Курсовая работа. Гармонизация детско - родительских отношений посредством игры.
проект

Алена Юрьевна Зыкова

Семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_zykova.docx70.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРОДСТВОМ ИГРЫ

44.02.01. Дошкольное образование

Выполнил:

студентка 3 курса

группы ДО12СС17

Зыкова Алена Юрьевна

/___________________________/

Руководитель:

Преподаватель:

Павлик Татьяна Викторовна

/___________________________/

Г. Советский

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА        7

1.1. Детско-родительские отношения в психологии        7

1.2. Классификация стилей воспитания в психологии        9

1.3. Личностные особенности родителей в воспитании        12

1.4. Семья как фактор развития ребенка        16

ГЛАВА 2.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        20

2.1.        Картотека семейных игр (упражнений) для коррекции детско- родительских отношений        20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        38

ВВЕДЕНИЕ

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Практическая значимость курсовой работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.

Объектом исследования определили детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка.

Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.

Гипотеза -  детско-родительские отношения окажут большее положительное влияние на развитие ребенка, если использовать картотеку семейных игр (упражнений) для коррекции детско- родительских отношений.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.

Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Цель исследования - изучение возможностей и основных направлений помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие детско-родительских отношений в психологии
  2. Определить значимость семьи как фактора развития ребенка
  3. Разработать картотеку семейных игр (упражнений) для коррекции детско- родительских отношений.

Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, 1978; А.И.Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М.Раттер, 1987 и др.).

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми (Вальтерс Р., Бютнер К., Раттер М, и др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Я предположила, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Детско-родительские отношения в психологии

Детско-родительские отношения, представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а также ребенка к родителю. Так же, они понимаются как взаимодействие, взаимовлияние ребенка и родителя, при котором довольно четко просматриваются социально-психологические особенности межличностных отношений (А.Я. Варга, А.И. Кабанова, А.Г. Лидерс, Т.В. Якимова и др.). Детско-родительские отношения, отличаются от других видов межличностных отношений, они являются достаточно специфичными. Е.О. Смирнова, считает, что детско-родительские отношения обладают сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Так же в семейных взаимоотношениях, возможно присутствие двойственности отношении родителей и ребенка. Родитель должен заботиться о ребенке, но при этом, научить его самостоятельности.

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Американский педагог Джордж Мосс отмечает положительную корреляцию между «надежным» типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании П. Криттендена показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные Д. Баумринд, а также Е.Шефер, Р.А.Беллом. Д.Баумринд предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Е.Шефер и Р.А.Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей, проведённое А.Расселом показало, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

Согласно гипотезе, специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

1.2. Классификация стилей воспитания в психологии

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарному стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок” превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями, и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Попустительский. В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность. Для такого свободного стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно – кто из членов семьи является родителем, а кто – ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Верный спутник либерального семейного воспитания – плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В либеральной семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими.

Либеральные родители непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение, больше беспокоясь о том, чтобы дать детям возможность выразить себя в творчестве, проявить индивидуальность. На первый взгляд, воспитанный в такой «свободе» ребенок должен вырасти абсолютно счастливым и реализовавшимся во всех направлениях человеком. Однако, в реальности так никогда не бывает. В отсутствии границ дети не чувствуют себя в безопасности, поэтому становятся подверженными депрессии и разного рода фобиям, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия, могут довольно рано вступать в половые связи, становиться частью преступных групп. Это происходит потому, что ребенок не получил когда-то четких ориентиров в том, что такое хорошо и плохо.

Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровой дисциплины в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи. Разновидность попустительского стиля воспитания – «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок.

Демократический стиль подразумевает общение и поддержание дружеских отношений между членами семьи. Взрослые при этом требуют дисциплины и правил поведения, но все их требования реалистичны. Такие родители проявляют внимание и заботу, справедливы в отношении поступков ребенка, дают ему право выбора и обосновывают свои требования. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Хаотичный. Еще он называется «непоследовательный». Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы. В начале раздела описаны причины, по которым может сформироваться такой воспитательный стиль: отсутствие у родителей опыта, неуверенность, несогласованность действий взрослых. Для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье необходима выдержка и уверенность, чего недостает родителям, особенно матерям. Это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюканиям» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым. Как и при попустительском стиле, в этом случае пренебрегают одной из базовых потребностей личности – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации. Следовательно, все, что соответствует попустительскому воспитательному стилю, можно отнести и к хаотичному.

