Конспект НОД Страна Волшебных Слов
материал

Янтикова Дамира Мансуровна

Конспект НОД Страна Волшебных Слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_strana_volshebnyh_slov.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Конспект НОД

по речевому развитию на тему:

«Путешествие в страну Волшебных Слов»

для детей подготовительной

к школе группы

                                                 

 Воспитатель:

Янтикова Д.М.

г. Тула 2016г.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  • речевое развитие

приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;

совершенствовать речь как средство общения;

обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;

упражнять детей в подборе прилагательных  к существительным;

упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания слов, через участие в словесно-речевых играх;  в составлении предложений, в делении слов на слоги, в определении первого звука в словах;

раскрыть значение слова «Фантазия»;

 расширять и активизировать словарный запас детей: раскаленный шар, ближайшая звезда, ласковое, нежное,  яркое, теплое, красное, лучистое,  жгучее, горячее, румяное, золотое, радостное, веселое,  белые, пушистые, игривые, легкие, воздушные,  течет, журчит, бурлит,  шумит, бежит;

пополнять литературный багаж детей стихотворениями, загадками;

приучать детей к самостоятельности суждений;

  • познавательное развитие:

развивать познавательный интерес, образное мышление, воображение, фантазию;

расширять представления о живой и неживой природе; о солнечном свете; о речных  рыбах;

  • социально-коммуникативное развитие:

 способствовать развитию игровой деятельности детей;

добиваться эмоционального отклика на игровые и музыкальные

 моменты;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающей среде;

закрепить правила безопасного поведения на солнце;

  • физическое развитие:

формировать привычки сохранять правильную осанку в  различных видах деятельности;

 помочь расслабиться во время физкультминутки, улучшить кровообращение, восстановить умственную работоспособность;

расширять представления о вреде и пользе солнечных лучей;

  • художественно-эстетическое развитие:

формировать графические навыки;

совершенствовать свободное владение карандашом при выполнении штриховки;

 создать  радостное и приподнятое  настроение, используя музыкальное сопровождение;

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная,  экспериментальная, музыкально-художественная.

 Материалы и оборудование: костюм Феи, интерактивная доска, презентация с изображением воздушного шара, солнца, реки, рыб; слайд-шоу с изображением облаков;

противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования; корзина, карточки с контурами рыб; карандаши,  эмблемы с ключами; магнитофон, аудиозаписи:  «Волшебная музыка», «Звуки реки», песня «Дорогою добра» (муз. Ю.Энтина, сл. Минкова).

Предварительная работа:  беседы, словесно-речевые игры, дидактические игры по речевому развитию, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, презентаций о неживой и живой природе.

Ход НОД.

(Вводная часть).

Воспитатель. Дорогие ребята, сегодня мы совершим с вами интересное путешествие.

В путешествие надо отправляться с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся. А теперь закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим  рукам из ладошки в ладошку переходит доброта и хорошее настроение и  случится чудо.

  (Воспитатель незаметно переодевается в костюм Феи)

 Фея. Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Волшебных Слов! Пришла я к вам в гости, чтобы одарить вас добром, согреть  своим теплом и подарить вам улыбки.  Попадая в мою страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять первый звук в словах? (Да)

Фея.  Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна необычная, то и в путешествие мы отправимся не обычным способом, мы полетим на воздушном шаре.

  (На экране появляется изображение воздушного шара).

 А поможет нам в этом фантазия.

  Вы знаете, что такое фантазия?

(ответы детей)

Фея (обобщает). Фантазия – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет.

  Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – фантазия. А теперь чуть тише – фантазия, а теперь шёпотом – фантазия.

(Дети сначала хором громко, затем тише, затем шёпотом произносят это слово).

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте на ковер, закройте, пожалуйста, глаза.

  (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)

 Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Что вы видите с птичьего полета? ( Леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя и т.д.). А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.

(Основная часть).

Фея.      Среди поля голубого

             Яркий блеск огня большого.

             Не спеша огонь тот ходит,

             Землю-матушку обходит,

             Светит весело в оконце

             Ну, конечно, это…..(солнце).

