Мастер класс "Волшебный рис"
методическая разработка

Опилатова Инесса Владимировна

Цветной рис - это красиво, приятно, безопасно и экологично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_volshebnyy_ris.docx29.32 КБ
Файл master_klass_volshebnyy_ris.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс: «Волшебный рис»

Цель:  повышение педагогической компетентности в области использования различных методов работы с цветным рисом в условиях детского сада.

Задачи:

Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области

применения нетрадиционных форм обучения детей. 

Способствовать внедрению в практику работы педагогов

инновационных методик и технологий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Материалы и оборудование для проведения мастер-класса:

- Песочница с цветным рисом;

- Наборы цветного риса;

- Интерактивная доска, презентация: «Цветной рис в детском саду»,

- Разнообразный игровой, природный и бросовый материал; 

- Музыка для релаксации;

- Влажные салфетки;

Ход мастер – класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю  вашему вниманию мастер – класс «Волшебный рис». Главным героем нашего мастер- класса  станет радужный цветной рис.

Цветной рис - это красиво, приятно, безопасно и экологично.

Работа с рисом позволяет развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений, что удивительным образом влияет на общее развитие ребенка, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, речь. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Игры с цветным рисом позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства риса несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать ребенка. Рис как бы "заземляет" негативную энергию, успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощает зажатых, скованных и тревожных детей.

Игры с рисом способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с цветным рисом даёт толчок полёту творческой фантазии детей. С помощью цветного риса можно изучить и закрепить названия цветов.

  Не так давно в своей работе стала использовать цветной рис, ребята сразу оценили по достоинству.

Сделать рис таким ярким и красочным очень просто. Для окраски риса можно использовать несколько способов:

  • Окраска крупы пищевыми красителями (используются для этой цели пасхальные наборы для окраски яиц). Получаются яркие, насыщенные цвета, рисинки гладенькие. В процессе длительных игр крупа не теряет своего оттенка, не тускнеет.
  • Окраска риса с помощью гуаши, акварели, акриловых красок. В процессе игр крупа постепенно начинает тускнеть и осветляться на несколько оттенков, пачкает ручки. На ощупь рис слегка шероховатый (Я, думаю этот способ подойдет для изготовлений аппликаций.) Процесс окраски риса в первом и втором варианте практически не отличается.
  • Окраска риса с помощью естественных красителей. Это вариант подойдет для тех, у кого вышеперечисленных материалов нет под рукой. Или по той или иной причине не хотят использовать предыдущие материалы. Минус этого метода в том, что покрашенный рис получается не таких насыщенных оттенков, как, например, в первом варианте. И со временем краска стирается.

  Вы можете использовать несколько различных вариантов, как сделать крупы цветными для игр с ребенком: Воспользоваться пищевыми красителями, зеленкой, йодом, мелом и пастелью. В отношении к ребенку, в первую очередь, должна быть безопасность, вы можете выбрать для себя наиболее приемлемый способ окраски крупы в зависимости от возраста ребенка. Для самых маленьких рекомендуется использовать натуральные красители или пищевые красители, для детей постарше можно проводить эксперименты с остальными способами покраски.  Я испробовала два способа окраски риса, но мне понравился способ с использованием спирта (водки) и пищевых красителей. Спирт быстро испаряется, запаха в дальнейшем не останется, рис быстрее высыхает, и не слипается.

Что понадобится:

пищевые красители емкости для риса (по количеству цветов)

рис (лучше длиннозерный, сухой)

этиловый спирт (по 1 ч. л. на порцию, можно использовать водку или антисептический гель для рук) ложка.

Как сделать:

1. Смешать спирт с пищевым красителем (количество красителя добавляется, в зависимости от желаемого оттенка).

2. Распределяем в емкости рис (по количеству цветов).

3. Тщательно перемешиваем рис ложкой, пока он не окрасится.

