"Роль игры в экологическом воспитании дошкольника"
консультация

Кириллова Елена Михайловна

 Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, мдалеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

     Кириллова Елена Михайловна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 11 «Оленёнок»

РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, мдалеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи детского сада.

 Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.

 Дело охраны природы зависит в большой мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у детей бережного и заботливого отношения к природе начиная уже с дошкольного возраста — периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

 Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственный аспект);
  • формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие);

  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, животными, птицами,  по охране и защите природы.

Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для экологического образования дошкольников? Прежде всего, это ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание экологических условий для его обитателей - это важнейшее повседневное мероприятие для всех детей.

Еще одним важным ежедневным делом является заполнение иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков дети фиксируют погоду и её состояние.

В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них должны быть включены познавательные элементы экологической тематики для удовлетворения детской любознательности.

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные игры:

  •  Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
  • Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков (например, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д.
  • Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Например, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др.
  • Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например, «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др. Эти игры не требуют никакого оборудования.
  • Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки я овцы» и т. д. Дети, подражая действиям животных, имитируют звуки. В этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
  • А в творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни.

        Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Большое воспитательное значение имеет также труд в природе, который способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости, усиливают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, агроэкологические навыки, и они начинают осознавать значение труда взрослых в природе.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....

Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...