(На экране появляется  изображение солнца).

Фея. Солнце самое большое и доброе чудо.

 А теперь произнесите это слово ласково.

(Солнышко).

Фея. Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Подбор определений к слову солнышко).

( Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое….).

Фея. Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте сядем на стульчики и поиграем в игру «Живые слова».

Игра  «Живые слова»

Фея. Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.

(Фея говорит на ушко детям «солнышко», «ласкает», «нас»)

   Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово.

Три ребенка по очереди произносят: «Солнышко»,  «ласкает»,  «нас».

Фея. Ребята, если слова возьмутся за руки, что получится?

( Предложение).

Фея. Возьмитесь, пожалуйста, за руки и произнесите предложение.

 (Солнышко ласкает нас).

Фея. Назовите первое слово в предложении, второе, третье.

Фея. А теперь давайте поменяем слова местами  и произнесем предложение снова.

Дети меняются местами, взявшись за руки произносят: «Нас ласкает солнышко».

Фея. Какое предложение получилось у нас (Дети «читают» предложение).

 А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко.

(Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные)

 Вот видите, какие красивые предложения у нас получились. А украсили его вы своими добрыми и нежными словами. А как вы думаете, с чем можно сравнить солнышко?  Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а ребенок, которому воспитатель бросает мяч,  должен ее закончить.

Солнце желтое, как … (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как … (мячик, апельсин).

Солнце ласковое, как …(мама, бабушка).

Солнце румяное, как …(блинчик, колобок).

Солнце теплое, как …(шарфик, печка, рукавички, свитер).

Солнце веселое, как …(песенка, клоун).

Солнце яркое, как …(лампочка, костер, фонарик).

Фея. Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без солнца? (Нет)

А что такое солнце? (Это - огромный раскаленный шар, ближайшая к земле звезда)

(Дети рассматривают слайды с изображением солнца).

Что нам дает солнце? (Тепло, свет, дает жизнь людям, растениям, животным).

Фея. А еще ребята, ученые доказали, что под влиянием солнца вырабатывается вещество – серотонин, который еще называют «гормон  счастья», он повышает настроение, придает силы. Под влиянием солнца в организме вырабатывается очень важный витамин D, который укрепляет наши кости.

Фея. А какой вред может принести солнце? (солнечный удар, ожог, нельзя долго находиться под палящим солнцем с непокрытой головой).

Фея. Ребята, а хотите узнать, из каких цветов состоит солнечный свет?

(Дети с воспитателем проводят опыт «Разноцветные огоньки»).

Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал  свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

Вот как много  интересного мы узнали о солнце. А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка:

Утром солнышко встает

Выше, выше, выше (поднимаются на носочки).

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже (приседают).

Протянуло солнышко

Правый лучик (поднимают правую руку вверх).

Протянуло солнышко

Левый лучик (поднимают левую руку вверх).

Улыбнулось солнышко

Всем на свете детям (улыбаются, руки вытягивают вперед)

Шлет всем солнышко

Добрые приветы (машут руками).

Фея. Молодцы, прекрасно! А теперь присядьте на ковер и на облака посмотрите.

(Дети смотрят слайд - шоу под песню «Облака – белогривые лошадки» муз. В.Шаинского, сл.С.Козлова).

             Как быстро по небу бегут облака!

             Похоже одно на конька-горбунка.

             Другое распахнуто – словно пальто,

             А третье, похоже, не знаю на что.

(Во время просмотра  музыка затихает, дети ложатся, закрывают глаза и фантазируют,   на что похожи облака)

Фея.  А какими словами можно описать облака? Какие они? (Подбор определений к слову «облака»).

(Белые, пушистые, игривые, легкие, воздушные и.т.д.)

Фея. Вы очень наблюдательны.  Вы знаете, что в моей  стране Волшебных слов  можно найти везде?

             Я слова найду везде –

             И на небе, и в воде,

             На полу, на потолке,

             На носу и на руке

             Вы не слышали такого?

             Не беда! Играем в слово!

Фея. Откройте, пожалуйста,  глаза и  найдите слова на небе.

