"Воспитание безопасного поведения у дошкольников"
консультация

Ботнару Галина Степановна

Материал содержит рекомедации по организации различных форм работы с детьми по ОБЖД с учетом каждой возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Воспитание безопасного поведения у дошкольников

Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на  каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое другое. Даже здоровый образ жизни связан с этим понятием. Что же такое безопасность? Почему данное понятие является неотъемлемой частью жизни человека? Расширение  пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развитие, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в  

силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы  жизни и здоровью ребенка и по возможности избегать их. Усвоение большей части правил происходит в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в целом работа дошкольного учреждения по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников.  

      Формирование основ безопасного поведения  у детей – это  повседневная, трудная, но крайне важная работа.  

В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)  безопасность человека определяется как состояние защищенности человека от факторов  опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.

С появлением и развитием человечества сразу возникло и понятие безопасность, т.е. стремление к жизни без опасностей. Чтобы организовать безопасную жизнь, надо понять, что такое опасность, и очертить круг опасных ситуаций. В определенных пределах опасности могут иметь и положительное значение, так  как стремление избежать их приводит к активности человека (умственной, физической, социальной). Следовательно, безопасность – это не отсутствие опасности, а защита от неё.

    Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза. Существуют самые разнообразные классификации источников опасностей. Однако  выделим два условных источника: естественный и социальный.  Естественные источники опасностей связаны с природой : сезонные  явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.), влажность  (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная  освещенность, химические  вещества в разном состоянии,  различные представители флоры и фауны, микроорганизмы и др. Социальные источник  опасностей связаны с деятельностью человека и  результатами его труда: разнообразные ситуации общения и взаимодействия с  социумом, рукотворные предметы, нервно- психические перегрузки  ( умственные, эмоциональные), техногенные источники опасности  (использование транспортных средств, эксплуатация подъемно- транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов, использовании  электрической энергии, химических веществ и материалов)  Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в  своей работе. В основном работа по данному вопросу ведется по следующим  содержательным линиям:

  • Безопасность на улицах и дорогах;
  •   Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы,  микробы, правила личной гигиены);
  • Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные  явления, стихии);
  • Безопасность взаимодействия с социумом;
  • Пожарная безопасность.

Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает  разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно  отнести к двум группам:

Предупредительные правила, которые носят профилактический характер  и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;

Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный   характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации   возникшей опасности.

В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы  по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в  реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурно - гигиенических навыков, речевого этикета и пр., вторая группа правил (правила поведения в ситуации этикета)  более активно и эффективно отрабатывается в  условиях семейного воспитания.

Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с  семьями воспитанников.

   Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила  безопасного поведения: кто-то из-за незнания правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять  правила и др. Именно  причины нарушения  правил безопасности определяют основные блоки системы работы по  формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:

Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые  необходимо давать детям;

Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций),   которые надо формировать;

Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.

Практически каждая образовательная ситуация должна включать в себя  все блоки работы. Только так появится система, и соответственно есть  надежда на положительный результат в работе с детьми.

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

      Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в  дошкольной организации необходимо осуществлять  в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также  воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.  

 Создание условий для предотвращения  и устранения травмоопасных  ситуаций в помещении и на участке детского сада регламентируется  санитарными правилами и нормами и является непреложным  законодательным условием для функционирования образовательной  организации, реализующей программу дошкольного образования.

    Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания  безопасного поведения у дошкольников. Под методами обучения мы понимаем методы, с одной стороны, преподавания (деятельность взрослого), а с другой –  научения (деятельность самих воспитанников).

    Выделим три группы методов по классификации, предложенной группой отечественных педагогов (Е.Я. Голант, И. Т. Огородников, С.И. Перовский):

- словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.);

- наглядные (показ, демонстрация и пр.);

- практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагогов с детьми  старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же  методы, что и при обучении    младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику воз-растных возможностей детей. Поэтому, раскрывая особенности применения методов, показываем их общую специфику, а также  останавливаемся на особенностях мето-дических  подходов, которые  используются преимущественно при взаимодействии с детьми старшего  дошкольного возраста.

    Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и  закан-чивать общение вселением уверенности в том, что в большей  безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной  безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о  явлении природного электричества – грозе, необходимо обязательно  подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя  специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и  сооружениях. Поэтому хотя гроза  и страшное природное явление, но дети и  взрослые в домах надежно защищены от неё.

Постарайтесь поддерживать заинтересованность детей, совмещая  упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование  поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

       Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это  пример окружающих ребёнка взрослых.

Сотрудничество с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы направляем деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам образо-вательной работы в детском саду, создаем в детском саду условия для повышения компетентности родителей в области  воспитания, знакомим родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Необходимо направлять внимание родителей на развитие у детей способ-ности видеть, осознавать и избегать опасности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. И стоит согласиться со словами К.Д.Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

       Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

В  таблицах представлен распространенный вариант традиционных методов и их разновидностей, используемых в работе педагогов детских садов в настоящее время при формировании основ безопасного поведения у дошкольников.

