Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Позднякова Юлия Викторовна

Конспект НОД в подготовительной группе на тему  опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_udivitelnyy_pesok.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужинка»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему

опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок»

Разработала:                                                                                Ю.В. Позднякова

                       Воспитатель 1 КК

 

Тулун, 2017 г.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе на тему

опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»/ «Речевое развитие»/ «Физическое развитие»/ «Социально – коммуникативное развитие» /«Художественно – эстетическое развитие»

Программное содержание:

- создание условий, способствующих развитию у детей  познавательной

  активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и    

  размышлению через экспериментирование;

-расширение представлений дошкольников о свойствах песка;
- активизировать словарный запас детей;

- развивать связную речь, логическое  мышление, воображение, внимание,  

  слуховую и зрительную память, творческую активность, мелкую моторику рук;

- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;                - тренировать аналитическое мышление, внимание;

-развивать умение взаимодействовать с взрослым и сверстниками через общение, умение слушать взрослого.

 Предварительная работа: просмотр мультфильма «Приключения Адибу» - Откуда берется песок, беседа о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать),  разгадывание загадок, изготовление книжек-малышек о песке.

Оборудование:  1 таз с сухим песком, 1 таз с мокрым, халаты для детей, материал для опытов,  оборудование для самостоятельных игр с песком, совки, различные сита, ведёрки, миски, мелкие игрушки для игр с песком, крупа, стаканчики с песком и водой, песочные часы, магнитная доска, карточки – свойства песка, памятка – правила работы с песком, письмо от Золушки, «Волшебный мешочек» с песком,  медальки «Юный исследователь».

Ход педагогического мероприятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Поиграем мы с утра,
                          Заниматься нам пора:
                          Но не лепкой и не чтением
                          Ждёт нас опыт и игра!
Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Юные исследователи, вы  готовы? А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Сюрпризный момент (воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям опустить  в него руку и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).
 

- А как вы догадались? (ответы детей) А что такое песок?

(песок – это полезное ископаемое)

  1. Основная часть.

Воспитатель: ребята,  а вы знаете, откуда вообще берется песок в природе?

В результате чего он получается? (ответы детей)

Воспитатель: а теперь, ребята, я прошу вас пройти в нашу мини-лабораторию. Как настоящие ученые, мы сейчас наденем халаты и займем свои рабочие места. А что такое лаборатория? (специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты)

(Дети рассаживаются за столы)

-  Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?
(нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры)
Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи. Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок? 
Воспитатель: Верно, лупа! Насыпаем на бумагу небольшое количество песка, подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видим? Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Каким они цветом? Форма?  Они скреплены между собой или нет? (песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются)

Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите песок в руку и давайте руками обследуем песок. Какой он? (сухой, сыпучий)

Воспитатель: ребята, а давайте это  проверим!  И следующее задание, которое  нам предстоит выполнить не простое, оно сказочное! Нам в группу сегодня утром принесли письмо, но пока я не знаю, от кого оно…  Хотите узнать? Давайте его прочтем и тогда узнаем, кто его прислал

(воспитатель зачитывает  письмо от Золушки с просьбой о помощи, дети называют сказку и сказочного героя)

В письме Золушка  рассказывает, что у неё случилось несчастье. Она уронила банку с крупой, и крупа перемешалась с песком  (воспитатель показывает миску с крупой) Как отделить крупу  от песка? (варианты ответов детей)

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску? (ответы детей)

Дети самостоятельно просеивают песок. Что в миске? Что осталось? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? (дети рассуждают, делают вывод – песок сыпучий)

Воспитатель: благодаря этому свойству придумали песочные часы. Свойство сыпучести. Ребята, вы настоящие юные исследователи, молодцы! 

- А как вы думаете пропускает ли песок воду или нет? Я  вам предлагаю сейчас это проверить.  Хотите попробовать? Тогда берите баночку с воронкой, в которой заранее насыпан песок. В воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?  Так какой мы можем сделать вывод?
(вывод - песок пропускает воду)

Физминутка.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны.)

А теперь мы приседаем,

И колени разминаем. (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Отдохнули, ну а теперь возвращаемся и продолжаем наши исследования.

 Воспитатель: ребята, а  сейчас подойдите ко мне.

(Подходят к  тазам с сухим и  с мокрым песком).

 Ребята, а определите какой песок сухой, а какой мокрый. Как вы догадались?
Дети: Темнее - мокрый, сыпучий - сухой.
Воспитатель: А давайте, коллеги, сделаем из мокрого песка колобок небольшой. Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок? (Сухой)
Воспитатель: А почему? (в мокром песке есть вода и она прибавляет вес -свойство тяжести)

 Воспитатель: все верно! Ребята, а  мокрый песок получится сыпать струйкой? Зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.  Из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твёрдым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. Наши пальчики превращаются в лапы медведя,  в мышку, змею, слона….
(Дети имитируют движения животных, играют с мелкими игрушками, камешками и др.)
Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след? А с каким песком вам больше нравится играть? У вас поднялось настроение от игры с песком? А давайте покажем наше настроение с помощью песка? Хотите?  Тогда я предлагаю вам песок разного цвета,  из которого мы сделаем радугу настроения.  

(с помощью воронки, дети ложечкой засыпают песок слоями разного цвета в баночку)

3. Итог

Воспитатель: ребята,  мы сегодня с вами познакомились со свойствами песка. Какой из опытов вам понравился больше всего? Давайте вспомним, о каких свойствах песка мы сегодня узнали? (Повторить свойства песка по карточкам-схемам)

(песок – это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, пропускает воду,  влажный лепится,  тяжелый)

Воспитатель: вы настоящие исследователи, вы сегодня провели очень интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства песка.

Сегодня  вы получаете медали «Юный исследователь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...