу по дворцу" - изготовление и развешивание скворечников.
Употребление зелёных витаминов в пищу.

Консультация  для родителей

« Природы верные друзья»

«Солнце, воздух и вода»

Апрель .

Беседы о живой и неживой природе.
Дидактическая игра « Живая , неживая  природа».
Чтение художественной литературы по теме М. Пришвин  «Кладовая солнца»«Сказки о живой и неживой  природе»
Анастасия Янч.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

Экспериментальная деятельность «В тени  и на солнце», «Воздух в стакане» , «Волшебная вода»

Рисование «Я люблю природу» . «Любимое время года»
Загадывание загадок
Привлечение родителей к совместному изготовлению лэпбука« Берегите природу»
Акция по озеленению территории, субботник.
Экологическое развлечение , совместно с родителями « В гостях у феи Чистоты»»

Презентация лэпбука «Берегите природу»
Презентация проекта « Будь природе другом»
Проведение экологического развлечения «В гостях у феи Чистоты»совместно с родителями .

Вывод: в результате проделанной работы ,у детей сформировалось понимание заботливого , бережного отношения к природе. Появилось активное отношение к объектам природы, умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к ней. А так же, расширились знания о растениях, животных, птицах, живой и неживой природы; развился познавательный интерес , любознательность, активность, творческие способности.

Перспективы:  продолжить работу по данной теме, на основе анализа деятельности в данном направлении, откорректировать задачи на следующий учебный год, пополнить развивающую предметно -пространственную среду, планировать совместную работу с педагогами , родителями по экологическому воспитанию на следующий год.

Список используемых источников :

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников):

Учебное пособие для педагогических училищ /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.

Саморуковой. – СПб.

2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Итоговые дни по

лексическим темам. – 2004г.

3. Владимирская Л.А. От осени до осени. – 2005г.

4. Иванова А.И. Живая экология. Экологические наблюдения в детском саду. – 2005г.

5. Кочергина А.В.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –

2005г.

6. Николаева С.Н. Юный эколог, - 2002г.

7. Рыжова Н.А. Экологически проект "Дерево"// Журнал "Обруч". - No2. – 1997г.

8.Н.А.Рыжова  «Наш дом – природа» Программа  .Москва «Карапуз-дидактика 2012г

9.А .О. Воронкечич «Добро пожаловать в экологию»,(парциальная программа)  ДЕТСТВО  ПРЕСС 2016г.

10.В.Г..Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии "Будь природе другом"

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как мн...

Исследовательский проект по экологии "Будь природе другом"

Проект создан в связи с годом экологии....

Проект по экологии «Будь природе другом!»

ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Краткосрочный проект по экологии «Будь природе другом!»

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

Проект по экологии «Будь природе другом и защитником»

Проект по экологии для старшей группы....

Проект по экологии "Будь природе другом".

Познавательно-творческий проект. Целью является формирование у ребёнка внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие потребности любви к природ...