Наглядные методы

Младший  дошкольный   возраст

Старший дошкольный   возраст

Применение метода

Образец поведения взрослых и старших дошкольников

Образец поведения взрослых

Образец поведения взрослых и старших дошкольников  применяется во всех возрастных группах. И позволяет сформировать у детей четкое представление о  способах  обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно  настроенными), а также с объектами живой и неживой природы.  В процессе восприятия поведения взрослого и подражания им дети усваивают способы установления положительных взаимоотношений с педагогом и другими детьми, соблюдение отдельных норм и правил поведения: не обижать и не дразнить другого , не отнимать понравившуюся  игрушку; сдерживать собственные желания, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить за оказанную помощь, извиняться за причиненное беспокойства  или в случае проступка и др.

Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных  и мультимедийных пособий

В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым  собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом (например: передача ножниц друг другу).    

   Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных    пособий – метод позволяющий  вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес  к обсуждаемой теме. В старших группах удобно хранить тематические подборки картин и  иллюстраций в прозрачных пластиковых папках, а в младших  группах  целесообразно ламинировать и хранить на открытой подставке для книг.

Просмотри обучающих диафильмов и мультфильмов.

Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов, онлайн -диафильмов.

      Мультимедийные пособия используются в работе с детьми среднего  возраста при непосредственном участии со стороны взрослого. Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее  привлекателен для детей. Можно  посоветовать  педагогам  использовать  мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три  дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и  др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и  воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы  новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья»,  «Аркадий Паровозов» раскрывающие  темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.  Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов   электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода. Использование данного вида наглядности сопряжено с определенными  трудностями, и прежде всего они касаются недостаточного уровня профессиональных умений педагогов, самостоятельно создающих подобные пособия. К числу наиболее распространенных ошибок следует отнести чрезмерное увлечение практиков применением анимационных эффектов к статичным изображениям (шторки, мозаика и др.) Это приводит к калейдоскопичной смене демонстрируемых картинок и вызывает большое  зрительное утомление и раздражение у маленьких зрителей.  

Показ мультимедийных презентаций.

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий.

Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям

Показ кукольных и драматических представлений по проблемным ситуациям.

Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным  ситуациям – очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие  или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и  воспринимаются большинством достаточно адекватно.   Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, иногда позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.

     В группах старшего дошкольного возраста просмотр грамотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет  на формирование общегрупповых норм поведения и создает благоприятную  почву для установления дружеских отношений между сверстниками.

Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов

Демонстрация элементарных опытов, показ приемов самозащиты.

      Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов- действенный способ демонстрации  конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами.  С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.

     Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста  предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста  на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об  особенностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза.

    В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать  за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

Простейшие наблюдения

Сравнительные наблюдения, экскурсии.

Словесные методы

Младший  дошкольный   возраст

Старший дошкольный   возраст

Применение метода

Объяснение, напоминание.

Ситуационное индивидуальное  и групповое общение.

Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для  данного  метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев  на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой? Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться  в шкафчике для одежды»,  «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности: закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д. Ситуативное общение также направлено на формирование у детей  умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается»

    Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве  введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое  пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной  пожара? Что надо сделать, если возник пожар?» а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со  взрослым и сверстниками. Объяснение,  напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения  со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных  

источниках  и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.

Чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Объяснение, напоминание, словесная инструкция.

      Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным  алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.

Беседы, обсуждение проблемных ситуаций.

Беседы, решение проблемных ситуаций.

Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа –запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой  детей. Так, беседуя  о значении режима в жизни человека, можно предложить  детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в  своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни?

  Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес;  кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие  блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму?

      Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет)  Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на  платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать?  Почему?

Рассказ, рассказ - пояснение.

Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей.

Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта  детей. Первые две разновидности  словесного метода  используются,  начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается  показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации.

      Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении  рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.

Чтение художественной литературы, загадывание загадок и сочинение сказок.

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая  детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме.    

Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая  определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка  чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости : сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения  художественной литературы впоследствии становятся основной для  самостоятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы  напомнить детям осознать , что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

      Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников.  Педагогам активно использовать данную разновидность  метода,  начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать  и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми.

  Сочинение загадок как метод обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При составлении загадок целесообразно использовать приемы сравнения и противопоставления: сначала выбирается объект, схожий по свойствам с описываемым, а затем указывается, в чем состоит отличие загаданного объекта от сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)».   Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом:  в центре листа располагается закрытая картинка- отгадка, а по углам приклеиваются картинки , с которыми сравнивается загаданный предмет .  

Практические методы

Младший  дошкольный   возраст

Старший дошкольный   возраст

Применение метода

Игры с правилами, игровые ситуации

Игровые упражнения, игры с правилами ( в том числе с  использованием флеш- презентаций), компьютерных игр, игры – придумывания.

Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием флеш - презентаций), компьютерные игры, игры - придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во  всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Основным отличием этих двух разновидностей  практического метода друг от друга является наличие или отсутствие критерия выигрыша. В игре с правилами он  всегда присутствует как результат сравнения собственных достижений с достижениями партнера, а в игровом упражнении такой критерий отсутствуют. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное  для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением.  А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные  предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется  возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников.

      Игры с правилами, компьютерные игры используются  преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала.

       Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему «Что было бы, если бы…», а также их разновидности: «Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось  с изображенными героями», «Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др.

Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами).

Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами).

Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой  деятельности детей на темы  «Семья», «Детский  сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме»,  «В лечебнице у Айболита»,  «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием  успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и  природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один  дома», «Чужой рядом»).

Ситуационно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Игровые упражнения и моделирование ситуации  с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке.

Ситуативно- имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.)

      Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием  макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые  упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии  со старшими дошкольниками и способствуют  конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к  потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Выполнение  творческих заданий продуктивного и ролевого характера.

Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр.

Выполнение творческих заданий  продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором  говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при  пожаре в игровой комнате и др.

К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной  задачи: «Починить сломанный светофор»(аппликация), «Подобрать нужные  

   колеса машине»(конструирование) и т.д.

     Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр –  традиционно используемые в работе со старшими  дошкольниками.  Например, составление « Энциклопедии безопасности в картинках для малышей», изготовление настольных игр по теме « Дорожная азбука» и др.  

Совместное изготовление газет.

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов.

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного  поведения. Формат может быть разным.

Изготовление книжек-самоделок, электронных книг доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает  актуальные детские интересы детей.  Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», « Наш друг – светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: « Наши достижения», «Кладовая природы, « Планета - наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д.

Привлекать к изготовлению книжек – самоделок можно и родителей воспитанников.  

Изготовление книжек – самоделок.

Изготовление книжек – самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов.

Игры - инсценировки

Подготовка и показ спектаклей ( дети говорят и показывают).

Изготовление классификационных таблиц.

Проведение тренингов.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГБДД, пожарной охраны.

Игры-инсценировки, подготовка и показ  спектаклей – наиболее  трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для  игр - инсценировок с детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д. Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций.

        Изготовление классификационных таблиц – очень полезный для   структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах  поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на  две части: «Опасно - безопасно», «Хорошо-плохо», «Можно- нельзя». Для ее заполнения потребуются  картинки по теме. По окончании выполнения задания вместе со взрослым  проверяется его правильность.

       Проведение тренингов. Тренинги- групповая форма взаимодействия  взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности  своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинги уверенного поведения и лидерства помогают воспитанникам приобрести популярность в детском коллективе, научиться защищать не только свои интересы, но и строить отношения с другими людьми, не  

провоцируя при этом возникновение конфликтных ситуаций. Тренинг общения  направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно  их выбирать, быстро адаптироваться в новом коллективе, эффективно решать  проблемные ситуации. Наиболее уместна организация тренингов при изучении  содержания темы «Социальная безопасность». Например:

- Тренинг  «чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть  интересные мультфильмы  или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду…позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми  индивидуально и хором.  

- Тренинг «Если Чужой пытается  приникнуть в дом». Инструкция: «Давайте  вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»   Педагог обобщает правильные ответы детей и предлагает проиграть, как  следует поступать в ситуации, когда чужой человек пытается открыть дверь  вашего дома.

Уточняет у детей , что они будут делать в этом случае, и  подчеркивает, что правильным в данном случае будет звонок по телефону «102» и вызов полицейского. Важно объяснить детям, что они должны будут представиться телефонистке, назвать свой адрес и описать происходящее.

Если до полиции трудно дозвониться, ребенок может набрать номер близких  или соседей. Для этого нужный номер должен быть записан родителями на видном месте у телефона. Ребенок также может стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь.  Во время тренинга следует обыграть с подгруппами детей описанные  ситуации. Заканчивать каждую игровую ситуацию следует позитивно:  

спасением детей и наказанием чужаков, пытавшихся причинить вред. С целью   предупреждения детских страхов следует предложить дошкольникам придумать различные варианты доброго окончания ситуации.

    Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБ ДД , пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

Литература:

1. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. –  М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

3. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

5. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б  Стеркина.- СПб.: «Детство-пресс», 2007.

  6.  Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8лет:методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Глушкова Г.В.-М.: Просвещение 2015.3-80с.

   7.  Дергунская В.А. , Гусарова Е.Г., Новицкая В.А. , Римашевская Л.С.  Образова-тельная область безопасность: учебно-методическое пособие /  В.А. Дергунская. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012.- 5- 113с.  

   

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»

ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников»...

Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"

Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит  в форме игры "Брейн-ринг"....

"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,  достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...