Проектная деятельность в ДОО.
консультация
Выступление представляет собой анализ основных подходов реализации проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_doo_.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОО.
Слайд 1. В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что дети должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Слайд 2. Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.
Проектная деятельность – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать его (Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников»).
Слайд 3. Существует множество формулировок проекта и проектной деятельности. Вы видите на экране такую формулировку (читаю).
Автор книги «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л.В. Михайлова – Свирская пишет, что под проектом подразумевается отрезок жизни в группе, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий. По ее мнению каждый ребенок принимает самостоятельное решение, чем он будет заниматься в рамках проекта. Вмешательство взрослого может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу), либо возникшим конфликтом.
Слайд 4. По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск (информации) - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд5. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Итак, Зачем нужны проекты? Посмотрим на слайд.
- Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
- Способствуют развитию творческих способностей.
- Способствуют умению наблюдать, слушать.
- Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.
- Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
- Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
- Развивают, память, речь дошкольников.
Слайд 6.Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:
- Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- Это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей (Монтессори, Вальдорфская педагогика). В тоже время, если хоть один ребенок проявил интерес к какой-либо деятельности, а воспитатель проигнорировал, то это может быть расценено как нарушение прав ребенка.
Слайд 7.Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельность и совместная работа.(Читаю).
Воспитатель не должен претендовать на звание единственного верного источника знаний. Он должен помочь ребенку стать успешным.
Проектная деятельность должна давать возможность ребенку почувствовать и узнать, ошибаться и исправлять.
В основе проектной деятельности лежит природная любознательность ребенка и задача педагога - развить познавательный интерес, умение самостоятельно применять полученный представления, ориентироваться в информационном пространстве, пополнять недостающие знания, приобретать умения и развивать критическое мышление.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции самого педагога: из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников, помогает усваивать универсальные действия, компетентности.
Проектную деятельность или метод проектов, от других методов отличает следующее: Посмотрите на слайд.
- Практическое применение детьми имеющихся знаний и умений
- Нежесткое формулирование задач, вариативность, повышение самостоятельности творчество дошкольников
- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Слайд 8. Проектная деятельность включает в себя:
- Задание для детей, сформулированное в виде проблемы
- Целенаправленную детскую деятельность
- Формы организации взаимодействия с педагогом и друг другом
- Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта
- Презентацию результатов собственных усилий и творчества, переживание ситуации успеха за все придуманное и воплощенное и детьми.
Слайд 9.Проектная деятельность может иметь различный характер. На основе его выделяются следующие типы проектов. Надо сказать, что в разных источниках названия рознятся, но на основе обобщения можно выделить следующие:
Типы проектов.
1.Познавательно – исследовательский.
Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет,
2. Информационно – практико - ориентированный.
Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
3. Игровой. Ролево – игровой.
С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
4. Творческий.
Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений, альбомов и т.д.
Проект может быть – открытым или закрытым.
По количественному составу выделяют проекты:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
Формы презентации:
- Газета
- Спектакль, концерт
- Реклама, буклет, рассказ
- Занятие
- Выставка, конкурс
- Праздник и другие.
По продолжительности проекты разделяют:
- Краткосрочные (от 1 недели до нескольких месяцев)
- Долгосрочные (от 6 месяцев до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста актуальны краткосрочные и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые при участии родителей.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительной: она может активно развиваться, приостанавливаться и снова нарастать по мере активности детей.
Этапы реализации проекта:
Существует различное наименование этапов проекта в разных источниках. Можно выделить следующие:
- Погружение в проект. Подготовительный.
- Организация деятельности. Целеполагание. Разработка проекта.
- Осуществление деятельности. Основной. Выполнение проекта.
- Презентация результатов. Подведение итогов. Завершающий или заключительный.
Роль педагога.
(Изменяется)
- Переход от транслятора готовых знаний к организации поисковой деятельности, к совместному поиску решения проблемы
- Помощь детям в поиске самостоятельного «открытия нового знания и присвоения его» на уровне опыта.
Итак, рассмотрим подробнее этапы проектной деятельности и выполняемые действия со стороны педагога и детей.
