Познавательно – исследовательская деятельность с дошкольниками 6-7 лет.
консультация (подготовительная группа)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно - исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет. | 19.96 КБ |
poznavatelno_-_issledovatelskaya.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская
деятельность
с дошкольниками 6-7 лет.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Прежде, чем начать работу по познавательно-экспериментальной деятельности, нами была подобрана и изучена необходимая литература:
Поэтому целью нашей работы стало развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
- формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
- развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
- развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Мы используем формы работы по познавательно – исследовательской деятельности.
- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в группе создан экспериментальный уголок, в котором основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность.
Составлен перспективно – тематический план по экспериментированию. Эксперименты и опыты подбираем разнообразные, но главное, чтобы они были интересны, увлекали детей, а также соответствовали их возрасту. В своей работе стремимся создавать условия для позитивного восприятия дошкольниками окружающего мира, развить способность выдвигать свои предположения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Перед изучением той или иной темы проводим с детьми беседу, это дает возможность понять, что они знают из личного опыта.
При проведении опытов и экспериментов придерживаемся определенной структуры:
Постановка проблемы;
Пути решения проблемы;
Выдвижение гипотез, предположений;
Обсуждение результатов;
Формулировка выводов.
При этом мы стараемся быть равноправным участником деятельности и вместе с детьми находить пути решения того или иного вопроса. Свои результаты фиксируем в дневниках наблюдений, рисуем рисунки и составляем схемы.
Дети с интересом экспериментируют с водой. Им нравится менять ее цвет, вкус, растворять в воде различные вещества.
Из опытов они узнают, что вода жидкая, прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса и то что вода обладает склеивающим действием.
На занятиях дети получают представление о круговороте воды в природе, об агрегатном состоянии воды.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе занятия «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, проверяем, как он действует через бумагу, воду, стекло и узнают, что магнит может передавать свои свойства обычному железу.
В ходе занятия «Соль-волшебница» дети определяют свойства соли, узнают, что соль белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, состоит из кристаллов, сыпучая, соль растворяется в воде и помогает держать предметы на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
Дети с интересом знакомятся с устройством микроскопа (окуляры, основа, штатив, предметный столик, объективы) как оптического прибора, с правилами работы с ним. Знакомятся с понятием «микромир» и с помощью микроскопа рассматривают образцы: муравья, блоху, лапка паука, комара и т.п.
Таким образом В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес детей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.
Считаем необходимым поддерживать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская
деятельность
с дошкольниками 6-7 лет.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Прежде, чем начать работу по познавательно-экспериментальной деятельности, нами была подобрана и изучена необходимая литература:
Поэтому целью нашей работы стало развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
- формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
- развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
- развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Мы используем формы работы по познавательно – исследовательской деятельности.
- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в группе создан экспериментальный уголок, в котором основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность.
Составлен перспективно – тематический план по экспериментированию. Эксперименты и опыты подбираем разнообразные, но главное, чтобы они были интересны, увлекали детей, а также соответствовали их возрасту. В своей работе стремимся создавать условия для позитивного восприятия дошкольниками окружающего мира, развить способность выдвигать свои предположения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Перед изучением той или иной темы проводим с детьми беседу, это дает возможность понять, что они знают из личного опыта.
При проведении опытов и экспериментов придерживаемся определенной структуры:
Постановка проблемы;
Пути решения проблемы;
Выдвижение гипотез, предположений;
Обсуждение результатов;
Формулировка выводов.
При этом мы стараемся быть равноправным участником деятельности и вместе с детьми находить пути решения того или иного вопроса. Свои результаты фиксируем в дневниках наблюдений, рисуем рисунки и составляем схемы.
Дети с интересом экспериментируют с водой. Им нравится менять ее цвет, вкус, растворять в воде различные вещества.
Из опытов они узнают, что вода жидкая, прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса и то что вода обладает склеивающим действием.
На занятиях дети получают представление о круговороте воды в природе, об агрегатном состоянии воды.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе занятия «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, проверяем, как он действует через бумагу, воду, стекло и узнают, что магнит может передавать свои свойства обычному железу.
В ходе занятия «Соль-волшебница» дети определяют свойства соли, узнают, что соль белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, состоит из кристаллов, сыпучая, соль растворяется в воде и помогает держать предметы на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
Дети с интересом знакомятся с устройством микроскопа (окуляры, основа, штатив, предметный столик, объективы) как оптического прибора, с правилами работы с ним. Знакомятся с понятием «микромир» и с помощью микроскопа рассматривают образцы: муравья, блоху, лапка паука, комара и т.п.
Таким образом В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес детей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.
Считаем необходимым поддерживать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...
«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...
Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской де...