Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста через использование приемов технологии ТРИЗ.
учебно-методический материал (младшая группа)
Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста через использование приемов технологии ТРИЗ.
План.
1.Введение.
2.Аналитическая часть.
Основные принципы работы с детьми по развитию сенсорных эталонов с использованием ТРИЗ - технологии.
3.Практическая часть.
3.1. Дидактическое пособие "Умный слон».
3.2. Дидактическое пособие «Фокусник».
3.3.Новизна, оригинальность, эффективность.
4.Заключение.
5.Список литературы.
6.Приложение
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ №59 (ул. Гвардейская, д.6)
Материалы для аттестации воспитателя
Бочкарёвой Татьяны Николаевны
Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста через использование приемов технологии ТРИЗ.
Автор: Бочкарёва
Татьяна Николаевна, воспитатель
Миасский городской округ
2020г
План.
1.Введение.
2.Аналитическая часть.
Основные принципы работы с детьми по развитию сенсорных эталонов с использованием ТРИЗ - технологии.
3.Практическая часть.
3.1. Дидактическое пособие "Умный слон».
3.2. Дидактическое пособие «Фокусник».
3.3.Новизна, оригинальность, эффективность.
4.Заключение.
5.Список литературы.
6.Приложение
1.Введение.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного развития занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно сенсорное развитие способствует корректному формированию и совершенствованию ощущений и восприятия ребенка, особенно в период дошкольного детства.
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к сенсорным категориям: количество, форма, объем, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в сенсорном развитии является формирование у детей представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. Дети не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Но выполняя простейшие продуктивные задания, каждый ребенок усваивает, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Э.Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Эти выводы исследователей подтвердили и наши наблюдения, осуществленные в ходе работы с младшими дошкольниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу: организовать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы (подготовку, проведение, обсуждение итогов). При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В совместной деятельности с педагогом воспитанник должен делать шаг вперед в своем развитии. Нормативный документ указывает также, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно она позволяет достичь цели образовательной деятельности.
Поэтому мы выдвинули гипотезу:
разработанные нами дидактические пособия с использованием ТРИЗ-технологии, предполагающие организацию с детьми разнообразной игровой деятельности, будут способствовать развитию сенсорных эталонов, позволят решить задачи многих образовательных областей, а в итоге - основной образовательной программы.
Соответственно сформулировали цель:
обеспечить развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических пособий ТРИЗ-технологии.
Реализации этой цели способствовало решение следующих задач:
1.Изучить и проанализировать положения, которые являются основой работы по данной проблеме.
2.Разработать и изготовить дидактические пособия с использованием ТРИЗ-технологии.
3.Разработать методическое сопровождение к пособиям.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
2.Аналитичнская часть.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко). Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста наиболее успешно прослеживается в следующих образовательных областях:
1. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
2. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
3.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Таким образом, сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
ТРИЗ - это уникальная технология развития сенсорных эталонов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитию речи и творческого воображения.
Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко отмечают, что для организации работы по развитию сенсорны эталонов детей по ТРИЗ-технологии необходимо:
- организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей;
- иметь специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность;
- в конце занятия подводить итоги (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры, обсуждение планов на будущее, продуктивная деятельность и обсуждение. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- быть готовым использовать данный подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.
Анализ методической литературы позволил выделить основные принципы работы по развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста:
- Интеграция воспитательных задач.
- Обучение детей организованное и систематическое
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей
- Требования, предъявляемые к детям - посильны
- Поддержка эмоционального тонуса
- Общепедагогические принципы:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип целенаправленности педагогического совета
Учет этих принципов позволит правильно организовать систему работы с детьми по данной проблеме.
3.Практическая часть.
Как было указано выше, дети младшего дошкольного возраста имеют разную степень сформированности знаний о сенсорных эталонах. Эти выводы исследователей подтвердили и наши наблюдения при работе с детьми второй младшей группы: в группу приходят дети с разным уровнем представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями и чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии ребенок видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира и создать интересную развивающую среду. Вследствие этого, дидактические пособия как нельзя лучше помогает малышам освоить представления о свойства предметов и сенсорные эталоны.
Основываясь на всём вышеперечисленном, мы пришли к необходимости более углубленного решения данного вопроса, в результате чего и были созданы многофункциональные пособия: "Умный слон", и "Фокусник".
Для организации развивающего процесса с использованием предложенных многофункциональных пособий, мы сделали их подробное описание. Остановимся на описании каждого из них:
1."Умный слон". Пособие изготовлено из изолона и разноцветной самоклеящейся плёнки. Персонаж жонглирует гирями, на которых расположены символы, обозначающие свойства предметов.
2."Фокусник". Это стационарное плоскостное пособие, располагается на стене на уровне глаз детей. С его помощью изучаются и закрепляются представления о строении тела, об основных органах чувств и их значении.
К данным пособиям разработано методическое сопровождение, которое состоит из:
-Фотографии пособия.
-Основных целей, которые реализует деятельность с этим пособием.
-Вариантов использования (игры для подгрупповой и индивидуальной работы).
