Современные технологии социализации дошкольников
консультация

Тикшаева  Ольга  Сергеевна

Успешная социализация детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_sotsializatsii_doshkolnikov.docx155.4 КБ

Предварительный просмотр:

http://kapitonovka.detsad.27.ru/files/uploads/images/kartinki_detskie_dlya_dou_50251_large.jpg

Тематическая консультация

«Современные технологии социализации дошкольников»

Новый стандарт поставил перед нами одну из важных задач - приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Вот почему одним из ключевых направлений деятельности дошкольного учреждения стало создание условий для полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Так как традиционные подходы к проблеме адаптации ребенка в обществе в современных условиях не удовлетворяют социальные запросы, появилась необходимость поиска  современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является «ситуация месяца»

По содержанию «Ситуаций месяца» нет ничего выходящего за рамки образовательной программы. Весь материал дается детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации».   Каждую «Ситуацию» дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. За это время дети осваивают одну социальную роль в различных видах деятельности – они рисуют, лепят, разыгрывают, делают коллективный проект, проводят социальные акции и т.д.

По завершении каждой «Ситуации» проводится заключительный праздник. На нем детям предоставляется возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста.

Ближе к окончанию работы по выбранной ситуации месяца проводится «Клубный час». Это полюбившаяся всем детям педагогическая технология. Она заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, выполнять задания, соблюдая при этом определённые правила поведения. Окончание перемещений детей сигнализируется звонком колокольчика.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего, среди родителей и педагогов. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т.п.

 Все сотрудники детского сада также знают о дне и времени проведения «Клубного часа». Мероприятие проходит так: закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей (Эстафеты, мастерские, сюжетно-ролевые игры, разные виды театров). По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.

 Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила.  Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается спокойная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. При обсуждении дети отвечают на вопросы, которые позволяют передать личное отношение ребенка к происходящему.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями, совместно они находят пути их решения.

После проведения каждого мероприятия воспитатели, специалисты и сотрудники обмениваются мнениями.

Таким образом, данная технология позволяет детям выбрать занятия по интересам, самостоятельно или с помощью взрослых отобрать материал для изучения выбранных тем, представить полученную информацию в разных формах.

Продолжая разговор о современных технологиях эффективной социализации ребенка, остановимся на технологии «Дети-волонтёры». 

В ходе реализации этой технологии детям старших и подготовительных групп предоставляется возможность помочь младшим детям в режимных моментах,  либо научить их чему-либо. Дети, (по просьбе воспитателя) включаются в сюжетно-ролевые, дидактические игры малышей, учат их играть, лепить, рисовать, помогают им одеться на прогулку или разучить стихотворение или песенку, разрешить конфликт, если он появился.  Так создается разновозрастное общение, которое так ждут дети.

Ребята впервые по- настоящему  начинают себя ощущать самыми старшими среди других детей в детском саду. Осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для развития гражданской позиции дошкольников, а также чтобы включить родителей в жизнь детского сада, рекомендована технология «Социальная акция». Акции можно проводить за пределами детского сада: это и проведение ярмарок, и сбор вещей в детский дом, и проведение концертов для приглашенных гостей (ко Дню пожилого человека).

Для усвоения нравственных норм, развития волевых качеств и обучения безопасному поведению можно использовать  еще одну очень интересную технологию «Проблемные педагогические ситуации», которые помогают детям разобраться в жизненных ситуациях, приобретать социальный опыт.

Реализация проблемно-педагогических ситуаций проходит в три этапа: на первом -планирование ситуации, разработка сценария,  опрос детей, как решить данную проблему. На втором - создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

По окончании проводится рефлексивный круг (3 этап)

Данный материал является диагностическим для воспитателя. Он может соотнести, то, что дети говорили при решении проблемы на начальном этапе ситуации, и как повели себя в реальной жизни. И сюрпризы здесь бывают и приятные, и не очень. Обязательно включение родителей, чтобы дети им рассказали, что произошло, и как именно поступил ребенок. Главное, чтобы ребенок рассказал правду, даже если поступок был неправильным.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является проектная технология -  где важная задача - формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. 

 Представленные технологии социализации ребенка – дошкольника позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками...

Разновозрастное общение в рамках работы по технологии социализации дошкольников Н.П. Гришаевой

Раскрываются особенности разновозрастного общения дошкольников. Работа в рамках технологии социализации....

Современные аспекты социализации дошкольников "Мы - вместе!"

Технология активной социализации дошкольников "Мы - вместе!" : Пояснительная записка, годовой план, примеры конспектов....

Современные технологии социализации дошкольников

В презентации представлен обзор современных технологий позитивной и эффективной социализации детей дошкольного возраста....

Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой

В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой  и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...

Из опыта работиы коррекционного психолога "Современные методы социализации дошкольников"

Одной из основных потребностей человека, является потребность в общении. Научить ребенка взаимодействию с окружающим миром, сформировать умение развернуться в коллективе, гармонично взаимодействовать ...