Календарно- тематическое планирование ( старшая группа) тема "Насекомые"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

ХУДЯКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА

Календарно- тематическое планирование ( старшая группа) тема "Насекомые" на май месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование на тему «Насекомые»

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Понедельник 18.05.2020 год

Утро

Беседа «В мире насекомых».

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, закреплять умение выражать мимикой их движения.

Дидактическая игра «Испорченный телефон».

Цель: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса, четко произносить слова громко или шепотом.

Дежурство в уголке природы: протираем растения. 

Предложить детям рассмотреть иллюстрации, картинки, журналы на тему: «Насекомые».

Цель: закреплять умение самостоятельно интересоваться пройденным материалом.

Прогулка

Наблюдение за облаками

Цель: развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

Рассмотреть облака. Обратить внимание на разнообразие их форм, изменчивость движения. Вспомнить, каким было небо в разное время года и в разное время суток.

Художественное слово «НА что похожи облака?»

На что похожи облака? На кусочки ваты!

Их несет вперед река и не вернет обратно.

Облака – друзья чудес, возникают, тают,

Среди голубых небес просто вырастают.

Может кем угодно быть облако большое:

Кораблем по небу плыть, стать дедом с бородою…

Может и медведем стать, зайцем, крокодилом,

По лугу конем скакать – все облаку по силам!

На что похожи облака?..

Подвижные игры: «Салки», «Прятки»

Цель: учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам игры, развивать ловкость, быстроту реакции.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада.

Дидактическая игра «Что лишнее?»  

Цель: учить детей классифицировать предметы в соответствии с их назначением. Развивать наблюдательность, формировать умение доказывать правильность суждений.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы. 

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мелкого мусора.  

Цель: Формирование навыков коллективного труда.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Вечер

Предложить нарисовать детям восковыми карандашами «Паучка».

Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования; развивать образное  восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения.

Самостоятельные игры в центре конструирования

Цель: развитие конструкторских умений, дружеских отношений в группе.

Хозяйственно-бытовой труд: моем игрушки.

Цель: формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать. Закреплять умение детей выбирать самостоятельно игрушки, которые необходимо привести в порядок.

Прогулка

Наблюдение за изменениями в природе

Цель: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, появлением насекомых.

Ход наблюдения

Художественное слово    Е. Карганова

Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если все зазеленело и в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер, если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла весна.

Подвижные игры: «Ловишки с мячом»

Цель: учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения.

«Пятнашки»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: учить самостоятельно составлять задания разной сложности для игры, развивать речь. 

Творческие задания «Поиграем - угадаем» -

Цель: развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему.

Спортивные игры : « Кто быстрее?»

Цель: отрабатывать навыки передачи эстафеты. развивать ловкость, выносливость; умения  выступать в команде; развивать коммуникативные навыки.  

Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Вторник 19.05.2020 год

Утро

Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые».

Цель: предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения.

Предложить трафареты для самостоятельной творческой активности (цв. карандаши, фломастеры).

Свободная деятельность в центрах двигательной активности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

 Цель: формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество.

Прогулка

Наблюдение за растениями

Цель: Предложить детям сравнить растения, растущие в тени и на солнечных местах. Предложить понаблюдать, какие из них быстрее зацветут. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Ход наблюдения

Художественное слово загадка 

Д- Древесный ствол имею я,

Е – Есть корни, ветви у меня.

Р – Расту высоким, тень пускаю,

Е – Если раскидисто бываю.

В – В лесу меня узнаешь враз:

О – Осинка, дуб, берёза, вяз   (дерево)

Подвижные игры «Море волнуется», «Великаны - карлики»

Цель: развитие двигательной активности.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»  

Цель: развитие речи.

Познавательно -исследовательская деятельность

Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать. Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки.

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка и глины.

Труд в природе: прополка огорода.

Цель: показать значимость проводимой работы; воспитывать трудолюбие и дисциплинированность.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом 

(лопатки, ведерки, машинки).

Упражнение «Аккуратный шкафчик».

Цель: формировать навыки самообслуживания, стремление следить за своим внешним видом.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Вечер

Загадывание загадок  на тему « Насекомые» с рифмой-подсказкой.

Цель: закреплять умение детей анализировать и сопоставлять признаки загаданного объекта. Обогащать словарный запас.

 Работа в уголке книги: ремонт книг. 

Цель: предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, какие правила работы с книгой был нарушены.

Эксперимент с водой: «Звенящая вода».

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Заинтересовать играми с крупным строительным материалом.

пражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждать их к проявлению творчества и изобретательности;

Самостоятельная конструктивная деятельность.

Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Прогулка

Наблюдение за первыми насекомыми.

Цель: закреплять знания о насекомых.

Ход наблюдения

Обратить внимание, что пригрело солнце, почва оттаяла и насекомые проснулись. Каких насекомых мы можем увидеть ранней весной.

Художественное слово загадка

Кто работает с утра: строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды, мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей. Тот работник…
 (муравей)

Дидактическая игра «Много - мало» 

Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием.

Подвижные игры: "Медведи и пчелы", "Совушка"

Цель: упражнять детей в сохранении равновесия. 

Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Среда 20.05.2020 год

Утро

Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».

Цель: уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цель: развивать у детей внимание и память.

Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».

Цель: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого, сформировать желание защитить бабочек, любоваться ими.

Игровая деятельность по интересам детей.

Цель: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово».

Цель: закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память.

Прогулка

Наблюдение за майским жуком

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;

воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.

На березу сел — все листочки съел.