Педагог | Дети | ||
Погружение в проект | |||
Формулирует: проблему, цель и задачи, создает игровую ситуацию. Вводит детей в проблему, активизирует интерес к ней, вызывает желание решить ее | Осознают проблему, вживаются в ситуацию, принимают цель и задачи предстоящей деятельности | ||
Организация деятельности | |||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей: организует группы, распределяет роли, выбирает ответственных, планирует деятельность детей по решению задач проекта, предполагает формы презентации. | Совместно с педагогом осуществляют распределение по группам, распределяют роли, планируют свою работу. | ||
Осуществление деятельности | |||
Консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует, деликатно контролирует, обогащает знания, повышает эрудицию детей, репетирует презентацию, обсуждает, помогает. | Выполняют свою работу в рамках выбранной роли, консультируются, задают вопросы, фантазируют, ищут поддержки, положительного подкрепления, готовят презентацию. | ||
Презентация | |||
Обощает полученные результаты проекта и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность. Поощряет каждого участника, подбирая номинацию. | Демонстрируют: -понимание проблемы, цели, задачи. -умение планировать и осуществлять работу - найденные способы решения проблемы - самоанализ деятельности и ее результата - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Самое сложное – это обозначить проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательской деятельности и творческому поиску.
Проектная деятельность дошкольников допускает элементы фантазирования и творчества, здесь даже рекомендован игровой контекст с учетом возраста и опыта детей.
Итак, первое это определение проблемы. Конечно, она будет соответствовать особенностям возраста ребенка. Например, новообразованиями детей младшего дошкольного возраста являются: предметная деятельность и все что с ней связано: развитие наглядно – действенного мышления, социальные мотивы – действовать с предметами как взрослые, образование системы «Я»¸ развитие потребности к самостоятельности. Поэтому проблема может соответствовать следующим темам:
- Эти разные и полезные щетки
- Мыло
- Умывание
- Хлеб
- Варежки, перчатки, руковицы
- Одежда
- Обувь
- Любимые игры
- Куклы
- Машины
- Еда
- Ложка
- Фрукты
- Овощи
- Мебель
- Качели
- Круглое, квадратное, треугольное
- Книга
- Елочка
В средней группе происходит развитие наглядно – образного мышления, способность к замещению и моделированию, произвольное внимание, память, появляется желание заниматься общественно – значимой деятельностью.
Ведущий вид деятельности – игра.
- Профессии
- Если пожар?
- Железная дорога
- Путешествие на машине
- Стройка
- Аэропорт
- Город
- Магазин
- Новогодняя игрушка
- Идем к врачу
- Закаливание
- Наши зубы
- Острые предметы
- Мы пешеходы
- Кто храбрее всех на свете?
- Ленты, кружево, лоскутки
- Наш веселый огород
В старшем дошкольном возрасте происходит осознание своей внутренней жизни, своих переживаний (самолюбие, самооценка, самосознание), развивается логическое и понятийное мышление, формируется индивидуальная мотивационная сфера. Появляется стремление к разностороннему общению.
Ведущий вид деятельности: игровая, продуктивная, учебная, исследовательская.
- Что внутри у человека?
- Азбука здоровья
- Полезная и вредная пища
- Как увидеть красивые сны
- Хочу быть спортсменом
- Наши друзья – витамины
- Жизнь живого
- Четвероногие
- Ядовитые растения
- Правила дорожного движения
- Правила безопасности
- Библиотека нашей семьи
- Мы – коллекционеры
- Театр для друзей
- Секретики
- Бабушкин сундук
Лучше, если проблема прозвучит из уст ребенка. Например, отключили воду, такое бывает и кто-то спрашивает из детей, почему из крана не течет вода? Другие присоединяются - А как она туда попадает? Что такое вода? Воспитатель уточняет, кто еще хотел бы знать ответ на этот вопрос? А что мы знаем о воде? (записывает, если дети умеют читать печатными буквами, можно символами), что бы вы хотели узнать о воде? (записывает).
Примерные вопросы, на которые дети хотели бы получить ответы: как вода бежит в кране, откуда она туда попадает, как вода течет под землей, как из колодца вода попадает в кран, как вода попадает на небо, когда идет дождь и другие. В проектной деятельности существует модель трех вопросов:
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что сделать, чтобы узнать |
Выбор темы можно направить в нужное русло или предопределить. Например, «Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась – вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем ребятам об этом?
Следующее – это планирование, внесение идей в первую очередь и во вторую с внесением имен детей. Что мы можем сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?
