Развитие творческих способностей детей 5- 6 лет на основе технике «Пескография» или рисование цветным песком
учебно-методический материал (старшая группа)
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание.
Художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskografiya_ili_risovanie_peskom.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей 5- 6 лет на основе технике «Пескография» или рисование цветным песком»
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке.
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельна
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание.
Художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Работая уже не один год с детьми в группе компенсирующей направленности по развитию речи, я наблюдаю, что у них слабо развиты такие психические процессы как память, мышление, внимание, плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда дети испытывают сложности при работе с инструментами и материалами, тяжело осваивают отдельные приемы и способы. При создании творческих работ отмечается низкий уровень развития художественно – творческих способностей.
Детям с диагнозом тяжёлое нарушение речи сложнее социализироваться в окружающем мире. У них низкая самооценка, самоконтроль. Они часто застенчивы и малообщительны.
Для решения данных проблем использую разнобразные методы и техники: пальчиковая гимнастика, гимнастика с массажными мячиками, работа с пластилином, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами); игры с крупами и пуговицами, игры с цветным песком.
Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Пескотерапия подразумевает:
-игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;
- рисование на песке, одна из форм естественной и доступной деятельности ребенка, способствующая широким возможностям для развития и обучения детей различного возраста. Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
- рисование песком или «Пескография». Технические элементы рисования это кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпанние из кулачка.
При организации художественно – творческой деятельности я применяю некоторые формы и способы, адаптированные под особенности дошкольников с ТНР. Это «Пескография» или рисование цветным песком, а так же игры и упражнения по методике Мариеллы Зейц. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Недаром существует выражение «через руки к речи».
Отметив, все положительные стороны, я решила её использовать в работе с детьми с ТНР.
Выделила основные направления моей деятельности:
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие рисованию песком.
- Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.
- Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
- Развитие собственной креативности.
Выбрав работу по этим направлениям, я поставила перед собой цель и задачи.
Основная цель моей работы:
Развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами песочной графики;
- Создать условия для развития творческого потенциала;
-Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
-Вырабатывать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных рисунков, работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
-Помогать детям в овладении техническими умениями рисования песком.
-Способствовать развитию мелкой моторики, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;
-Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
-Развивать творчество и фантазию.
Использовании педагогических принципов:
-Цикличность, который помог спланировать работу с детьми. Был составлен тематический план по техники рисование песком, согласно тематическим неделям.
-Доступность. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала на занятии.
-Систематичность и последовательность. Строю процесс обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
-Принцип сотрудничества, партнерства.
Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
-Индивидуализация. В процессе художественно-творческой деятельности осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом возможностей и способностей ребенка, его ручных умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.
-Наглядность. Принцип наглядности особенно важен, так как в изготовлении работ отражаются наблюдения и впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляю возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, даю наглядный показ действий по выполнению изделия. Наглядность во всех случаях соединяю с чётким пояснением.
Методы, используемые в работе:
Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза.
Наглядные: иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели).
Словесные: показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры.
Планируемые результаты:
- Появление субъективной новизны, оригинальности и вариативности, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
- Нахождение выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;
- Склонность к экспериментированию с песком;
-Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;
Итак, рисование песком – это развивающий фактор для художественно - эстетического восприятия, психофизического и личностного развития детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Использование пескотерапии содействует развитию творческих способностей, создает условия для накопления запаса речевых впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования, предупредить появление серьезных проблем в школе.
Использование техники «Пескотерапия» положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность дошкольников.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Работа с детьми |
Октябрь | «Волшебство линий. Роспись песком» Задачи: познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на бумаге. Показать приемы работы. |
«Листья разные бывают» Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на бумаге и приемами работы. | |
Ноябрь | «Фруктовый сад» Задачи: развивать умение рисовать предметы круглой и вытянутой формы , развивать умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики. |
«Осенняя картина» Задачи: развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции. | |
Декабрь | «Зимушка, зима! Снеговик». Задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования цветным песком. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру. |
«Новогодняя ёлка» Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепление сенсорных эталонов. | |
Январь | «В январе все деревья в серебре» Задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком, развивать умение наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие), закрепить умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики. |
«Морозные узоры на стекле» Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов. | |
Февраль | «В воздухе и на земле». Задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования цветным песком, развитие пространственных представлений, закрепить умение равномерно наносить песок, передавать в рисунке целостный образ. |
«Мы – милашки, куклы неваляшки». Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов. | |
Март | «Цветы для мамы» Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, закрепление сенсорных эталонов. |
«Солнышко, куда ты прячешься?» Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком, закрепить умение равномерно наносить песок. | |
Апрель | «Сказочные птицы» Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с цветным песком, развивать фантазию, интерес. |
«Тайны космоса» Задачи: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепить умение равномерно наносить песок, развитие мелкой моторики рук. | |
Май | « День Победы!» Задачи: совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. |
«Летний пейзаж» Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с цветным песком, развивать фантазию, интерес, снятие эмоционального напряжения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования
старший возраст...
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....
«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования».
Описываются основные формы организации,принцыпы и методы организации деятельности,а также предлагаются несколько вариантов нетрадиционных техник рисования....
консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
цель работы с детьми по нетрадиционной технике рисования....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...
Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...