«Программа по выявлению и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности 2019-2020
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ | ||
№ | Стр. | |
п/п | ||
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Нормативно-правовая база программы | 5 |
1.1.2. | Цели и задачи | 5 |
1.1.3. | Возрастные и индивидуальные особенности детей | 6 |
1.1.4. | Принципы и подходы в организации образовательного | 8 |
процесса | ||
1.1.5. | Содержание психолого-педагогической работы | 11 |
1.1.6. | Взаимодействие с семьей, социумом | 15 |
1.1.7. | Планируемые результаты освоения программы | 19 |
2. | Содержательный раздел | 21 |
2.1. | Учебный план реализации программы | 21 |
2.2. | Этапы программы | 22 |
2.3. | Календарно-тематический планирование | 23 |
2.4. | Содержание образовательной деятельности по развитию | 28 |
творческих способностей воспитанников | ||
3 | Организационный раздел | 84 |
3.1. | Требования к организации развивающей предметно- | 84 |
пространственной среды | ||
4. | Организация образовательного процесса по реализации | 89 |
содержания регионального компонента | ||
5. | Педагогическая диагностика (мониторинг развития | 90 |
творческих способностей детей) | ||
6. | Список литературы | 95 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. Дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.
Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.
Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.
Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.
1.1.1. Нормативно-правовая база программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ДО (Пр. Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.20013 № 26.
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детской сад № 79 «Соловушка» на 2019-2020 учебный год
1.1.2. Цели и задачи
Цель программы
Раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей 4-5 лет в процессе творческой активности.
Задачи программы
- Формирование у детей интерес к творческой деятельности.
- Формирование личностно-значимые качества, навыки социально-психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
- Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития творческих способностей детей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не
осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления
- том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
- этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
- этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
- этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
- возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но
- играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.
- игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
1.1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Рабочая программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Рабочая программа строится на методологических подходах и принципах определёнными ФГОС, основными положениями основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, парциальных программ:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации
- практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) развитие;
- основывается на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, нормативных правовых актах,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования;
- направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
1.1.5. Содержание психолого-педагогической работы
Для успешной реализации рабочей программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
- соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
1.1.6. Взаимодействие с семьей, социумом
- основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
− единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей (законных
- представителей);
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
- уважение и доброжелательность друг к другу;
− дифференцированный подход к каждой семье.
Основной целью взаимодействия с родителями (законными представителями) является:
- Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в процесс развития творческих способностей детей.
Задачи:
1) формирование психолого-педагогических знаний родителей
(законных представителей) по развитию творческих способностей детей; 2) приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада;
- оказание помощи семьям воспитанников детского сада в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Система работы воспитателя с родителями (законными представителями) включает:
- ознакомление родителей (законных представителей) с результатами работы по развитию творческих способностей детей на родительских собраниях, в открытой образовательной деятельности;
- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы по развитию творческих способностей;
- участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, конкурсах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской
Модель взаимодействия субъектов процесса развития творческих способностей воспитанников в детском саду
Социальные
партнеры
Воспитатели Ребёнок Семья
Педагоги
детского
сада
1.1.7. Планируемые результаты освоения программы
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих видах деятельности, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня развития продуктивного творческого мышления детей.
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
- Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию творческого мышления у детей.
- Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации программы
Образовательные области | Виды деятельности | Средняя группа |
Познавательное развитие | Развитие воображения и | 1 |
творческой активности | ||
Формирование представлений | 1 | |
о свойствах и отношениях | ||
объектов окружающего мира | ||
Общее количество в неделю | 2 | |
Продолжительность ООД | 20 мин. |
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей 4-5 лет рассчитана на 1 год, форма проведения – групповая, организация - игра-занятие, длительность 20 мин., 2 раза в неделю.
Всего – 72 игры-занятия.
Основное содержание организованной образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой носит игровой характер, насыщено разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Мониторинг.
