Консультация для педагогов «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»
консультация

Консультация для педагогов

 


«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_v_formirovanii_polozhitelnogo.docx.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 города Ельца»

Консультация для педагогов


«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

Подготовила:
педагог-психолог
Хохлова О.А.

Елец 2019

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие

удобство, спокойствие и уют (“Толковый словарь русского языка”, С. И.

Ожегов).

Психологический  комфорт –  условия  жизни,  при  которых  человек

чувствует  себя  спокойно,  нет  необходимости  защищаться,  так  же

психологический  комфорт  в  детском  саду  –  важное  условие эффективности обучения и воспитания дошкольников.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в дошкольном

образовательном  учреждении  –  значительная  роль  принадлежит

взаимоотношениям  воспитателя  с  воспитанниками.  Этот  фактор  особенно

важен  на  начальном  этапе  воспитания  и  обучения  детей,  когда  «погода  в группе»  зависит,  прежде  всего,  от  воспитателя  и  во  многом  определяет степень психологической адаптации детей.

И  все-таки  психологическая  комфортность  необходима  не  только  для развития  ребенка  и  усвоения  им  знаний. От  этого  зависит  его  

физическое состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и  социальной  среде,  создание  атмосферы  доброжелательности  позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Поэтому психологический комфорт является одной из наиболее важных и  сложных  задач  в  работе  педагога  с  детьми.  Комфорт  выступает своеобразным  условием,  обеспечивающим  развитие  личности:  на  его  фоне ребенок  либо  раскрывается,  проявляет  свои  дарования,  знания,  активно взаимодействует с воспитателем и сверстниками, либо, напротив, становится пассивным,  замкнутым,  отстраненным.  Благоприятные  психологические условия  характеризуется  атмосферой    взаимного  уважения,  дружелюбия, создают  комфорт  и  условия  для  пребывания  ребенка  в  детском  саду, раскрывают  потенциальные  возможности  личности.  Неблагоприятные условия  препятствует  личностному  развитию,  ввергая  ребенка  в  состояние незащищенности,  нервозности,  боязни  и  отчаяния.  Источником психологической  комфортности  является  положительное  эмоциональное состояние, как ребенка, так и воспитателя.

Нельзя допускать у детей комплексов, страхов, неуверенности в себе. В

группе  не  должно  быть  деления  на  «хороших»  и  «плохих»,  «умных»  и

«глупых». Каждый ребенок личность, поэтому должен ощущать присутствие

веры педагога в свои силы.

В  связи  с  этим  мы  можем  выделить  несколько групп  факторов,

составляющих окружение воспитанника. Это:

-  психолого-педагогические  факторы  (личность  воспитателя,возможности ребенка усвоить образовательную программу);

- социальные (статус в группе, отношения с другими воспитанниками);

-  физические  (групповое  пространство,  включая  обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Однако  очень  часто  наш  тон  общения  с  детьми,  манера  общения

вызывает  у  воспитанников  ни  уверенное  спокойствие  и  готовность  к действию,  а  чувство  тревожности,  беспокойства  если  это  авторитарное  или диктаторское воспитание. Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов.  Воспитателю  важно  помнить,  что  психологический  климат  в группе  начинает  создаваться  вне  образовательной  деятельности.

Взаимоотношения  педагога  с  воспитанниками  –  важнейшее  условие

психологической атмосферы в детском саду. Как педагог относится к работе,

как разговаривает с детьми, с родителями, другими коллегами, радуется ли он успехам  детей  и  как  он  радуется,  как  он  выражает  свои  эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие воспитателя на воспитанников и на их отношение к нему.

Как  же  педагогу  создать  психологический  комфорт?  Можно

воспользоваться следующими рекомендациями:

• используйте в своей работе просьбы, а не требования;

•  используйте  методы  словесного  убеждения,  а  не  агрессивное

словесное воздействие;

• используйте компромиссные решения спорных вопросов;

• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;

•  используйте  методы  эмоциональной  разрядки  (шутка,  улыбка,

юмористическая  картинка,  поговорка,  небольшое  стихотворение  или

музыкальная минутка).

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!)особенности

ребенка,  педагог  сможет  определить  и  меру  своих  требований,  и  форму,  в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту.  Он  умеет  пожалеть,  посочувствовать,  создать  у  ребенка  ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со  старшими  детьми  от  него  требуется  еще  и  умение  давать  объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – то неуловимое,  что  не  укладывается  ни  в  какие  планы  и  конспекты,  но

содействует  установлению  душевных  связей  в  отношениях  «воспитатель  -дети». У  такого  педагога  воспитанники  всегда  жизнерадостны.  Все  это

способствует  установлению  положительного  эмоционального  климата  в

группе,  что,  как  известно,  благоприятствует  расцвету  в  каждом  ребенке

лучших  качеств  и,  главное,  создает  у  него  готовность  к  восприятию

педагогических  воздействий.  Ведь  к  воспитателю,  который  весел,

изобретателен,  чутко  улавливает  детское  настроение,  всегда  устремлены

взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли

новый замысел?

      Педагогическое  общение,  как  профессиональное  общение  воспитателя  с воспитанниками,  имеющее  определенные  педагогические  функции  и

направленное  на  создание  благоприятного  психологического  климата  в

группе,  а  также  на  установление  правильных  взаимоотношений  с  детьми  в целом и с каждым ребенком в отдельности:

  • Взаимопонимание и контакт педагога и детей.
  • Особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые.
  • Опора на положительные качества ребенка.
  •  Педагогический такт.
  •  Стиль отношений.
  •  Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной

сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого -

воспитателя, позволяющая  создать  оптимальные  условия  для эмоционального  благополучия  ребенка. Основная задача  педагога

заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы

надлежащим образом их направлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»

      Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое зд...

«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения....

Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...

"Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников"

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса....

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...

Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...