МНЕМОТЕХНИКА, КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
презентация к уроку (подготовительная группа)

Сливная Любовь Александровна

Приветствую Вас уважаемые коллеги!

 

В современном мире наши дети получают огромный объем информации. Не смотря, на юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всём этом, и  им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность, не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

Когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память поможет в обучении, он с легкостью будет получать высокие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием. Мы призваны подобрать такие методы и приёмы, которые помогут в этом деле. И это система методов и приёмов мнемотехники.

Разберёмся, что такое мнемотехника.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Структуру мнемотехники нужно представить ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ:

Мнемоквадрат – Мнемодорожка – Мнемотаблица, Мнемосхема

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ Детский сад № 4 «Солнечный лучик» МНЕМОТЕХНИКА, КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ Подготовила: Сливная Любовь Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Содержание: 1. Актуальность методов и приёмов мнемотехники; 2. Задачи которые решает система мер и приёмов; 3. Суть мнемотехники 4. Виды наглядности: Мнемоквадрат ; Мнемодорожка ; Мнемотаблицы; Мнемосхемы. 5. Приёмы наглядности и правила использования мнемотехники

Слайд 3

Актуальность: Облегчение овладения связной речью воспитанниками; Опора на образы памяти установление причинно-следственных связей, формулирование выводов, развитие логического мышления; Через использование мнемотехник обобщение и систематизация своего непосредственного опыта.

Слайд 4

ЗАДАЧИ : Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии; Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память; Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера; Обучать правильному звукопроизношению; Воспитывать потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 5

Мнемотехника – это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. И нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, ребёнок быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление ( наглядность помогает находить связи между образом и словом). Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтому запоминание идёт эффективнее.

Слайд 6

Виды наглядности Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например , в детском саду. На шкафчике одно изображение, над полотенцем такое же изображение, на кроватке тоже и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой карти нкой . Б ольшинство детских книжек создаётся с испол ьзованием мнемотехнических элементов . У детей в основном развита зрительная память

Слайд 7

М немоквадрат Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение . Самый известный мнемоквадрат , который знаком каждому - это знаки зодиака.

Слайд 8

Мнемодорожка Задача ребенка при использовании мнемодорожки – найти что-то общее между картинками. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение . Четыре картинки, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой дети собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Слайд 9

Таблицы Мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием картинок , букв, слов или схематических знаков. Чтобы ребёнку было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе, но следите за тем, чтобы занятие было в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы, лучше цветные. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии – ещё и предлагать придумывать собственные .

Слайд 10

Мнемосхемы Чтобы запоминались пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Слайд 11

Приёмы наглядности и правила использования мнемотехники Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видах запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей: « Собери группу »; «Нарисуй впечатления »; « Выучи стихотворение »; «Сетка памяти »; «Рассказы с картинками » ; « Фотопамять »; « День-ночь » и другие игры.

Слайд 12

Этапы создания мнемотаблицы самостоятельно 1. Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты; 2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты; 3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата – кодируем информацию в символы; 4. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить; 5. Пересказ текста с помощью и опорой на графические символы, т.е. отработка метода запоминания.

Слайд 13

Алгоритм разучивания стихотворения Выразительно прочитать стих; Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице ; Уточнить незнакомые слова ; Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок повторяет, смотря на таблицу; И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам, то есть воспроизводит то, что запомнил .

Слайд 14

Итак, мнемотехника : - Сокращает время запоминания; - Развивает основные психические процессы; - Развивает умение перекодировать информацию; - Устанавливает причинно-следственные связи; П омогает делать выводы и схематизировать материал; Р азвивает речь, формирует лексикон, словарный запас .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельностти детей

Самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной дея...

статья Методы и приемы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности.

Методы и приемы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности....

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием –     - р...

Развитие профессиональной компетенции по проблеме использования системы методов и приёмов мнемотехники, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детей младшего дошкольного возраста

Развитие профессиональной компетенции по проблеме использования системы методов и приёмов мнемотехники, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детей младшего д...

Применение мнемотехники для эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации воспитанниками детского сада

В статье приведена информация о мнемотехнике (мнемонике) как методе познавательного развития детей дошкольного возраста, её неоспоримых преимуществах, способах применения в детском саду. Также даны ме...

Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...