Проект по экологии " Будь природе другом"
проект (средняя группа)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_dolgosrochnyy_proekt_dlya_detey_4-5_let.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение « Детский сад
комбинированного вида № 18»
г. Курска
Экологический долгосрочный проект
для детей 4-5 лет
« Будь природе другом»
Разработала:
Саломатина А.А
воспитатель
«К тому, кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного ,
чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Мы и наши дети живем в 21 веке, и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в развитии гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Проблема
Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Цель проекта:
Воспитание бережного, гуманного отношения к природе и всему окружающему миру.
Задачи проекта:
Образовательные:
-формирование представлений об экологической культуре , обогащению природоведческого словаря детей
-познакомить с взаимодействием человека с природой, жизнедеятельностью растений и животных
-формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие :
-развивать умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах
-развивать воображение , мышление в процессе наблюдения, умение сравнивать и анализировать.
-способствовать развитию желания ухаживать и заботиться о природе
Воспитательные:
-воспитывать экологическую культуру у детей
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность , трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Планируемые результаты:
- Развитие познавательного интереса детей, формирование экологической культуры.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к живому, которое окружают ребенка.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях экспериментально – познавательного, трудового характера, акциях.
Система работы:
Тип проекта: экологический, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь-апрель
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих
образовательных технологий.
-здоровьесберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика),
-личностно-ориентированная(игры, занятия ,упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры),
-социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемной ситуации)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:
Беседы, наблюдения, экскурсии по теме проекта.
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные ).
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты,
театрализация, экспериментирование, дидактические игры.
Акции, викторины.
Слушание музыкальных произведений.
Трудовая и продуктивная деятельность.
Экспериментирование.
Непосредственно- образовательная деятельность (интеграция образовательных областей) Формы работы с детьми:
Игровые ситуации;
Проблемные ситуации;
Дидактические игры и упражнения;
Беседа;
Чтение;
Познавательная деятельность;
Алгоритмы;
Продуктивная деятельность ;
Экспериментирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Консультации;
Анкетирование;
Выставки;
Акции.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
- Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме через наблюдения, беседы.
- Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников образовательного проекта.
- Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, игры, материалы для творческой и экспериментальной деятельности, составление перспективного плана.
2 Основной этап(практический)
Выполнение плана работы с детьми и родителями; совместная образовательная
познавательная, творческая работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом; Анкетирование, презентация проекта, обобщение опыта семейного воспитания по теме.
Продукт проектной деятельности:
Участие в акции по озеленению " Подари растение саду","Огород на окне"," Скворцу -по дворцу".
Выставка поделок :"Волшебный мир","Осень разноцветная".
Изготовление книжек-самоделок о природе .
Выставка рисунков: "Природа вокруг нас","Весеннее настроение".
Дидактические игры, пособия , макетов.
Папки-передвижки и консультации, памятки по теме.
Викторина "Крылатые друзья".
Лэпбук "Береги природу".
Презентация проекта " Будь природе другом".
Экологическое развлечение " В гостях у феи Чистоты".
Родители, как участники образовательного процесса
- Помощь в подборе песенного и музыкального материала о природе для прослушивания в ДОУ и дома.
- Помощь в подборе иллюстративного материала, фото и репродукций картин о цветах, помощь в приобретении необходимого материала для высадки растений.
- Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание книжек- малышек о природе.
-Помощь в организации « Огорода на окне», высадке цветов, деревьев и кустарников, субботника, развешивании скворечников.
- Участие в выставке "Волшебный мир»" (поделки из природного материала).
- Участие в эко-акции на территории ДОУ"Покормите птиц", "Аллея славы", "Лучшая клумба" и т.п.