4. Окрашенный рис высыпать на ровную поверхность, выстланную бумагой для выпечки, равномерно распределить тонким слоем. Рис высушить, возможно, нужно будет немного растереть слипшиеся комочки.

5. Когда рис высохнет - его нужно будет переложить в контейнеры для хранения.

Использование необычного материала можно для создания картин, игр и поделок,  всегда привлекает детей, они получают большое удовольствие при работе с таким материалами.

 Игра с радужным рисом не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. 

   Необходимо подготовить детей к взаимодействию с цветным рисом. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть фея, она хозяйка  цветного риса  и следит за порядком во время игр детей.

Фея знакомит ребёнка с правилами поведения в игры с цветным рисом (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть крупы обычно при игре высыпается из коробке, песочницы и т.д, нужно обратить внимание на этот факт.

1.  Береги рисинки, - не выбрасывай их из песочницы, коробки. Если  случайно рисинки высыпались, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать крупу из песочницы.

2. Рисинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать цветной рис  в рот  и бросать его в других людей.

3.  Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с рисом стряхни с ладошек рисинки, помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Игры с цветным рисом.

Для игры с цветным рисом можно использовать сенсорную коробку.

Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволяет фантазия. Она дает возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он может трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат. Сенсорная коробка представляет собой емкость (картонная коробка, большой пластиковый контейнер, деревянный ящик, маленький надувной бассейн и т.д.) с крупой, камушками, аквагрунт, природные материалы: желуди, каштаны, шишки, ракушки и игровыми элементами на выбор (лопатки, ложки, совки, половник, шумовку, пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц, форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья, щипцы, пинцет, игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки, игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду, посуду).

Удобно, если у сенсорной коробки будет своя крышка. Тогда вы сможете после игры легко закрыть ее и быть уверенным, что там не скопится пыль и ничего не рассыплется.

После игр детей с радужным рисом его необходимо обработать. Обработать рис можно двумя способами: кварцеванием или прогревом в духовом шкафу 180 градусов 10 мин.  

Во что можно поиграть сенсорной коробке.

«Кухня». Достаньте ребенку разные кухонные принадлежности: воронку, ложку для мороженого или мерную ложку, венчик, форму для кексов, и пусть он готовит для себя и для вас вкусные «блюда».

«Клады». Пока ребенок не видит, закопайте туда что-то небольшое: маленькую игрушку, стеклянный шарик — это для детей постарше, и предложите ребенку искать клад. Можно искать буквы и даже целые слова.

«Огород». Пусть ваша сенсорная коробка превратится в грядку. Придумайте вместе с ребенком, что вы будете выращивать, и можно начинать сажать. Если у вас дома найдутся пластмассовые цветы — они вам очень пригодятся, ведь их так легко закапывать и как будто бы «поливать» из игрушечной лейки.

Можно устроить игру в огород с помощью картонной коробки из-под яиц.

«Стройка». Всего лишь несколько маленьких машинок, кубики — и можно начинать строить дома. А из веточек можно соорудить шалаш.

«Железная дорога». Если у вас достаточно объемная коробка, то можно построить там маленький круг железной дороги. И тогда на пути у паровозиков будут вырастать рисовые завалы, и придется откапывать рельсы, чтобы поезда могли снова отправиться в путь.

«Магнитные поиски». Если у вас есть большой магнит, поиграйте в металлоискатель. Мы свой «аппарат» собрали из конструктора и прикрепили к нему магнит с ручкой. В коробке с рисом я спрятала разные монеты, и мы играли, кто быстрее соберет все-все монетки магнитом. А потом считали, у кого получилось больше денег.

«Рыбалка». Замечательное  озеро можно соорудить, используя ракушек, рыбок, камней, аквогрунт и предложить ребенку порыбачить.

Для детей раннего возраста игры  сыпучим материалам приносят большую пользу: изучение цветов, развитие мелкой моторики для малышей. Цветным рисом  можно придумать много развлечений. Например:  «Песочница».