( Туча, облако, звезда и.т.д.)

Фея.  А теперь сядьте и скажите, сколько слогов в слове туча?

Дети делят слова на слоги, хлопая в ладоши.

Фея. Назовите первый (второй, третий) слог.

Фея.  Найдите слова на земле.

(Дерево, трава, речка и.т.д.)

Фея. Сколько слогов в слове речка? Как проверить правильность ответа?

  Сколько гласных звуков в слове речка?

  Молодцы! Вы не только нашли слова, но и правильно разделили их на слоги.

(Звучит аудиозапись «Звуки реки»)

   Что это за звуки? (Это шумит речка). А что еще делает речка?

Дети. Речка – течет, бежит, журчит, бурлит, шумит, плещется.

Фея. А теперь представьте себе, что мы плывем по речке.

Дети встают в круг.

             Мы плывем по теплой речке

             Тихо плещется вода

(Дети имитируют движениями рук плавание в воде)

             В небе тучки, как овечки,

             Разбежались кто куда

(Выполняют потягивание: руки вверх и в стороны)

             Вот летит большая птица,

             Плавно кружит над рекой

(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями)

             Наконец она садиться

             На корягу под водой.

(Садятся на несколько секунд в глубокий присед).

             Мы из речки вылезаем,

             Чтоб обсохнуть – погуляем.

(Выполняют ходьбу на месте)

             А теперь глубокий вдох –

             И садимся на песок

 (Выполняют вдох, а на выдохе садятся на стульчики).

Фея: Как промолвит речка волшебное словечко –

 засыпают раки, позабыв о драке.

 Как вы думаете, дети, кто живет в речке?

( В речке живут рыбы.)

Фея. Правильно. Сейчас я вам покажу мою речку. (На экране появляется картинка речки без рыб). Ой, ребята, а где же мои рыбки? Все рыбки исчезли. Я знаю, как можно их вернуть. Но, без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбки попали снова в речку, надо определить первый звук в названии каждой рыбки.

 (На экране появляется изображение щуки, сома, карася, окуня, карпа).

Фея. Вы узнали эту рыбу? Как она называется? С какого звука начинается слово «щука»?

(Дети называют рыб, определяют первый звук в слове, гласный или согласный, твердый или мягкий).

Фея. Но это не все рыбки, некоторые из них оказались на ваших столах. Для того чтобы они тоже оказались в речке, их надо оживить, правильно заштриховать. Туловище волнистыми линиями слева направо, плавники и хвост прямыми линиями сверху вниз.

(Дети выполняют задание)

  (На экране появляется изображение речки с рыбками).

  Молодцы, ребята. Своими знаниями и умениями вы помогли вернуться рыбкам в речку.

                       Рады, рады,

                       Рады, рыбки!

                       Появились в речке

                       Рыбкины улыбки.

Фея. Хотите послушать забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. Вы не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Если это рыбка - у неё улыбка.

 Если это рыбочка - у неё… (улыбочка)

Если это рыбина - у неё… (улыбина)

Если это рыба - у неё… (улыба)

 Если это рыбища - у неё (улыбища)

 Фея. Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашей речке.

  Вот и вы улыбнулись. А знаете почему? Потому что слово «улыбка» волшебное! (Фея берет в руки корзинку).

                          Дует легкий ветерок,        

                         У меня есть кузовок

                         В нем прекрасные слова –

                         Слова любви, слова добра.

 Я добавлю сюда и слово «улыбка».

(Фея подносит кузовок к губам и произносит слово «улыбка»)

   Ребята, а вы знаете волшебные, добрые слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. (Дети встают полукругом и передают кузовок друг другу, называя добрые, волшебные  слова).

(Заключительная часть).

Фея. Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар ждет нас.

(На экране появляется воздушный шар, звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)        – Закройте, пожалуйста, глаза. Мы снова летим сквозь облака и с птичьего полета прощаемся с Волшебной страной слов.

(За время «полета» воспитатель переодевается)

 Воспитатель. Открывайте глаза, вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие у вас ощущения после путешествия? Чувствуете ли вы себя добрее, внимательнее? Почему?  Чем мы занимались в  стране Волшебных Слов?