3.1 Многофункциональное дидактическое пособие. "Умный слон"
Цели:
1.Освоение детьми базовой модели ТРИЗ "Объект - имя признака- значение имён признаков".
2. Закреплять значение имён признаков с их графическими изображениями.
3. Формировать умение выделять главный (основной) признак, по которому различаются объекты в конкретной ситуации.
4.Обогащать сенсорный опыт (цвет, форма, величина); формировать исследовательские способности.
6. Развивать представления о признаках объектов у детей дошкольного возраста.
7. Развивать мышление, внимание, речь, память и другие психические процессы.
8. Расширять и конкретизировать представления детей о признаках и свойствах предметов; обогащать словарь детей; уметь называть признаки предметов.
9. Воспитывать любознательность, стремление участвовать в играх, давать полный ответ на поставленный вопрос.
10. Способствовать освоению сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
Варианты игр.
«Волшебный мешочек»
Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
Ход: В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.
«Назови свойства материалов»
Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона.
Ход: дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
«Выложи орнамент»
Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
Ход:«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой жеорнамент». Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.
«Картинка из фигур»
Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Материал:Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.
«Чередование флажков»
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);
Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Бусы
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Найди домик»
Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине.
Материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
3.2. Многофункциональное дидактическое пособие. "Фокусник"
Цели
- Развитие познавательных мотивов ребёнка, активного отношения к окружающей действительности и способам её изучения.
- Формирование и закрепление представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении. - закрепить представления о признаках объектов.
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способностей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
- Воспитание ценностного отношения детей к собственному организму. способствовать осознанному отношению к органам восприятия.
- Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников»(анализаторов).
- Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.
Варианты игр.
Вкус и запах.
«Вспомни, как они пахнут»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Ход: Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
«Коробочки с запахами»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Ход: Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
«Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).
Ход:: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Съедобное – несъедобное.»
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
«Угадай, какой вкус?»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Ход: Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы
«Найди пару»
Ход: Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
«Что, каким бывает?»
Ход: Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.
Осязание.
"Найди на ощупь"
Цель: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов. Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого), мешочек.
Ход:: Игра проводится одновременно с 2-3 детьми. Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.
"Гладкий - шершавый "
Цель : развитие тактильных ощущений. Знакомство ребенка с понятиями «шершавый», «гладкий».
Оборудование: панель с дощечками гладкой и шершавой фактуры.
Ход:. Взрослый кончиками пальцев правой руки плавно проводит сверху вниз по гладкой поверхности. Предлагает ребенку повторить движение и говорит: «это гладкая». Затем проводит рукой по шершавой поверхности и предлагает ребенку повторить, вводя понятие «шершавая». Далее, взрослый просит показать ребенка (проведя рукой), где гладкая, а где шершавая поверхность и спрашивает: «это какая?».
"Почтовый ящик"
Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объёмную формы; Учить, при тактильном восприятии пользоваться методом проб.
Оборудование: почтовый ящик-коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг, треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.д.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширма или экран.
"Шарик и кубик "
Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу - наверху), по горизонтали.
Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка, и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг, квадрат и таблички
"Волшебный мешочек"
Цель: Учить детей учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника
Слух.
«Что ты слышишь?»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.
Оборудование: предметы, находящиеся в группе.
Ход: Детям предлагается посидеть тихо, сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
«Солнышко и дождик?»
1 вариант.
Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий, установить эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.
Оборудование: игрушка для каждого ребёнка, аудиозапись танцевальной мелодии.
Ход:.: Пока звучит музыка, каждый танцует со своей игрушкой по всему пространству группы. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях воспитателя.
2 вариант.
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите ко мне, в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Тихо – громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Ход: Воспитатель играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся». Можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
«Зайка прыгает, а мишка топает»
Цель: дифференциация неречевых звуков по темпу звучания, развивать переключаемость слухового внимания, умение воспроизводить движения в соответствие с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений.
Оборудование: бубен, игрушечные зайка и мишка.
Ход: воспитатель предлагает детям потанцевать с мишкой и зайкой. Когда бубен играет быстро, танцует зайка, он прыгает на полянке. Когда бубен играет медленно, то танцует мишка, он топает ногами.
«Постучим и погремим»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают предметы, ударяясь о разные поверхности.
Оборудование: самодельные шумелки из пуговиц.
Ход: Воспитатель детьми знакомятся с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с шумелками: стучат о деревянный и пластиковый стол, металлический таз, гремят в воздухе. Затем предлагают послушать, что делает воспитатель и сделать то же самое.
«Слышим звон и знаем, где он».
Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик спереди, сзади, сверху, снизу от ребёнка. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление
«Угадай, чей голосок!»
Цель: развивать речевой слух, ориентироваться на тембр голоса.
Оборудование: пустой стул
Ход: Воспитатель спрашивает детей: -Как можно позвать человека?
Дети предлагают разные варианты. В итоги все приходят к выводу, что звать человека нужно по имени.
«Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Ход: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо»
3.3.Новизна, оригинальность, эффективность.
Новизна разработки пособий заключается в следующем:
*Современность – соблюдение основных положений федерального государственного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы.
*Многофункциональность – обеспечивается интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
*Мобильность – возможность перемещения пособий в предметно-развивающей среде по желанию детей.