Диагностика развития творческих способностей проводится два раза в год (стартовая – в сентябре 2018 г., итоговая – в апреле 2019 г.).
Формы подведения итогов программы - открытая образовательная деятельность, досуг.
2.2. Этапы программы
Программа осуществляется в 3 этапа.
1 этап – диагностический
Цель: выявление у детей 4-5 лет способностей.
Методика определения склонностей ребенка, автор: А. И. Савенков
2 этап – развивающий
Цель: развитие творческого мышления, воображения, внимания и
памяти ребенка.
Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
∙ угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; ∙ воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
∙ находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
∙ узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
∙ переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять).
3 этап - заключительный
Цель: выявить результативность развивающей деятельности
Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев
Организация игры-занятия
Каждая игра-занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
- Основную часть, которая направлена на достижение цели и задач каждой игры-занятия занятия.
- Игра на повышение двигательной активности.
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
- Ритуал прощания.
На каждой игре-занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал усваивается трудно, то он повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному. Например, на первой игре-занятии воспитатель рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На второй игре-занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). Взрослый – организатор среды.
2.3. Календарно-тематическое планирование программы
с детьми 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
№ | Месяц | Тема | Цель | Кол- |
п/п | во | |||
часов | ||||
1. | Сентябрь | «Игрушки, посуда и | Цель: развивать мышление, умение | 1 |
мебель» | группировать предметы по общему признаку | |||
2. | «Запомни домики» | Цель: развивать наблюдательность и умение | 1 | |
запоминать и припоминать | ||||
3. | «Кто спрятался» | Цель: развивать концентрацию внимания, | 1 | |
зрительное восприятие | ||||
4. | «Узнай предмет» | Цель: развивать умение определять предметы с | 1 | |
помощью тактильных ощущений | ||||
5. | «Заштопай коврик» | Цель: развивать аналитическое мышление, | 1 | |
умение сравнивать и рассуждать | ||||
6. | «Рассмотри | Цель: развивать наблюдательность и умение | 1 | |
картинку» | припоминать | |||
7. | «Найди отличия» | Цель: развивать концентрацию внимания, | 1 | |
зрительное восприятие | ||||
8. | «Веселый клоун» | Цель: развивать восприятие величины, цвета | 1 | |
9. | Октябрь | «Подбери | Цель: развивать аналитическое мышление, | 1 |
недостающий | умение сравнивать и рассуждать | |||
предмет» | ||||
10. | «Запомни слова» | Цель: развивать умение запоминать слова на | 1 | |
слух и припоминать их при рассматривании | ||||
картинок | ||||
11. | «Путаница» | Цель: развивать концентрацию внимания, | 1 | |
зрительное восприятие | ||||
12. | «Чего не хватает?». | Цель: развивать наблюдательность | 1 | |
13. | «Найди лишний | Цель: развивать мышление, умение находить | 1 | |
предмет» | отличный от других предмет и умение | |||
объяснить свой выбор | ||||
14. | «Что изменилось?» | Цель: развивать зрительную память | 1 | |
15. | «Найди такую же | Цель: развивать умение сосредоточивать | 1 | |
фигуру» | внимание | |||
16. | «Забавный | Цель: развивать воображение, умение | 1 | |
человечек» | абстрагироваться от второстепенных деталей | |||
17. | Ноябрь | «Что дальше?» | Цель: развивать аналитическое мышление, | 1 |
умение сравнивать и рассуждать» | ||||
18. | «Сосчитай и | Цель: развивать умение запоминать и | 1 | |
запомни» | припоминать, закреплять счётные навыки в | |||
пределах 5 | ||||
19. | «Сделай так» | Цель: развивать восприятие, умение | 1 | |
конструировать из кубиков по образцу | ||||
20. | «Что сначала, что | Цель: развивать мышление, умение | 1 | |
потом» | устанавливать правильную | |||
последовательность событий |
