Статья "Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ"
статья
Эволюция предметно-пространственной среды гарантирует максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей к организации территории, пригодной для реализации программы, материалов, оборудования и устройств развития дошкольников в зависимости от особенностей каждой возрастной группы, защиты и укрепления их здоровья с учетом специфики и устранения их недостатков развития
Пространственная среда развития должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.
Пространственная среда развития должна обеспечить:
- Осуществление различных образовательных программ;
- В случае организации образования для включения инклюзивного обучения-необходимые условия для этого;
- Учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей [1, C.158].
Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.
1) насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).
Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:
- Игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);
- Физическая активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего и раннего возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения, предметов и игр с различными материалами.
1) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов подразумевает:
- Возможность разнообразного использования различных компонентов объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули, экраны и т. д.;
- Наличие в организации или группе полифункциональных объектов (не имеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).
2) изменчивость окружающей среды включает:
- Наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;
- периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3) доступность среды предполагает:
- Доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;
- Свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;
- Здоровье и безопасность материалов и оборудования.
3) Безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.
Программа "от рождения до школы" не предъявляет особых требований к оборудованию развивающей предметно пространственной среды развивающегося объекта (как, например, в программе Монтессори) в дополнение к требованиям, изложенным в ФГОС. В случае отсутствия финансирования программа может быть реализована с использованием существующего оборудования в дошкольной организации. Главное- соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе. [2, C.104].
Пространственная среда развития дошкольной организации должна быть:
- богатое содержание, в разработке;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- переменная;
- доступная;
- безопасная;
- сохранение экономики здравоохранения;
- эстетическая [3, C.55].
Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающаяся космическая среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.
Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, углов, платформ), оснащенных большим количеством средств разработки (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.
Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя уроки, чередовать их в течение дня, а учителю эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Уголки оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- для театрализованных игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) [4, C.85].
Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды субъекта следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка. В общем, принцип динамизма-статический относится к степени подвижности игровых пространств, дисперсии объективных условий и характеру деятельности детей. В то же время некоторая стабильность и постоянство окружающей среды являются необходимым условием для ее стабильности и знакомства, особенно когда речь идет о общественных местах (библиотека, шкафчик для игрушек, многофункциональная коробка и т. д.).
В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (здания, игрушки, оборудование и т. д.), Чтобы пробудить желание детей решить и решить проблему.
В более старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом [5, C.22].
Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).
Особенности организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.
Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение, схватки, ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.
Особенности организации тематически- развивающей среды для независимости.
Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.
Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.
Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.
Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).)
Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.
Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.
Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.
Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья в формате Ворд | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ
игровой проектный дошкольный комфортный
Эволюция предметно-пространственной среды гарантирует максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей к организации территории, пригодной для реализации программы, материалов, оборудования и устройств развития дошкольников в зависимости от особенностей каждой возрастной группы, защиты и укрепления их здоровья с учетом специфики и устранения их недостатков развития
Пространственная среда развития должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.
Пространственная среда развития должна обеспечить:
- Осуществление различных образовательных программ;
- В случае организации образования для включения инклюзивного обучения-необходимые условия для этого;
- Учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей [1, C.158].
Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.
1) насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).
Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:
- Игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);
- Физическая активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего и раннего возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения, предметов и игр с различными материалами.
1) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов подразумевает:
- Возможность разнообразного использования различных компонентов объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули, экраны и т. д.;
- Наличие в организации или группе полифункциональных объектов (не имеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).
2) изменчивость окружающей среды включает:
- Наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;
- периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3) доступность среды предполагает:
- Доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;
- Свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;
- Здоровье и безопасность материалов и оборудования.
3) Безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.
Программа "от рождения до школы" не предъявляет особых требований к оборудованию развивающей предметно пространственной среды развивающегося объекта (как, например, в программе Монтессори) в дополнение к требованиям, изложенным в ФГОС. В случае отсутствия финансирования программа может быть реализована с использованием существующего оборудования в дошкольной организации. Главное- соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе. [2, C.104].
Пространственная среда развития дошкольной организации должна быть:
- богатое содержание, в разработке;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- переменная;
- доступная;
- безопасная;
- сохранение экономики здравоохранения;
- эстетическая [3, C.55].
Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающаяся космическая среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.
Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, углов, платформ), оснащенных большим количеством средств разработки (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.
Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя уроки, чередовать их в течение дня, а учителю эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Уголки оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- для театрализованных игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) [4, C.85].
Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды субъекта следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка. В общем, принцип динамизма-статический относится к степени подвижности игровых пространств, дисперсии объективных условий и характеру деятельности детей. В то же время некоторая стабильность и постоянство окружающей среды являются необходимым условием для ее стабильности и знакомства, особенно когда речь идет о общественных местах (библиотека, шкафчик для игрушек, многофункциональная коробка и т. д.).
В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (здания, игрушки, оборудование и т. д.), Чтобы пробудить желание детей решить и решить проблему.
В более старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом [5, C.22].
Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).
Особенности организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.
Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение, схватки, ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.
Особенности организации тематически- развивающей среды для независимости.
Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.
Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.
Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.
Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).)
Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.
Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.
Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.
Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.
Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды »...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....
требование ФГОС к предметно - пространственной среде ДОО
презентация для педагогов...