- Участие в викторине «Крылатые друзья»,
Перспективный план проекта « Будь природе другом»
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
«Раститель- ный мир» | Сентябрь-октябрь | Экскурсия по территории детского сада «Мир прекрасный вокруг нас» Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе. Уборка урожая , Трудовая деятельность по уходу за растениями на улице, сбор семян . Чтение художественной литературы по теме. Лопатина А.А. «Сказки матушки земли» Загадывание загадок. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Деревья осенью»; «Грибная полянка»; «Цветущая клумба». Аппликация: «Что нам осень подарила» Лепка: «Плоды». Конструирование из бумаги «Цветок». Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке», «Угадай по описанию" Анкета «Ребёнок и природа». | Занятие «Путешествие в сказочный лес»; Экологическая игра «В гости к осени». Выставка поделок « Осень разноцветная» Консультация для родителей. « Что такое экология» |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Экскурсия по территории детского сада Рассматривание иллюстраций, альбомов, прослушивание аудиозаписей «Кто как поет». Беседы: «Растения - талисманы »; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Надо охранять природу» Чтение художественной и познавательной литературы по теме «Животный мир» Загадывание загадок. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Солнышко на ножке»; «Цветочные узоры в морозное утро»; Аппликация «Домик для животных»; «Зайки водят хоровод». Лепка « Домашние животные»; Конструирование: «Собачка» Д/И «Цветочный магазин»; «Помоги зайке»; «Кто где живет?»; «Пищевые цепочки», «Назови по описанию»., «Следы» Трудовая деятельность «Уроки доброты» | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные» Изготовление совместно с родителями макетов: «Домашние животные» «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Совместное творчество: книжки-малышки о природе. Занятие: «Люби и береги природу» |
«Мир птиц» | Январь - Март. | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши пернатые друзья». Чтение художественной литературы по теме «Птицы» Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели», «Весенние хлопоты» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» Театрализация « Где обедал воробей» Художественно-эстетическое творчество. Рисование «Зимующие птицы», «Снегири» Аппликация «Прилетели птицы» Конструирование из бумаги «Пернатые друзья» | Изготовление кормушек. Викторина «Крылатые друзья». Изготовление альбома «Птицы» Консультация для родителей « Природы верные друзья» |
«Солнце, воздух и вода» | Апрель . | Беседы о живой и неживой природе. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» Экспериментальная деятельность «В тени и на солнце», «Воздух в стакане» , «Волшебная вода» Рисование «Я люблю природу» . «Любимое время года» | Презентация лэпбука «Берегите природу» |
Вывод: в результате проделанной работы ,у детей сформировалось понимание заботливого , бережного отношения к природе. Появилось активное отношение к объектам природы, умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к ней. А так же, расширились знания о растениях, животных, птицах, живой и неживой природы; развился познавательный интерес , любознательность, активность, творческие способности.
Перспективы: продолжить работу по данной теме, на основе анализа деятельности в данном направлении, откорректировать задачи на следующий учебный год, пополнить развивающую предметно -пространственную среду, планировать совместную работу с педагогами , родителями по экологическому воспитанию на следующий год.
Список используемых источников :
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников):
Учебное пособие для педагогических училищ /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.
Саморуковой. – СПб.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Итоговые дни по
лексическим темам. – 2004г.
3. Владимирская Л.А. От осени до осени. – 2005г.
4. Иванова А.И. Живая экология. Экологические наблюдения в детском саду. – 2005г.
5. Кочергина А.В.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –
2005г.
6. Николаева С.Н. Юный эколог, - 2002г.
7. Рыжова Н.А. Экологически проект "Дерево"// Журнал "Обруч". - No2. – 1997г.
8.Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» Программа .Москва «Карапуз-дидактика 2012г
9.А .О. Воронкечич «Добро пожаловать в экологию»,(парциальная программа) ДЕТСТВО ПРЕСС 2016г.
10.В.Г..Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии "Будь природе другом"
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как мн...
Исследовательский проект по экологии "Будь природе другом"
Проект создан в связи с годом экологии....
Проект по экологии «Будь природе другом!»
ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....
Краткосрочный проект по экологии «Будь природе другом!»
в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...
Проект по экологии «Будь природе другом и защитником»
Проект по экологии для старшей группы....
Проект по экологии "Будь природе другом".
Познавательно-творческий проект. Целью является формирование у ребёнка внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие потребности любви к природ...