ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. По мнению Н. Л. Белопольской, в условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения затрудняется, в ряде случаев приобретает искажённый характер. Современная система воспитания не отводит достаточного места половому воспитанию детей дошкольного возраста. А ведь психика, физиология, поведение и другие личностные характеристики мальчиков и девочек различны на разных этапах развития.
Началось всё с изучения пособия Н Татаринцевой «Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста». На основе изученной литературы была выделена такая особенность, что при воспитании и обучении мальчиков и девочек необходимы разные подходы.
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. В соответствии с этим поставила цель:
формирование представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
Содержание полового воспитания.
Используются такие методы и приемы:
Роль художественного слова.
Усвоение половой роли – это в первую очередь познание ее моральных требований, норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. В этом помогают такие произведения: Ш. Перро «Красная Шапочка», Русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Стёпа», В. Осеева «Просто старушка» и др. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С, Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Широко используются в работе с детьми по поло-ролевому воспитанию беседы на следующие темы:
- Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком)? Почему?
- По одежде встречают, по уму провожают.
- Женские и мужские дела (дома и в обществе).
- Как я помогаю маме (папе)?
- Каким должен быть мальчик (девочка)?
- Материнский организм – настоящее чудо природы.
- Должны ли дружить мальчики и девочки?
- Любимые игры мальчиков и девочек.
- Уроки этикета.
- Растём здоровыми (о вредных привычках) и др.
Дидактические игры:
«Кто как одевается?»
Цель: закрепить знания детей о мужской и женской одежде во время «одевания» кукол; воспитывать спокойное отношение к обнажённому телу.
Материал: плоскостные изображения мальчиков и девочек, одежда для «одевания».
«Что сначала, что потом?»
Цель: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков, уяснить последовательность при рождении представителя животного и растительного мира, причинно-следственные связи.
Материал: возрастные цепочки человека, животных, растений в картинках.
Проблемные ситуации, близкие опыту детей (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную).
Создание проблемных ситуаций для девочек:
∙ Дети вышли на прогулку. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы. Ты:
а) поможешь Диме правильно застегнуться;
б) скажешь об этом воспитателю;
в) сделаешь вид, что не заметила этого.
И т. д.
Создание проблемных ситуаций для мальчиков:
∙ Ты едешь в автобусе. На остановке в него заходит женщина. Ты:
а) встанешь и предложишь ей сесть;
б) будешь смотреть в окошко;
в) сядешь к маме на колени, молча уступив место.
И т. д.
Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок по следующим темам:
«Игрушками нужно делиться»
«Злая собака»
«Случай на горке»
«Будь внимателен к другим» и др.
В сюжетно-ролевых играх организация игровых ситуаций происходит самостоятельно или под руководством взрослого. В каждом сюжете определенной игры дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость.
Игры:
«Детский сад»
«Труд родителей»
«Магазин»
«Строительство»
«Медицинские работники»
«Почта»
«Библиотека»
«Автомобильный транспорт»
«Семья»
«Парикмахерская»
«Школа» и др.
Изготовление подарков к женским и мужским праздникам.
Рисование по темам: «Это я!», «Моя семья», «Мой портрет»…
Просмотр мультфильмов с обсуждением: «Каникулы в Простоквашино», «Приключения кота Леопольда», «Маша и медведь», «Кошкин дом», «Мешок яблок»…
Отгадывание загадок о частях тела, о животных и их детёнышах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...

Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста
Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....