Статья "Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ"
статья

Босенко Валерия Ремовна

Эволюция предметно-пространственной среды гарантирует максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей к организации территории, пригодной для реализации программы, материалов, оборудования и устройств развития дошкольников в зависимости от особенностей каждой возрастной группы, защиты и укрепления их здоровья с учетом специфики и устранения их недостатков развития

Пространственная среда развития должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.

Пространственная среда развития должна обеспечить:

  • Осуществление различных образовательных программ;
  • В случае организации образования для включения инклюзивного обучения-необходимые условия для этого;
  • Учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей [1, C.158].

Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.

1) насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).

Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:

  • Игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);
  • Физическая активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей раннего и раннего возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения, предметов и игр с различными материалами.

1) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;

  • Полифункциональность материалов подразумевает:
  • Возможность разнообразного использования различных компонентов объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули, экраны и т. д.;
  • Наличие в организации или группе полифункциональных объектов (не имеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).

2) изменчивость окружающей среды включает:

  • Наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;
  •  периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3) доступность среды предполагает:

  • Доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;
  • Свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;
  • Здоровье и безопасность материалов и оборудования.

3) Безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.

Программа "от рождения до школы" не предъявляет особых требований к оборудованию развивающей предметно пространственной среды развивающегося объекта (как, например, в программе Монтессори) в дополнение к требованиям, изложенным в ФГОС. В случае отсутствия финансирования программа может быть реализована с использованием существующего оборудования в дошкольной организации. Главное- соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе. [2, C.104].

Пространственная среда развития дошкольной организации должна быть:

  •  богатое содержание, в разработке;
  •  трансформируемая;
  • полифункциональная;
  •  переменная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • сохранение экономики здравоохранения;
  •  эстетическая [3, C.55].

Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающаяся космическая среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.

Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, углов, платформ), оснащенных большим количеством средств разработки (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.

Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя уроки, чередовать их в течение дня, а учителю эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Уголки оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • для театрализованных игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) [4, C.85].

Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды субъекта следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка. В общем, принцип динамизма-статический относится к степени подвижности игровых пространств, дисперсии объективных условий и характеру деятельности детей. В то же время некоторая стабильность и постоянство окружающей среды являются необходимым условием для ее стабильности и знакомства, особенно когда речь идет о общественных местах (библиотека, шкафчик для игрушек, многофункциональная коробка и т. д.).

В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (здания, игрушки, оборудование и т. д.), Чтобы пробудить желание детей решить и решить проблему.

В более старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом [5, C.22].

Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).

Особенности организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.

Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение, схватки, ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.

Особенности организации тематически- развивающей среды для независимости.

Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.

Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.

Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.

Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).)

Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.

Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.

Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.

Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство  должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья в формате Ворд26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ

игровой проектный дошкольный комфортный

Эволюция предметно-пространственной среды гарантирует максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей к организации территории, пригодной для реализации программы, материалов, оборудования и устройств развития дошкольников в зависимости от особенностей каждой возрастной группы, защиты и укрепления их здоровья с учетом специфики и устранения их недостатков развития

Пространственная среда развития должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.

Пространственная среда развития должна обеспечить:

  • Осуществление различных образовательных программ;
  • В случае организации образования для включения инклюзивного обучения-необходимые условия для этого;
  • Учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей [1, C.158].

Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.

1) насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).

Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:

  • Игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);
  • Физическая активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей раннего и раннего возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения, предметов и игр с различными материалами.

1) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;

  • Полифункциональность материалов подразумевает:
  • Возможность разнообразного использования различных компонентов объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули, экраны и т. д.;
  • Наличие в организации или группе полифункциональных объектов (не имеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).

2) изменчивость окружающей среды включает:

  • Наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;
  •  периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3) доступность среды предполагает:

  • Доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;
  • Свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;
  • Здоровье и безопасность материалов и оборудования.

3) Безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.

Программа "от рождения до школы" не предъявляет особых требований к оборудованию развивающей предметно пространственной среды развивающегося объекта (как, например, в программе Монтессори) в дополнение к требованиям, изложенным в ФГОС. В случае отсутствия финансирования программа может быть реализована с использованием существующего оборудования в дошкольной организации. Главное- соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе. [2, C.104].

Пространственная среда развития дошкольной организации должна быть:

  •  богатое содержание, в разработке;
  •  трансформируемая;
  • полифункциональная;
  •  переменная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • сохранение экономики здравоохранения;
  •  эстетическая [3, C.55].

Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающаяся космическая среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.

Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, углов, платформ), оснащенных большим количеством средств разработки (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.

Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя уроки, чередовать их в течение дня, а учителю эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Уголки оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • для театрализованных игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) [4, C.85].

Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды субъекта следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка. В общем, принцип динамизма-статический относится к степени подвижности игровых пространств, дисперсии объективных условий и характеру деятельности детей. В то же время некоторая стабильность и постоянство окружающей среды являются необходимым условием для ее стабильности и знакомства, особенно когда речь идет о общественных местах (библиотека, шкафчик для игрушек, многофункциональная коробка и т. д.).

В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (здания, игрушки, оборудование и т. д.), Чтобы пробудить желание детей решить и решить проблему.

В более старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом [5, C.22].

Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).

Особенности организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.

Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение, схватки, ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.

Особенности организации тематически- развивающей среды для независимости.

Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.

Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.

Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.

Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).)

Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.

Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.

Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.

Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство  должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.

Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....