Позову скворцов со всех концов,

Позову грачей — летите скорей!

Жука проглотите и мой сад спасите!

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки?

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три - четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Подвижные игры

«Кати в цель», «Догони мяч».

Цель: развивать глазомер и точность.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Цель: Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.

Трудовая деятельность: Посадка семян гороха.

Цель: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Вечер

Слушание музыки «Пчелка»,

Пение «В траве сидел кузнечик»

Цель: Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематического характера «Насекомые»

Ознакомление с художественной литературой: К.И. Чуковский «Тараканище».

Цель: формировать умения, связанные с коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи. 

Настольно-печатные игры по желанию детей

Н/п игры «Пазлы»

Цель: развивать внимание, мышление

Прогулка

Наблюдение за цветником

Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Мне не нужен огород, ягода клубника —

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня не совсем удачен,

Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!

Быть садовником хочу, когда стану взрослым,

Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?

Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

Подвижная игра «Ловишки».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.

Трудовая деятельность: Посадка цветов.

Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом 

(лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы).

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Четверг 21.05.2020 год

Утро

Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».

Цель: закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.

Игра-драматизация «Сочиняем сказку».

Цель: закреплять умение детей подбирать интонации и тембр голоса в соответствии с характером героя, развивать дикцию, выразительность речи.

Рисование детей «БОЖЬЯ КОРОВКА».

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; учить детей рисовать божью коровку простым карандашом, затем цветными карандашами;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Игра-лото «Угадай настроение».

Цель: закреплять у детей представление о том, как графически изображается настроение и состояние человека- Развивать наблюдательность, зрительную память.

Прогулка

Наблюдение за божьей коровкой

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Божья коровка, алая спинка, уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом ползет по стебельку

К пахнущему медом яркому цветку.

Поедает быстро коровка вредных тлей,

И цветок душистый спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы:

Всех жуков она милей, спинка алая у ней,

А на ней кружочки — черненькие точки. (Божья коровка.)

Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки?

Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

Подвижные игры: «Пингвины с мячом», «Не наступи». 

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.

Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.

Цель: воспитывать самостоятельность, формировать бережное отношение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.

 Выносной материал : лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы.

 Рисование на асфальте мелками - поднять настроение у детей.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Вечер

Викторина «Что мы знаем о насекомых».

Цель: закрепить знания детей по пройденному материалу.

Настольно-печатная игра «Найди лишний предмет».

Цель: упражнять детей пояснять свой выбор.

Предложить дидактическую игру «Опасно-безопасно».

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их опасности (безопасности).

Прогулка

Наблюдение за одуванчиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Ход наблюдения

Желтая головушка, розовая ножка.

Одуванчик-солнышко подержу в ладошке.

Появилось солнышко в мае на лугу,

На него любуюсь, очень берегу.

Жаль, недолго солнышко будет золотым,

Побелеет солнышко — и расстанусь с ним.    В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Подвижные игры: «Спящая лиса». 

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».

 Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.

 Выносной материал :лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы, мелки.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Пятница 22.05.2020 год

Утро

Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук.

Разгадывание загадок про насекомых.

Цель: формировать у детей умение разгадывать загадки-описания.

Дежурство в уголке природы: упражнение «Доктор для растений».

Цель: формировать умение детей проводить осмотр растений, проверять, нет ли вредителей, при необходимости обрабатывать растения мыльным раствором.

Настольные игры: игры с мозаикой.

Цель: закреплять умение детей создавать узор из цветной мозаики по образцу, по представлению; придумывать узор, изображать при помощи мозаики несложные рисунки.

Работа в центре физического воспитания: самостоятельная деятельность.

Напомнить детям правила безопасности. Помочь в выборе различных атрибутов, организовывать игры. Развивать самостоятельность, творчество в двигатель деятельности.

Прогулка

Наблюдение за комаром

Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:

Очень маленький на вид, надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Как выглядит комар? Как он передвигается?  Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

Надо мной комарик вьется и звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьется и в окошко улетит.

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Подвижные игры: «Пронеси, не урони», «Пожарные».

Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.

 Выносной материал: лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы.

Трудовая деятельность: Посадка картофеля.

Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Вечер

Лепка: «Гусеница».

Цель: закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки. Формировать умение детей лепить знакомые предметы конструктивным способом. 

Игровая деятельность по интересам детей.

Цель: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово».

Цель: закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память.

Прогулка

Наблюдение за стрекозой

Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Склонились низко лозы над гладью тихих вод,

Мы, быстрые стрекозы, здесь водим хоровод.

Без всякого усилья скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья прозрачною слюдой.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза. Называют ее ... (стрекоза).

Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза? На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?

Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.

Подвижные игры: «Сумей вскочить», «Лягушки в болоте».

Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.

 Выносной материал: лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы, мелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Календарно-тематическое планирование - старшая группа

Месяц/ТемаОРУОВДИграЯнварь«Зимние забавы»С гимнастической палкой   Без предмета    Без предмета     С кубиком...

Календарно - тематическое планирование старшей группы «Подсолнышки»

Календарно - тематическое планирование старшей группы...

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа

Перспективное планирование работы на год по лексическим темам и итоговые мероприятия....

Календарно - тематическое планирование (старшая группа) по теме: Зимняя каникулярная неделя «Я – Суриков, русский казак…», посвящённая 166-летию со дня рождения В.И. Сурикова.

Главная задача комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса - сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью....

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа. Осенний период.

В материале представлено планирование работы в осенний период в старшей группе ДОУ (согласно ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа. Зимний период.

В материале представлено планирование работы в старшей группе ДОУ в зимний период....