 Однако нужно быть внимательным - для маленьких детей игру проводить под пристальным наблюдением взрослого! Так как первое время он, скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу. Однако даже через подобные действия  ребенок исследует мир вокруг себя. Со временем малыш научится играть спокойно и сосредоточенно.

  1. Пальчиковый бассейн - просто насыпать крупу в большую миску, на столик или поднос и водить ручками, пересыпать, набирая в кулачки - это позволит малышу познакомиться с крупой. 
    2. "Купать" ручки в крупе - насыпать в глубокую емкость цветной рис, и предложить малышу погрузить туда ручки, сжимать и разжимать кулачки, пересыпать из одной ручки в другую. 
    3. В этой же чаше можно зарывать игрушки, счетные палочки, магнитики и др. Предложите малышу поискать их и радуйтесь, когда у него получится. 
    4. Сыпать по крупинкам, как бы будто солим что-то или кормим птичек. 
    5. Собирать крупу руками в баночку или мисочку, а лучше - в формочки, какими наши детки играют в песочке. . 
    6.
    Крупу можно пересыпать из одной емкости в другую. Пробуйте работать ручками, пальчиками, совочком, ложкой, мерными стаканчиками. Где-то с 1,5 лет  малыш научиться ложкой  засыпать крупу в баночку. 
    7. А если смешать рис, например, с фасолью, то можно поиграть в сказку про Золушку: предложить ребенку перебрать фасоль, отделив зерна фасоли от цветного риса. Также  можно воспользоваться ситечком с крупной решеткой – рис через нее просеется, а фасоль останется и ее можно будет пересыпать в отдельную мисочку.  
    8
    . сделать точечный массаж, топая по крупе босыми ножками, изображая то слона, то зайку (кому как больше нравиться). 

Рисование цветным рисом

Рисование цветным рисом — это интересная техника и прекрасный досуг для маленьких детей. Поверхность картины из крупы всегда получается рельефной.

Рассмотрим три способа рисования:

  • Рисование пальчиком по слою риса — самая простая техника рисования. Насыпьте на поднос с бортами слой риса, разровняйте его – вот и готов холст, для рисования. Пусть ребенок своим пальчиком нарисует солнышко, цветок и др. Рисование узоров по крупе развивает у детей воображение и мелкую моторику.
  • Рисунки из крупы «насыпью» — эта техника аналогична рисованию песком.
  •  Рисование крупой на пластилине: покройте тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка заполните рисом. Для проведения этой процедуры лучше воспользоваться трафаретами. Можно на готовой пластилиновой картине отдельные элементы украсить крупяной текстурой.

Аппликации и поделки из цветного риса.

С помощью цветной крупы можно создать любую картинку. Для этого заранее нарисуйте рисунок на листе бумаги или картона. Подбирайте изображения с крупными элементами, чтобы маленький художник мог легко работать с эскизом. Для аппликаций из круп отлично подходят готовые картинки из раскрасок для малышей.

Алгоритм работы по созданию аппликации из крупы прост. Нанесите клей толстым слоем на поверхность рисунка и выложите рис. Дождитесь высыхания клея и удалите лишнюю крупу. Заполняйте части картинки постепенно, как мозаику. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч.

Список литературы: интернет источник

https://www.passionforum.ru/posts/29927-cvetnoi-ris-dlja-detskih-igr-iz-interneta.html

https://www.maam.ru/detskijsad/cvetnoi-ris-dlja-detskih-igr.html

https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3055989

https://www.7ya.ru/article/Ris-korobka-i-fantaziya-6-idej-dlya-razvivayuwih-igr/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный рис Подготовила: воспитатель I категории МДОУ д /сад с.Липовка Опилатова Инесса Владимировна

Слайд 2

Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволяет фантазия. Она дает возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он может трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.

Слайд 3

Во что можно поиграть сенсорной коробке.

Слайд 11

Рисование цветным рисом.

Слайд 16

Аппликации и поделки из цветного риса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...