Экскурсия в водоканал, к реке, к роднику, чтение книг на данную тематику, просмотр фильмов, мультфильмов, исследование воды взятой из разных источников, эксперименты со снегом или с дождевой водой, эксперименты с испарением, интервью с родителями, ведение зарисовок по ходу проекта, слушание шума воды, разучивание музыкальных произведений и др.
При планировании обсуждаются следующие вопросы:
Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать, чему научиться?
Что ты предполагаешь сделать сегодня (у каждого ребенка)?
Какие материалы тебе понадобятся? Какие инструменты?
С чего мы начнем?
Кого ты бы хотел видеть своим партнером?
Как вы распределите работу?
Сколько нужно времени, чтобы выполнить запланированное?
Все идеи и предложения вносятся в план в момент их выдвижения – записываются (зарисовываются) на большом листе и вывешиваются на самом видном месте. Предложения не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора. По договоренности устанавливаются особые пометки о выполнении пунктов плана.
Для себя воспитатель составляет следующий тематический план.
Дата проведения | Образовательные области | Совместная деятельность со взрослыми | Самостоятельная деятельность детей | Создание развивающей среды |
Подготовка и постоянное пополнение предметно – развивающей среды является обязательным и называется ресурсным обеспечением проекта. Для удержания внимания детей важна ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов, которыми могут пользоваться дети). В свободном доступе должно быть как можно больше материалов по теме проекта. Предметно – развивающая среда разделена по центрам активности: центр искусства, математики, строительства, игры, воды , песка, книги, науки и т.д.
Одним из значимых компонентов является – внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и обсуждение действий на следующий день. Взрослый предлагает детям вспомнить, что (кем, когда, как) уже сделано, рассказывает какие материалы и где подготовлены на сегодняшний день, поясняет, где и чем будет сегодня занят сам, но не распределяет детей по рабочим местам, а оставляет право самостоятельного принятия решения.
Еще один компонент, который несет этический смысл, заключается в том, что взрослые должны научиться доверять детям и не вмешиваться в их действия тогда, когда это не угрожает их жизни и здоровью и не наносит ущерб имуществу. Что делать, если кто-то из детей не захотел включиться в проект? Ничего, он на это имеет право. Но конечно, если проект интересный, если дети самостоятельны, имеют возможность творческого выражения, если у них есть разнообразные материалы для реализации поставленных целей и задач, то вряд ли кто-то из детей останется в стороне.
Подведение итогов.
Подведение итога должно проходить ежедневно (итоговый сбор).
Задачи итогового сбора – предъявить достижения, организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, что мешало в достижении цели; наметить перспективы развития проекта, пробудить энтузиазм. Вселить чувство уверенности, настроить на успешность.
Беседа строится в следующем направлении:
Кто хочет рассказать о своей работе?
Что для тебя было самым интересным?
Какую часть плана удалость выполнить – большую или меньшую?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что бы ты хотел делать и когда?
Что бы ты изменил?
Что легче (труднее) всего было сделать?
Как тебе удалось подключить других людей?
Трудно или легко тебе было справиться с работой7
Какой совет ты бы дал тому, кто хотел бы повторить твою работу?
Планируешь ли ты продолжить работу?
Продолжительность работы по теме зависит от того, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать детей новыми идеями ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию.
Принципы проекта:
- Открытости (признание любых идей, пополнение идей, ресурсы времени изменять, если ребенок отсутствует – остаться в теме, е участвовать, если не хочет ребенок и т.д.);
- Диалогичности (обсуждения);
- Сознательности (осознанное отношение, по своему желанию);
- Доверия (дать возможность самостоятельно добиваться результата, думать, рассуждать);
- Сотрудничества (педагог - рядом);
- Согласованного взаимодействия (возможность слушать, слышать друг друга и вырабатывать линию конструктивного взаимодействия);
- Рефлексивности (самооценка, анализ деятельности, осознание действий, саморегуляция поведения).
Документация материалов проекта.
Материалы должны отражать реальные познавательные потребности детей, стартовый уровень представлений по теме проекта и смежным с ней отраслям знаний, результаты индивидуальных и кооперативных действий, участие и отношение родителей к проекту в целом и действиям ребенка в частности.
Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы в ДОУ; ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознание их необходимости.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.
Содержание проекта | Развивающая среда | Методическое обеспечение | Детская и семейная продуктивная деятельность. |
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
Советы педагогам по работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...