«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»
материал на тему
ЭССЕ
«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»
на тему: «Речевое развитие дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально- гуманитарный колледж»
ЭССЕ
по вариативному модулю
«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»
на тему: «Речевое развитие дошкольников»
Автор-составитель
Епифанцева Людмила Викторовна воспитатель дошкольного отделения МАОУ «Давыдовская гимназия»
2013 год
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях, вне занятий, на прогулке, в играх, в повседневной жизни.
В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связанной речи.
1. Звуковая культура речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников (скажи громко, тихо, еще тише, как гудит шмель, журчит вода….), чистоговорки : СА-СА-СА - летит оса….
2. Обогащение словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий, употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?» Учить видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества «какой?», а так же действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека «что делает?», « что с ним можно сделать?» Такое обучение проводится в играх « Что за предмет?», « Скажи какой?», «Кто - что умеет делать?».
От называния признаков цвет, форма, величина, я перехожу к перечислению свойств (дерево и металл), внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению. Например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин? «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением. Например, рассматривая мишку и мышку:
- Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка…(толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая…(маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)?
-Лапы у мишки толстые, а у мышки…(тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка…(тоненьким). А кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а Мишки…(короткий). Кукла Катя большая, а Таня (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий); зеленая лента узкая, а белая…(широкая).
Стараемся формировать у детей понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка – это… одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развиваем умение сравнивать предметы, игрушки, картинки. Игра « Мы играем в магазин». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин».
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
3. В работе с детьми дошкольного возраста большое внимание я уделяю работе над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активному поиску ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связанна с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка. Например, на прогулке – наблюдение за одеждой. Целью здесь является использование в речи и уточнение названия предметов осенней одежды. И другие наблюдения (растения, животные, природа, транспорт и т.д.) Так же проводится обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около, подводить ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы. Игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: В шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати.
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Я стараюсь научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, в другой только встает; умылся - умывается, оделся - одевается). Для этого провожу разнообразные игры («Кто что делает?») С помощью игры на музыкальных инструментах детям показываю способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, на гитаре и гармошке играют). Задаю вопросы, такие как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» - подвожу детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название.
Очень важно учить детей соотносить названия животных и их детенышей (утка - утенок - утята – не стало утят, заяц – зайчонок - много зайчат; лиса - лисенок – лисята - нет лисят). Используется настольная игра «Учись, играя» подбирают к взрослым животных малышей.
4. Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картинке. Обучая детей умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа, сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение), а потом воспроизводит самостоятельно. Большую роль в развитии речи оказывает чтение художественной литературы, использование малых фольклорных форм как на занятиях , так и вне занятий Умывание, прием пищи, одевание).
При рассматривании картин дети так же учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия, а затем они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.
Формируем у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) обращаю внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого провожу игры «Узнай по описанию», «Угадай кто?», «Какая игрушка?» Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке (Загадки).
Особое внимание уделяю образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла – залезла - вылезла; прыгнула – подпрыгнула - перепрыгнула; несла - принесла - унесла). Продолжаю работу по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» - каркает, петух «кукареку» - кукарекает, поросенок «хрю-хрю» - хрюкает.)
Широко используются обучение способом отыменного образования глаголов (мыло-мылит, звонок-звенит, краска-красит, а так же учитель – учит, строитель – строит, но: врач – лечит, портной – шьет).
Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики рук. Для этого в группе есть мозаика среднего размера, пазлы, шнуровки, дидактические игрушки. Так же я обязательно провожу пальчиковые гимнастики.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления. Утром расспрашиваю детей, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома, вне занятий стараюсь разговаривать с детьми о том, во что они будут играть или, что будут рисовать и т.д.
Для развития речи необходимо ежедневно как можно больше разговаривать с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»
Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
ПРОГРАММА воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.
Программа адресована специалистам, работающим с детьми с ЗПР: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др....