Отчужденный. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.  В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками. В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Гиперопека. Родители с первой минуты появления на свет своего малыша стремятся быть не просто рядом с ним, а бдительно следить за каждым его шагом, предупреждать и заранее реализовывать все его потребности (то, чего именно должен хотеть ребенок, тоже определяют взрослые). Такие родители очень любят собирать информацию о разных модных методиках обучения и воспитания, особенно им нравятся те, которые предполагают большую зависимость успехов ребенка от включения в их жизнь взрослых. Сын или дочь постоянно ограничиваются в свободе, и любые попытки самостоятельного поведения пресекаются разными способами – от прямых и строгих запретов до манипулирования, угроз, запугивания и шантажа. Здесь в ход идет целый спектр негативных установок: «не принадлежи никому кроме меня», «не будь близким», «не достигай успеха», «не расти», «не делай», «не думай». Родители занимаются этим внушением, пытаясь как-то справиться с собственной тревогой гигантского размера, которая проявляется при первых же попытках малыша проявить самостоятельность. Конечно, такие условия идут далеко не на пользу ребенку. Он мало того, что не сумеет принять даже маленького решения в своей жизни, но и будет абсолютно уверен, что за пределами родительской семьи его ожидает совершенно ужасный и жестокий мир. Такие представления провоцируют развитие тревожности, чувства беспомощности и тормозят формирование социальной и личностной зрелости. При этом, как мы помним, стремление ребенка обойти родительские установки еще и вызывает у него мощное чувство вины.

1.3. Личностные особенности родителей в воспитании

Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная мать - это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Разнообразие родительского поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта личности родителя утверждает и И.С.Шефер. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия-интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь – ненависть» - это образующая родительского отношения. Эти структурные пары представляют собой варианты социального поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального поведения.

Л. Ловинджер считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит прежде всего к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Г. Орвашел. С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей.

Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать «близко к сердцу») и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).

Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена также, отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее психотравмирующий опыт межличностных отношений. Также было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний.

На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка.

Жестокое воспитание, по мнению Сикорского И.А., способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений и отклонений психического-физического развития ребенка. А.Адлер отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери Фромма Райхманна.  Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу.

Таким образом, существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

1.4. Семья как фактор развития ребенка

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, «забравшего» всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как «несчастливый» период жизни, при этом радость и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его «еще слишком маленьким», игнорируя растущую потребность в самостоятельности.

2) Нереализованные потребности родителей. Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.

Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.

Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени «слиянии» с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).

Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость «подстраиваться» под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

ГЛАВА 2.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Картотека семейных игр (упражнений) для коррекции детско- родительских отношений

Игры с родителями на укрепление детско-родительских отношений.

Игра «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.

Игра «Имя».

Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.

Игра «Правил нет».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.

Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.

Игра «Правил нет».

Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера)

Игра «Правил нет».

(Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…).

Игра «Упрямый».

Цель: повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности, самоконтроля, внимания.

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребёнок. Его мама – ведущая. Родитель даёт команду, все выполняют её, а ребёнок – наоборот.

Игра «Комплименты».

Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Скульптор и глина».

Цель: развитие тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того, как работа закончится, все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали.

Технологическая игра «Счастливый ребенок».   Родителям и детям было необходимо ответить на три вопроса:

1. Счастливый ребенок это...

2. Ребенку мешает быть счастливым....

3. Что я могу сделать, чтобы ребенок был счастлив (дети отвечали – что родители могут сделать для моего счастья).  

С детьми ведущий проводит эту игру, а родители принимают командное решение. Затем идет обсуждение ответов, проговаривание и обсуждение. Для детей самое важное для счастья - быть вместе с родителями.

