Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Структура музыкальности.
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_sayt.docx | 14.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные способности детей дошкольного возраста.
Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Структура музыкальности.
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей ребенка.
Музыкальное образование дошкольников может быть успешным в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка.
Важнейшим составляющими музыкального языка являются звук, движение и ритм. Они доступны слуховой чувствительности ребенка начиная со стадии эмбрионального развития.
Наибольшая чувствительность к музыкальному развитию проявляется именно в раннем возрасте. Доказано, что в возрасте 8-10 месяцев дети проявляют способность различать разницу между двумя звуками по высоте. Именно то, как, а не то, что произносится, является краеугольным камнем процесса общения.
Экспрессивно-двигательная реакция у ребенка на музыку проявляется с самого раннего возраста (замирание или активизация двигательной активности). Музыкально одаренные дети могут точно интонировать уже к двум годам. К 3-4 году жизни происходит обогащение двигательных реакций на музыку, проявляются индивидуальные различия в слуховой чувствительности.
На пятом году жизни наблюдается активизация вокально-слуховой и двигательной координации, обогащение музыкальной памяти. Проявление большой активности ребенка в процессе восприятия и воспроизведения музыки голосом наблюдается в 6-7 лет.
В старшем дошкольном возрасте дети могут осмысленно импровизировать мелодии, сочиняют попевки, овладевают техникой игры на различных музыкальных инструментах.
Главной чертой психики дошкольника является мышление в конкретных образах. В связи с этим, педагог должен контролировать равномерное развитие музыкально-слуховых представлений: ритмических, мелодических, исполнительских.
От понимания природы музыкальных способностей – являются ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – зависит стратегия действий педагога, связанная с музыкальным развитием ребенка.
Для успешного осуществления музыкальной деятельности ребенка необходимы следующие способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в перечень музыкальных способностей входят музыкальная память, исполнительские способности, творческие способности, зрительно-моторная координация, музыкальное мышление.
Музыкальная одаренность ребенка характеризуется крайне индивидуализированным, высшим проявлением музыкальных способностей.
Большое значение для решения педагогических вопросов имеют представления о структуре музыкальности. В структуре музыкальности выделяют две стороны: эмоциональную и слуховую.
Эмоциональная сторона музыкальности связана с тонкостью эмоциональных переживаний, творческим воображением, фантазией. Центром музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является способность эмоционально отзываться на музыку.
Слуховая сторона музыкальности, связанная с интеллектуальной стороной музыкальности, заключается в наглядной ориентации в звуковысотных, тембровых, ритмических, динамических соотношениях.
Проблема музыкальности имеет качественную, а не количественную составляющую. Прежде всего необходимо обращать на то, какова музыкальность ребенка, а исходя из этого разрабатывать стратегии педагогических действий.
Для развития музыкальных способностей ребенка необходимо знать его исходный уровень музыкального развития, в связи с чем актуализируется проблема диагностики музыкальных способностей.
«Объектами» диагностики музыкального развития ребенка являются:
- мотивация в занятиях музыкой;
- общие способности;
- креативные свойства ребенка;
-специальные музыкальные способности.
Процесс диагностики позволяет выявить динамику развития способностей ребенка. Можно выделить диагностику следующих музыкальных способностей:
- диагностика чувства ритма и двигательных способностей;
- диагностика звуковысотного слуха;
- диагностика музыкально-слуховых представлений;
- диагностика ладового чувства.
Одним из важных факторов развития музыкальных способностей ребенка является интенсивность обучения музыке, которая сказывается на общем уровне развития ребенка. Б. М. Теплов считал: «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способности не развивающиеся, не воспитуемые, не подлежащие упражнению – это сочетание слов, лишенное смысла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах....
Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...
Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....