Отчет «Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»
материал
Отчет
«Создание предметно-развивающей среды для организации работы
с одаренными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_razviv.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
«Создание предметно-развивающей среды для организации работы
с одаренными детьми»
Подготовила воспитатель Заприкутенко Н.А.
Самым важным в воспитании и обучении детей это стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности
Работу с талантливыми и одаренными детьми следует начинать с младшего дошкольного возраста. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Во время образовательной деятельности учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. При проведении занятий обязательно используем различные методы обучения: словесный, наглядный и практический. Используем индивидуальные педагогические методы, приёмы и средства, являющиеся важнейшим принципом педагогической работы с детьми.
Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
Гибкость в использовании времени, средств материалов.
Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду в группе и на участке детского сада, старалась создать такую среду, которая обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально– коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей.
Организацию развивающей предметно – пространственной среды в группе строила с учётом ФГОС, таким образом, чтобы дать возможность более эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого ребенка.
Организуя развивающую предметно – пространственную среду в групповом помещении учитывается психическое развитие детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
В группе создаю условия учитывающие потребности детей в движении, общении, познании, соответствующие возрастным особенностям детей. Развивающая предметно –пространственная среда создана таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор с кем, как, где, возможность заниматься любимым делом. Развивающая предметно –пространственная среда в группе организована по центрам активности, которые соответствуют возрастным особенностям и уровням развития детей, эстетически привлекательны и отвечают гигиеническим требованиям и безопасности, а также размещены с соблюдением принципов построения развивающей предметно пространственной среды.
Все виды деятельности детей подкреплены организацией, соответствующей развивающей предметно-пространственной средой.
В группе созданы центры развития:
- Уголок для сюжетно – ролевых игр, где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (семья, дом);
- Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития где дети могут наблюдать за комнатными растениями;
- Уголок строительно – конструктивных игр, способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей, где дети закрепляют навыки конструирования;
- Уголок художественно-эстетического развития – один из самых любимых у детей, способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятиях;
- Уголок ряженья, где дети могут узнать о видах одежды, ее назначении, пополнять словарный запас, развивать чувство меры, такта, красоты.
- Спортивный уголок, где дети учатся развитию интереса к физической культуре и спорту;
- Центр книги и отдыха, где дети чувствуют себя комфортно, спокойно и уютно.
- Театральный уголок - театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне;
- Уголок для игр с водой и песком.
При создании развивающей предметно – пространственной среды исходила из антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей. Все части пространства меняются в зависимости от конкретных задач момента и обладают возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные трансформируемые границы, чтобы каждый «островок» при необходимости мог вмещать всех желающих. Каждый «островок» легко меняет свой облик. Он может быть и лабораторией и мастерской для продуктивной деятельности и местом для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми
Создавая развивающую предметно – пространственную среду в группе, сделала её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Таким образом, построенная нами система предметно- развивающей среды в группе, благотворно влияет на психическое и интеллектуальное развитие детей, создаёт развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...
Аналитический отчет "Создание предметно-развивающего пространства в первой младшей группе"
самоанализ работы в первой младшей группе...
Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды по шахматам как фактор развития детской одаренности»
Данный материал для педагогов ДОУ, по оснащению предметно-пространственной среды ....