( Помогли рыбкам вернуться в речку,  делили слова на слоги, составляли предложения о солнышке, фантазировали, играли  и т.д.).

Воспитатель.  Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид.  А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от замечательной страны Волшебных Слов. Открывайте чаще двери этой страны и ищите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет прекрасной, а вы – счастливыми. А поможет вам открывать двери волшебной страны -  фантазия.  

Звучит песня «Дорогою добра», воспитатель раздает детям эмблемы с ключами.

Самоанализ к НОД

по речевому развитию на тему:

«Путешествие в страну Волшебных Слов»

для детей подготовительной к школе группы

   Тема для НОД была выбрана согласно тематическому планиованию. Программное содержание подобрано согласно «Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения

поставленных целей и задач.

    Была проведена предварительная работа, которая включала в себя беседы, чтение художественной литературы, словесно-речевые игры, дидактические игры по речевому развитию,  работа над звуковым анализом и синтезом слов; составление схем предложений,  рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, презентаций о неживой и живой природе.

НОД осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, с учётом способностей и интересов детей.

     Содержание НОД соответствует требованиям ФГОС.

     Поставленные задачи соответствуют  возрасту детей.

По содержанию НОД является интегрированной, так как части НОД объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществлялись через такие образовательные области:

      речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с учётом интересов, темперамента, уровня подготовки детей. Она была организованно с опорой на предыдущие знания детей. Занятие состояло из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

Большинство детей на занятии были активны, но присутствовали дети, которые принимали пассивное участие в занятии вследствие долгого отсутствия в ДОУ. С этими детьми будет проведена индивидуальная работа по закреплению

навыков звукового анализа и синтеза слов.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

- принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей);

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

- принцип системности;

- принцип интеграции;

- принцип дифференцированного обучения (индивидуальная работа);

- принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

- наглядный метод (презентация, слайд-шоу, использование карточек с изображением рыб, эмблемы с ключами);

- практический метод (экспериментирование,  выполнение штриховки);

- словесный метод (рассказ – сопровождение, чтение стихотворения, упражнение детей в подборе прилагательных  к существительным; в умении рифмовать слова, согласовывая окончания слов, через участие в словесно-речевых играх;  в составлении предложений, в делении слов на слоги, в определении первого звука в словах, расширении и активизации словарного запаса детей: раскаленный шар, ближайшая звезда, ласковое, нежное,  яркое, теплое, красное, лучистое,  жгучее, горячее, румяное, золотое, радостное, веселое,  белые, пушистые, игривые, легкие, воздушные,  течет, журчит, бурлит,  шумит, бежит;

использование стихотворений, загадок);

Организационный прием  был направлен на формирование доброты  и отзывчивости.

- приём эмоциональной заинтересованности;

- игровой приём (словесно-дидактические игры, физкультминутка);

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

По содержанию НОД является интегрированной, так как части НОД объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществлялись через такие образовательные области:

      речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
      Образовательный процесс состоялся  в двух организационных моделях, включающих:

- совместную деятельность взрослого и детей;

- самостоятельную деятельность детей.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

-игровая деятельность;

-обучение в диалоге с взрослым;

-технология развивающего обучения;

Структуру НОД я выстроила таким образом, что знания детей, полученные раннее, являются основой для усвоения новой информации, а она, в свою очередь, сработает на последующие темы. Использовала вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление, создавала проблемные ситуации– все это способствовало эффективности нашей игры, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приучала детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.

Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

В перспективе, наметила продолжить работу по развитию навыков звукового анализа детей, развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...

Конспект занятия по театрализованной деятельности "Страна волшебных слов"

Занятие, направленное  на развитие коммуникативных навыков....

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Цель:• Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”.• Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.• Способствовать ул...

конспект ООД "Страна волшебных слов"

Воспитание вежливости посредством сказкотерапии «Страна волшебных слов»...

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии (средняя группа)

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии   (средняя группа)Цель:Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, пету...

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии" Цель: обучать пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”.ЗадачиОбразовательная: учи...