Паспорт "Музей часов"
материал

Федоренчик Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_chasov.odt23.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17 «КОЛОСОК»

ПАСПОРТ

музея

ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Экспозиция музея
  3. Представление музея (вводная беседа)
  4. Приложение
  1.  Беседы о часах
  2.  Стихи о часах
  3.  Физминутка «Часовые»
  4. Вопросы и задания

  1. Пояснительная записка

Мини — музей в детском саду.

Первая ступенька — это детский сад. Каждый день ребёнок узнаёт что-то новое и интересное. Правильно созданная развивающая среда в группе даёт детям возможность чувствовать себя комфортно, пополнять свои знания. С получения знаний всё началось. Кто-то из детей принёс в группу часы, обыкновенный будильник с блестящими стрелками. Остальные дети захотели узнать, кому принадлежат эти часы, как они называются, как устроены и кто их изобрёл?

На следующий день пришлось подготовится к ознакомительной беседе на тему «И вот они, затикали». Дети с удовольствием слушали «историю возникновения часов», также они узнали, что часы бывают разные: солнечние, водяные, механические, карманные, настенные, настольные, песочные, и даже Кремлёвские.

А самые первые часы назывались «ходики». Затем несколько детей ещё принесли часы и каждый из них со своей историей. Так и возник «Музей часов». В условиях детского сада не возможно создавать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «Мини — музеем». Это название в данном случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и органичность тематики.

2. Экспозиция музея

Важная особенность при создании нашего музея — это участие в создании музея детей и их родителей. Экспонаты приносят в группу, заимствуя их у бабушек и дедушек и мастерят своими руками. В нашем музее экспонаты можно переставлять, брать их в руки, рассматривать, менять местами, что запрещено в настоящих музеях. Нам можно посещать наш музей каждый день и приводить друзей. Дети всегда предлагают что-то новое для музея, это могут быть иллюстрации, стихи, рисунки. Используется наш музей всегда по разному: экскурсии, сочинение детьми рассказов о разных видах часов, об их происхождении, о материалах из которых изготовлены часы, о их роли в жизни человека. Продолжая это направление, мы с детьми работаем над изготовлением дидактических игр: «Хочу всё знать и измерять», которая будет состоять из трёх блоков:

- старинные часы

- механические часы

- электронные часы

Приглашаем посетить наш музей,  мы будем рады!

3. Представление музея (вводная беседа)

История часов или какие бывают часы?

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные.

Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом.

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

4. Приложение

4.1  Беседы о часах

Беседа № 1

Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки,

Шагам он точным счёт ведёт,

И всё-же с места не сойдёт.(Часы)

А для чего человеку нужны часы? А для человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?

А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.

Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.

Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»

Вторыми часами оказался:

«В деревне есть часы такие

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода.

Они птичьего рода».

По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?

Беседа № 2 О цветах-часах

Человек изобрёл водяные часы.

Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.

Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы.

В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.

В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.

Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.

Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках.    Кроме того, существуют цветы-часы.

Беседа № 3 Сказочные часы

Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.

Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.

И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.

Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел? Ваш урок длится 45 минут. За это время учитель вам объясняет новую тему, опрашивает вас, задаёт домашние задания, вы работаете ещё в классе. Но звенит звонок – вот она, перемена.

Можно ли на перемене сделать то, что вы делали на уроке? Нет. А почему? Правильно. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня. (Рассказ о режиме дня)

И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».

4.2  Стихи о часах

Стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка

(Давно уж на покое),

И были у старушки

 Часы резные с боем.

 "Динь-дон, динь-дон!" —

Отбивали каждый час,

Гулом наполняли дом

 И будили ночью нас.

Мы, конечно, не молчали,

В дверь старушки мы стучали:

 "Наши уши пощадите,

Бой в часах остановите!"

Но старушка нам в ответ

 Отвечала: "Нет и нет!

Говорят часы со мной,

Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!

Как красив их перезвон!

Хоть немного он печальный,

Но прозрачный и хрустальный!

Пробежали дни, недели.

Но часы вдруг захрипели,

Стрелки вздрогнули и встали,

И часы бить перестали.

Стало тихо. Даже жутко!

Мы давно привыкли к бою,

 (А ведь это же не шутка!)

Было что-то в нем живое!

Мы, конечно, не смолчали,

В дверь к старушке постучали:

 "Почему не слышен бой?

Нужен мастер часовой!"

Вот приехал часовщик —

Мудрый, опытный старик,

И сказал: "Такое дело!

Здесь пружинка ослабела,

Механизм получит смазку,

А часы — любовь и ласку!"

Поменял пружинку он.

И опять раздался звон,

Серебристый перезвон:

 "Динь-дон! Динь-дон!",

Ожививший целый дом!

 Стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке

 Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

 И ранним утром будит нас:

 "Ку-ку! Ку-ку!

Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку!

Вставать пора!"

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

 Стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку,

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил нас петушок.

Распушил он хвост блестящий

 И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,

Одуванчики вокруг

 Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

 "На часах ровно пять,

Можете еще поспать!"

А теперь послушайте сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Умеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

- Хороший был денёк!

4.3 Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

4.4 Вопросы и задания

1.Что такое часы?

2.Какие старинные часы вы знаете?

3.Какие виды часов вам знакомы?

4.Какие виды часов относятся к домашним?

5.Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?

6.Расскажите о Кремлевских курантах.

7.Какие "природные" часы вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...