Консультация для педагогов «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
консультация
Консультация для педагогов
«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_formirovanii_polozhitelnogo.docx.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 города Ельца»
Консультация для педагогов
«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
Подготовила:
педагог-психолог
Хохлова О.А.
Елец 2019
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие
удобство, спокойствие и уют (“Толковый словарь русского языка”, С. И.
Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек
чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же
психологический комфорт в детском саду – важное условие эффективности обучения и воспитания дошкольников.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в дошкольном
образовательном учреждении – значительная роль принадлежит
взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно
важен на начальном этапе воспитания и обучения детей, когда «погода в группе» зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей.
И все-таки психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит его
физическое состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Поэтому психологический комфорт является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, знания, активно взаимодействует с воспитателем и сверстниками, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятные психологические условия характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, создают комфорт и условия для пребывания ребенка в детском саду, раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные условия препятствует личностному развитию, ввергая ребенка в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ребенка, так и воспитателя.
Нельзя допускать у детей комплексов, страхов, неуверенности в себе. В
группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и
«глупых». Каждый ребенок личность, поэтому должен ощущать присутствие
веры педагога в свои силы.
В связи с этим мы можем выделить несколько групп факторов,
составляющих окружение воспитанника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность воспитателя,возможности ребенка усвоить образовательную программу);
- социальные (статус в группе, отношения с другими воспитанниками);
- физические (групповое пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера общения
вызывает у воспитанников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, беспокойства если это авторитарное или диктаторское воспитание. Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов. Воспитателю важно помнить, что психологический климат в группе начинает создаваться вне образовательной деятельности.
Взаимоотношения педагога с воспитанниками – важнейшее условие
психологической атмосферы в детском саду. Как педагог относится к работе,
как разговаривает с детьми, с родителями, другими коллегами, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие воспитателя на воспитанников и на их отношение к нему.
Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно
воспользоваться следующими рекомендациями:
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное
словесное воздействие;
• используйте компромиссные решения спорных вопросов;
• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;
• используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка,
юмористическая картинка, поговорка, небольшое стихотворение или
музыкальная минутка).
Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!)особенности
ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но
содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель -дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это
способствует установлению положительного эмоционального климата в
группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке
лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию
педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел,
изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены
взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли
новый замысел?
Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и
направленное на создание благоприятного психологического климата в
группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности:
- Взаимопонимание и контакт педагога и детей.
- Особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые.
- Опора на положительные качества ребенка.
- Педагогический такт.
- Стиль отношений.
- Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной
сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого -
воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога
заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы
надлежащим образом их направлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»
Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое зд...
Роль педагога в формировании положительного психоэмоцилнального благополучия дошкольника
Консультации...
«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения....
Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...
"Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников"
От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса....
Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".
laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...
Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...