21. | «Рисунки- | Цель: развивать умение запоминать слова, | 1 | |
помощники» | используя вспомогательные картинки- | |||
помощники | ||||
22. | «Покажи фрагмент» | Цель: развивать концентрацию внимания | 1 | |
23. | «Утёнок и цыплёнок» | Цель: развивать воображение, умение | 1 | |
находить оригинальные решения | ||||
24. | «Запомни картинки» | Цель: развивать зрительную память | 1 | |
25. | Декабрь | «На кухне» | Цель: развивать внимание, упражнять в | 1 |
пространственном поиске | ||||
26. | «Найди игрушку» | Цель: развивать восприятие, внимание | 1 | |
27. | «Что перепутал | Цель: развивать мышление, умение находить | 1 | |
художник?» | ошибки | |||
28. | «Рассмотри | Цель: развивать наблюдательность и умение | 1 | |
картинку» | припоминать | |||
29. | «Кто где живёт?» | Цель: развивать устойчивость внимания | 1 | |
30. | «Домик и солнышко» | Цель: развивать воображение, умение | 1 | |
абстрагироваться от второстепенных деталей | ||||
31. | «Сравни предметы» | Цель: развивать мышление, умение сравнивать | 1 | |
и рассуждать | ||||
32. | «Рисунки- | Цель: развивать умение запоминать слова, | 1 | |
помощники» | используя вспомогательные рисунки- | |||
помощники | ||||
33. | Январь | «Кораблики» | Цель: развивать концентрацию внимания | 1 |
34. | «Чего не хватает?» | Цель: развивать наблюдательность, умение | 1 | |
находить недостающие детали у предметов | ||||
35. | «Найди лишний | Цель: развивать мышление, умение выделять | 1 | |
предмет» | общий признак | |||
36. | «Парные картинки» | Цель: развивать зрительную память, умение | 1 | |
припоминать недостающий по смыслу предмет | ||||
37. | «Кто спрятался в | Цель: развивать внимание, упражнять в | 1 | |
цветках?» | пространственном поиске | |||
38. | «Гусеница» | Цель: развивать воображение, умение | 1 | |
придумывать оригинальные решения | ||||
39. | «Подбери предмет» | Цель: развивать аналитическое мышление, | 1 | |
умение рассуждать | ||||
40. | «Рассмотри | Цель: развивать наблюдательность, умение | 1 | |
картинку» | припоминать | |||
41. | Февраль | «Коврики» | Цель: развивать зрительное восприятие, | 1 |
умение подбирать заплатку к коврикам, не | ||||
нарушая узор | ||||
42. | «Цирк» | Цель: развивать мышление, умение соотносить | 1 | |
предметы по смыслу | ||||
43. | «Что изменилось?» | Цель: развивать зрительную память | 1 | |
44. | «Кляксы» | Цель: развивать воображение | 1 | |
45. | «Подбери | Цель: развивать аналитическое мышление, | 1 | |
недостающий | умение рассуждать | |||
предмет» | ||||
46. | «Запомни слова» | Цель: развивать слуховую память | 1 | |
47. | «Помоги Коту» | Цель: развивать внимание, умение находить | 1 | |
заданные предметы на рисунке |
48. | «Что перепутал | Цель: развивать зрительное восприятие | 1 | |||
художник?» | ||||||
49. | Март | «Что стёр ластик?» | Цель: развивать воображение, умение | 1 | ||
придумывать оригинальные решения | ||||||
50. | «Заштопай коврик» | Цель: развивать мышление, умение составлять | 1 | |||
смысловые пары | ||||||
51. | «Цвета-помощники» | Цель: учить детей запоминать слова, используя | 1 | |||
вспомогательные цвета-помощники | ||||||
52. | «Весёлый жонглёр» | Цель: развивать концентрацию внимания, | 1 | |||
умение находить одинаковые предметы | ||||||
53. | «Бусы рассыпались» | Цель: развивать мышление, упражнять в | 1 | |||
поиске закономерности | ||||||
54. | «Чего не стало?» | Цель: развивать зрительную память | 1 | |||
55. | «Помоги щенку» | Цель: развивать устойчивость внимания. | 1 | |||
56. | «На что похожи | Цель: развивать воображение | 1 | |||
фигурки?» | ||||||
57. | Апрель | «Куда едут дети?» | Цель: развивать мышление, умение находить | 1 | ||
закономерность и объяснять свой выбор | ||||||
58. | «Запомни пары | Цель: развивать зрительную память | 1 | |||
картинок» | ||||||
59. | «Волшебный | Цель: упражнять в составлении картинки из | 1 | |||
квадрат» | геометрических фигур | |||||
60. | «Найди лишний | Цель: развивать мышление, умение объяснять | 1 | |||
предмет» | свой выбор | |||||
61. | «Рассмотри | Цель: развивать наблюдательность, умение | 1 | |||