*Разноплановость – используется в различных формах образовательного процесса (для подгрупповой и индивидуальной работы, в совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей).
*Доступность – деятельность с пособиями интересна всем детям группы.
Оригинальность пособий состоит:
1. В возможности формирования сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности в сочетании с речевой стимуляцией.
2. Предложенные пособия позволяют разнообразить развивающую среду в группе для достижения лучших результатов в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Данные пособия можно использовать:
-В совместной образовательной деятельности педагога с детьми.
-В самостоятельной деятельности детей.
4. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие сенсорных эталонов используется практический, наглядный и словесный методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических принципов.
Эффективность.
Использование многофункциональных дидактических пособий в образовательной деятельности позволило нам достичь следующих результатов.
1.Важнейшим показателем является усвоение ребенком основной образовательной программы, то есть овладение базисным уровнем дошкольного образования.
Данные приведены в таблице:
Анализ образовательной работы с детьми второй младшей группы.
Состояние | Группа развития | Всего детей, количество (%) начало учебного года | Всего детей, количество (%) конец учебного года |
Нормальное | 1-я | 8 (21%) | 8 (40%) |
2-я | 24 (62%) | 12 (60%) | |
3-я | 7 (18%) | - | |
Пограничное | 4-я | - | - |
Отсутствие детей с четвёртой группой развития свидетельствует об оптимальном уровне усвоения программы детьми второй младшей группы.
Критерии:
I. Познавательная сфера:
1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний, маленький, по просьбе взрослого;
2. Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию;
3. Собирает последовательно вкладыши, матрешки, мисочки, формочки (вкладывает маленькую в большую);
4. Строит самостоятельно несложную постройку из 6-10 форм (кубика, шара, кирпичика, призмы, цилиндра, по просьбе взрослого.
II. Цветовой спектр: (6 цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)
1.Установление сходства: («Подбери к платьицам похожие по цвету бантики»);
2. Выбор по названию: («Покажи, где желтый лучик у солнышка», «Найди зеленую иголочку для елочки» и т. д.).
III. Восприятие формы:
1. Установление сходства: «Принеси похожую» (форма и цвет совпадают);
2. Выбор по названию: «Покажи, где кубик, шар, кирпичик и т. д.»;
3. Собирает разрезные картинки из 6-8 частей (фрагментов).
IV. Слуховое восприятие:
1. Узнает и называет по голосу диких и домашних животных;
2. Узнает по звучанию и называет музыкальные инструменты.
- Оценка в баллах:
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;
2 балла – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
3 – 2,4 балла – высокий уровень
2,3 – 1,7 балла – средний уровень
1,6 – 1 балл – низкий уровень
+ – высокий уровень
– – средний уровень
0 – низкий уровень
Динамику развития мелкой моторики рук у детей отражают следующие показатели:
2019-2020 | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | - | 48% | 52% |
Конец года | 39% | 61% | - |
4.Заключение.
В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась: разработанные нами многофункциональные дидактические пособия, предполагающие организацию с детьми разнообразной игровой деятельности, способствуют развитию сенсорных эталонов, позволяют решить задачи различных образовательных областей, а в итоге - основной образовательной программы. Описанные выше результаты работы в течение 2019-2020 г.г. подтверждают это. Нам удалось обеспечить развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, что и являлось целью нашей разработки.
Для достижения этой цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали положения, которые являются основой работы по данной проблеме.
2. Разработали и изготовили многофункциональные дидактические пособия для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Составили методическое сопровождение к пособиям и апробировали их на практике.
Таким образом, преимущества предложенных пособий (современность, многофункциональность, мобильность) позволяют их использовать:
-Воспитателям общеразвивающих групп при решении задач образовательной программы.
-Педагогам дошкольного учреждения (и воспитателям, и специалистам) для обогащения развивающей среды.
-Дошкольникам - для организации самостоятельной деятельности (познавательно - речевой, игровой и др.).
-Родителям воспитанников для закрепления изучения сенсорных эталонов у детей.
5.Список литературы.
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М.: Медецина, 2007.
3. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
4.Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006.
5.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М.: Просвещение, 1989.
6.Воспитание детей во второй младщей группе детского сада / В.В.Гербова, Р.А.Иванкова,Р.Г.Казакова / Составитель Г.М.Лямишев, - М.: Просвещение, 1981.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
8.Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1991.
9.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сов.Россия, 1973.
10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. - М. : Просвещение, 2003.
11. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) М.: Линка-Пресс, 2003.
11. Сидорчук Е.Ф., Я познаю мир Методический комплекс по освоению детьми способов познаия.-Ульяновск, ООО "Мастер Студия", 2014.стр 120.
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М: Педагогика, 1990.
13.Щелованов Н.М. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И Ильясова, В.В.Ляудис. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста на материале дидактических игр из природного материала
Презентация...
Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и игровых упражнений.
План самообразования...
Семинар "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры"
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...
Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста в математической деятельности
Методическая разработка по планированию воспитательно- образовательного процесса на тему " Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста в математической деятельности"...
Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»
Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...
«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: закреплять умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету....