"Воспитание безопасного поведения у дошкольников"
консультация
Материал содержит рекомедации по организации различных форм работы с детьми по ОБЖД с учетом каждой возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Воспитание безопасного поведения у дошкольников
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое другое. Даже здоровый образ жизни связан с этим понятием. Что же такое безопасность? Почему данное понятие является неотъемлемой частью жизни человека? Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развитие, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в
силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью ребенка и по возможности избегать их. Усвоение большей части правил происходит в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в целом работа дошкольного учреждения по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников.
Формирование основ безопасного поведения у детей – это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность человека определяется как состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.
С появлением и развитием человечества сразу возникло и понятие безопасность, т.е. стремление к жизни без опасностей. Чтобы организовать безопасную жизнь, надо понять, что такое опасность, и очертить круг опасных ситуаций. В определенных пределах опасности могут иметь и положительное значение, так как стремление избежать их приводит к активности человека (умственной, физической, социальной). Следовательно, безопасность – это не отсутствие опасности, а защита от неё.
Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза. Существуют самые разнообразные классификации источников опасностей. Однако выделим два условных источника: естественный и социальный. Естественные источники опасностей связаны с природой : сезонные явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.), влажность (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная освещенность, химические вещества в разном состоянии, различные представители флоры и фауны, микроорганизмы и др. Социальные источник опасностей связаны с деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации общения и взаимодействия с социумом, рукотворные предметы, нервно- психические перегрузки ( умственные, эмоциональные), техногенные источники опасности (использование транспортных средств, эксплуатация подъемно- транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов, использовании электрической энергии, химических веществ и материалов) Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в своей работе. В основном работа по данному вопросу ведется по следующим содержательным линиям:
- Безопасность на улицах и дорогах;
- Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);
- Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);
- Безопасность взаимодействия с социумом;
- Пожарная безопасность.
Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум группам:
Предупредительные правила, которые носят профилактический характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;
Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации возникшей опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурно - гигиенических навыков, речевого этикета и пр., вторая группа правил (правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания.
Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:
Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;
Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;
Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Практически каждая образовательная ситуация должна включать в себя все блоки работы. Только так появится система, и соответственно есть надежда на положительный результат в работе с детьми.
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.
Создание условий для предотвращения и устранения травмоопасных ситуаций в помещении и на участке детского сада регламентируется санитарными правилами и нормами и является непреложным законодательным условием для функционирования образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.
Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания безопасного поведения у дошкольников. Под методами обучения мы понимаем методы, с одной стороны, преподавания (деятельность взрослого), а с другой – научения (деятельность самих воспитанников).
Выделим три группы методов по классификации, предложенной группой отечественных педагогов (Е.Я. Голант, И. Т. Огородников, С.И. Перовский):
- словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.);
- наглядные (показ, демонстрация и пр.);
- практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).
Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагогов с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику воз-растных возможностей детей. Поэтому, раскрывая особенности применения методов, показываем их общую специфику, а также останавливаемся на особенностях мето-дических подходов, которые используются преимущественно при взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и закан-чивать общение вселением уверенности в том, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества – грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.
Постарайтесь поддерживать заинтересованность детей, совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это пример окружающих ребёнка взрослых.
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы направляем деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам образо-вательной работы в детском саду, создаем в детском саду условия для повышения компетентности родителей в области воспитания, знакомим родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Необходимо направлять внимание родителей на развитие у детей способ-ности видеть, осознавать и избегать опасности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. И стоит согласиться со словами К.Д.Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников
В таблицах представлен распространенный вариант традиционных методов и их разновидностей, используемых в работе педагогов детских садов в настоящее время при формировании основ безопасного поведения у дошкольников.
Наглядные методы
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | Применение метода |
Образец поведения взрослых и старших дошкольников | Образец поведения взрослых | Образец поведения взрослых и старших дошкольников применяется во всех возрастных группах. И позволяет сформировать у детей четкое представление о способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и неживой природы. В процессе восприятия поведения взрослого и подражания им дети усваивают способы установления положительных взаимоотношений с педагогом и другими детьми, соблюдение отдельных норм и правил поведения: не обижать и не дразнить другого , не отнимать понравившуюся игрушку; сдерживать собственные желания, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить за оказанную помощь, извиняться за причиненное беспокойства или в случае проступка и др. |
Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий | Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий | В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом (например: передача ножниц друг другу). Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий – метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. В старших группах удобно хранить тематические подборки картин и иллюстраций в прозрачных пластиковых папках, а в младших группах целесообразно ламинировать и хранить на открытой подставке для книг. |
Просмотри обучающих диафильмов и мультфильмов. | Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов, онлайн -диафильмов. | Мультимедийные пособия используются в работе с детьми среднего возраста при непосредственном участии со стороны взрослого. Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», «Аркадий Паровозов» раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода. Использование данного вида наглядности сопряжено с определенными трудностями, и прежде всего они касаются недостаточного уровня профессиональных умений педагогов, самостоятельно создающих подобные пособия. К числу наиболее распространенных ошибок следует отнести чрезмерное увлечение практиков применением анимационных эффектов к статичным изображениям (шторки, мозаика и др.) Это приводит к калейдоскопичной смене демонстрируемых картинок и вызывает большое зрительное утомление и раздражение у маленьких зрителей. |
Показ мультимедийных презентаций. | Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий. | |
Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям | Показ кукольных и драматических представлений по проблемным ситуациям. | Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям – очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством достаточно адекватно. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, иногда позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка. В группах старшего дошкольного возраста просмотр грамотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет на формирование общегрупповых норм поведения и создает благоприятную почву для установления дружеских отношений между сверстниками. |
Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов | Демонстрация элементарных опытов, показ приемов самозащиты. | Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов- действенный способ демонстрации конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега. Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об особенностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза. В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей. |
Простейшие наблюдения | Сравнительные наблюдения, экскурсии. |
Словесные методы
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | Применение метода |
Объяснение, напоминание. | Ситуационное индивидуальное и групповое общение. | Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой? Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности: закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д. Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается» Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?» а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. |
Чтение художественной литературы, загадывание загадок. | Объяснение, напоминание, словесная инструкция. | Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля. |
Беседы, обсуждение проблемных ситуаций. | Беседы, решение проблемных ситуаций. | Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа –запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно предложить детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни? Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет) Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? |
Рассказ, рассказ - пояснение. | Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей. | Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации. Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму. |
Чтение художественной литературы, загадывание загадок и сочинение сказок. | Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости : сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самостоятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить детям осознать , что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам активно использовать данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок как метод обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При составлении загадок целесообразно использовать приемы сравнения и противопоставления: сначала выбирается объект, схожий по свойствам с описываемым, а затем указывается, в чем состоит отличие загаданного объекта от сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом: в центре листа располагается закрытая картинка- отгадка, а по углам приклеиваются картинки , с которыми сравнивается загаданный предмет . |
Практические методы
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | Применение метода |
Игры с правилами, игровые ситуации | Игровые упражнения, игры с правилами ( в том числе с использованием флеш- презентаций), компьютерных игр, игры – придумывания. | Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием флеш - презентаций), компьютерные игры, игры - придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Основным отличием этих двух разновидностей практического метода друг от друга является наличие или отсутствие критерия выигрыша. В игре с правилами он всегда присутствует как результат сравнения собственных достижений с достижениями партнера, а в игровом упражнении такой критерий отсутствуют. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников. Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала. Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему «Что было бы, если бы…», а также их разновидности: «Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», «Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др. |
Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами). | Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами). | Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»). |
Ситуационно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода. | Игровые упражнения и моделирование ситуации с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке. | Ситуативно- имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. |
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера. | Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр. | Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др. К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить сломанный светофор»(аппликация), «Подобрать нужные |
колеса машине»(конструирование) и т.д. Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр – традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками. Например, составление « Энциклопедии безопасности в картинках для малышей», изготовление настольных игр по теме « Дорожная азбука» и др. | ||
Совместное изготовление газет. | Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов. | Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения. Формат может быть разным. Изготовление книжек-самоделок, электронных книг доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», « Наш друг – светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: « Наши достижения», «Кладовая природы, « Планета - наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению книжек – самоделок можно и родителей воспитанников. |
Изготовление книжек – самоделок. | Изготовление книжек – самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов. | |
Игры - инсценировки | Подготовка и показ спектаклей ( дети говорят и показывают). Изготовление классификационных таблиц. Проведение тренингов. Встречи с сотрудниками МЧС, ГБДД, пожарной охраны. | Игры-инсценировки, подготовка и показ спектаклей – наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для игр - инсценировок с детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д. Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций. Изготовление классификационных таблиц – очень полезный для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на две части: «Опасно - безопасно», «Хорошо-плохо», «Можно- нельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окончании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность. Проведение тренингов. Тренинги- групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинги уверенного поведения и лидерства помогают воспитанникам приобрести популярность в детском коллективе, научиться защищать не только свои интересы, но и строить отношения с другими людьми, не провоцируя при этом возникновение конфликтных ситуаций. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, быстро адаптироваться в новом коллективе, эффективно решать проблемные ситуации. Наиболее уместна организация тренингов при изучении содержания темы «Социальная безопасность». Например: - Тренинг «чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду…позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором. - Тренинг «Если Чужой пытается приникнуть в дом». Инструкция: «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?» Педагог обобщает правильные ответы детей и предлагает проиграть, как следует поступать в ситуации, когда чужой человек пытается открыть дверь вашего дома. Уточняет у детей , что они будут делать в этом случае, и подчеркивает, что правильным в данном случае будет звонок по телефону «102» и вызов полицейского. Важно объяснить детям, что они должны будут представиться телефонистке, назвать свой адрес и описать происходящее. |
Если до полиции трудно дозвониться, ребенок может набрать номер близких или соседей. Для этого нужный номер должен быть записан родителями на видном месте у телефона. Ребенок также может стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь. Во время тренинга следует обыграть с подгруппами детей описанные ситуации. Заканчивать каждую игровую ситуацию следует позитивно: спасением детей и наказанием чужаков, пытавшихся причинить вред. С целью предупреждения детских страхов следует предложить дошкольникам придумать различные варианты доброго окончания ситуации. Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБ ДД , пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях. |
Литература:
1. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.
2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
3. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.
4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
5. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б Стеркина.- СПб.: «Детство-пресс», 2007.
6. Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8лет:методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Глушкова Г.В.-М.: Просвещение 2015.3-80с.
7. Дергунская В.А. , Гусарова Е.Г., Новицкая В.А. , Римашевская Л.С. Образова-тельная область безопасность: учебно-методическое пособие / В.А. Дергунская. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012.- 5- 113с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»
ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников»...
Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"
Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит в форме игры "Брейн-ринг"....
"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...