картинку» | припоминать | |||||
62. | «Чего не хватает?» | Цель: развивать концентрацию внимания, | 1 | |||
умение сравнивать рисунки | ||||||
63. | «Подбери фигуры» | Цель: развивать восприятие цвета и формы». | 1 | |||
64. | «Что сначала, что | Цель: развивать мышление, умение | 1 | |||
потом» | устанавливать правильную | |||||
последовательность событий | ||||||
65. | Май | «На что похожи | Цель: развивать воображение, умение | 1 | ||
фигурки?» | придумывать оригинальное решение | |||||
66. | «Кому что нужно?» | Цель: развивать мышление, умение соотносить | 1 | |||
предметы по смыслу | ||||||
67. | «Сосчитай и | Цель: развивать умение запоминать | 1 | |||
запомни» | количество предметов в группах | |||||
68. | «Что перепутал | Цель: развивать зрительное восприятие, | 1 | |||
художник?» | умение находить несоответствия | |||||
69. | «Что дальше?» | Цель: развивать мышление, умение сравнивать | 1 | |||
и рассуждать | ||||||
70. | «Рассмотри | Цель: развивать наблюдательность, умение | 1 | |||
картинку» | припоминать | |||||
71. | «Котята» | Цель: развивать воображение, умение мимикой | 1 | |||
и движениями изобразить разных котят | ||||||
72. | «Волшебный лес» | Цель: развивать мышление, умение | 1 | |||
классифицировать и обобщать | ||||||
Раздел 3. Организационный раздел
3.1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства логопедического кабинета, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада:
- содержательно насыщенная Включает оснащение:
Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы Средства обучения (в т. ч. технические)
Соответствующие материалы (в т. ч. расходные) Оборудование и инвентарь
- трансформируемая
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
- полифункциональная
Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов
- вариативная
- доступная
- безопасная
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе в соответствии с рабочей программой обеспечивает:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с крупой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной деятельности детей.
Обстановка, созданная в группе, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Развивающая предметно-пространственная среда для детей среднего дошкольного возраста организуется таким образом, чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
Игровое оборудование и пособия
- средней группе № 2 «Радуга» на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Тип | Центр развития | Наименование | |
оборудо | ||||
вания | ||||
1. | «Центр | Лото, домино в картинках | ||
2. | познавательного | Наборы иллюстраций с изображением деятельности детей | ||
развития» | и взрослых в различное время суток | |||
3. | Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы | |||
картинок | ||||
4. | Макет проезжей части | |||
5. | Полифункциональныематериалы | Коллекция камней, ракушек, шишек | ||
6. | Матрешка | |||
7. | Сборные-разборные игрушки | |||
8. | Наборы разрезных картинок | |||
9. | Кубики с предметными картинками | |||
10. | Набор: грибочек-втулочка на стойке | |||
11. | Разные виды мозаики | |||
12. | Набор шумовых коробочек | |||
13. | Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного | |||
развития | ||||
14. | Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в | |||
картинках» | ||||
15. | Набор геометрических объемных форм | |||
16. | Набор материалов, связанных с тематикой ОБЖ | |||
17. | Набор материалов, связанных с тематикой ППД | |||
18. | Игрушки-предметы | «Центр | Емкости для измерения, пересыпания, хранения, | |
эспериментиро- | исследования | |||
19. | вания» | Игрушка «Мыльные пузыри» |
- Педагогическая диагностика (мониторинг развития творческих способностей детей)
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев
- Методика «Солнце в комнате» Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Воспитатель, показывая ребенку картинку, говорит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ-яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
- ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.
- Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2
балла.
- Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4
балла.
- Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру-гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари-совать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.
- Методика «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см).
Инструкция к проведению.
Воспитатель, предъявляя ребенку картинку, говорит: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных.
- ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.
Всего – 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.
- Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.
- Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото-рую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала по-хожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
- Методика «Как спасти зайку»
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности превращения задачи на выбор в задачу на прео-бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика, говорит: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько
предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных.
- ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их
обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе
- ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Методика определения склонностей ребенка, автор: А. И. Савенков
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов и способностей ребенка.
Возраст: дети 5-7 лет
Инструкция: Работа проводится в два этапа.
Первый этап – заполнение листа ответов (36 вопросов) на каждого ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно, ставьте в соответствующей клетке (-); свойственно, но выражено не ярко (+); если качество выражено ярко и этим он заметно отличается от своих сверстников (++).
Второй этап – опрос родителей. Его можно провести индивидуально или коллективно (на родительском собрании). Для обдумывания ответа вполне достаточно 12-15 секунд.
Инструкция для родителей: для того, чтобы вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственное имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не
свойственно вашему ребенку, ставьте знак (-); если свойственно, но выражено не ярко (+); если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов:
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Способен по-разному подойти к одной же проблеме.
34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
35. Легко входит в роль какого – либо персонажа.
36.Бегает быстрее всех в детском саду.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
1.Интеллек- | 2. Академичес- | 3.Творческого, | 4.Общение и | 5.Художест- | 6.Двигатель- |
туальная | ких | продуктивного | лидерство | венная | ная |
достижений | мышления | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности.
Лист ответов | |||||||
___________________________ | __________ | ||||||
Фамилия, имя | Дата | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | ||
- Список литературы
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости. // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997 – с. 275-294.
- Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –
СПб., 1998.
- Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий для старших дошкольников. Барнул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.
- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 22 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,
1997.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
Приложение 1
Лексические темы по развитию речевых творческих способностей детей 4-5 лет
№ п\п | Тема | Период |
1 | «Наше тело» | |
2 | «Продукты питания» | Сентябрь |
3 | «Овощи» | Октябрь |
4 | «Осень» | |
5 | «Фрукты» | |
6 | «Лес. Грибы» | |
7 | «Одежда» | |
8 | «Обувь» | Ноябрь |
9 | «Игрушки» | |
10 | «Посуда» | |
11 | «Зима» | |
12 | «Домашние животные зимой» | Декабрь |
13 | «Дикие животные зимой» | |
14 | «Новый год» | |
15 | «Мебель» | |
16 | «Транспорт» | Январь |
17 | «Профессии на транспорте» | |
18 | «Зимующие птицы» | |
19 | «Зимующие птицы» (продолжение) | Февраль |
20 | «Зимние забавы» | |
21 | «День защитника Отечества» | |
22 | «Почта» | |
23 | «8 Марта» | Март |
24 | «Одежда» | |
25 | «Весна» | |
26 | «Сад-огород» | |
27 | «Мебель» (повторение) | Апрель |
28 | «Космос» | |
29 | «Правила дорожного движения» | |
30 | «Насекомые» | |
31 | «Дом» | |
32 | «Форма и размер предметов» | Май |
- «Времена года. Лето»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа по выявлению и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности 2018-2019
Программа...
Программа по выявлению и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности 2020-2022
Программа...
Мониторинг по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности 2020-2021
Мониторинг...
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году...
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году...