Телесно-ориентированная игра «Пирог». Дети, лежа на полу, играли роль пирога (родители добавляли муку, сахар и т.д.). Нарисовав полученный пирог и подписав пожелание на нем, мы начали таинство создания волшебных красок и создание картины под названием «Страна, в которой счастлив я»

Игра «Нарисуй радость – грусть».

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия между родителем и ребенком, по выбору цвета и тематике рисунка отследить отношение к проделанной работе.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: Возьмите планшет, выберете себе место в зале, сядьте вместе с ребенком и приготовьтесь рисовать совместный рисунок на любую тему. Необходимо, что бы на вашем рисунке было заметно и ваше присутствие и присутствие ребенка. Недопустимо рисовать только одному ребенку или одному взрослому. Вы рисуете общий рисунок. Перед тем, как начать работу, вместе с ребенком придумайте название вашему тандему и запишите название на листе бумаги, на котором вы будете рисовать. Вы можете рисовать рисунок разными карандашами, для этого, кто то из вас должен подходить к центральному столу и брать нужный карандаш. Брать карандаш у других пар нельзя. Приступаем к работе. На нее вам дается не более 7-10 минут.

Игра «Каким я вижу тебя…!»

Цель: Предоставить возможность подумать родителя и ребенка о том, каким они хотят видеть друг друга.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: предложить отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей.

Каждому родителю дать по одному лепестку от ромашки и предложить написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем.

Команда детей обсуждает совместно со взрослым, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.

Затем каждой команде зачитывается содержимое с лепестков.

Игра- энергизатор «В магазине зеркал»

«В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения».

Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».

 Игра «Слепой и поводырь»

Участвуют «родитель – ребёнок». Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он «слепой». Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, «поводырь» бережно поведёт «слепого», давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

  Игра «Беседа одним карандашом»

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Игра «Самоуважение»

Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко… теперь отправьтесь мысленно в то место. Которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми…

Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 секунд).

Послушайте, что они скажут…

Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится…(15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза…

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

Игра «Круг общения»

Участники делятся считалкой: «Мамочки – детки» на два круга. Внутренний круг – «мамочки» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «Мамочек» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;

- потанцуйте;

- поборитесь;

- помиритесь;

- попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

«Карусель»

Цель: Знакомство участников группы, формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому.

Родители и дети делятся на два круга. Внутренний круг образуют взрослые, а внешний дети.

По сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного по часовой стрелке. Таким образом возникают новые пары. Участникам нужно познакомиться в паре и пожать друг другу руки. Задание повторяется в новых парах. И так до тех пор, пока каждый участник не вернется к своей паре.

Игра «Нехочухи»

«Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать «нет» головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать «нет, нет, нет». А теперь попробуем повторить «нет» рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» всё громче и громче».

Детско-родительские игры

1. Игра «волшебные картинки» (развитие взаимопомощи)

          Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, паззлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. Когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

2. Игра «найди свой цветок» (развитие зрительного внимания)

         «На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов (красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

3. Игра «цветик-семицветик» (развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности)

 Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

4. Игра «найди своего ребёнка»

          Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

5. Игра «угадай, что я придумал» (объединение, раскрепощение)

         Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

Игра «Строим цифры»

Цель – раскрепощение участников группы.

Ваши дети – ученики. Вы помогаете им с уроками, проверяете их. Сейчас для вас состоится урок математики. Вы свободно двигаетесь по помещению. По моей команде вы выстраиваетесь в ту цифру, которую назову.

Упражнение «Мой ребенок – это…»

Цель – расширение представлений родителей о своем ребенке.

- Уважаемые родители, нарисуйте предмет, на который похож ваш ребенок. Время работы 10 минут.

Упражнение

Рефлексия упражнения.

1. Вы долго обдумывали свой рисунок?

2. Почему Вы выбрали такие цвета?

3. Что Вы чувствовали, когда рисовали «портрет» своего ребенка?

4. После просмотра всех рисунков Вы хотели бы дополнить свой?

Игра «Подарок»

- Наша встреча подошла к концу. На прощание подарите друг другу подарок. Начните свое высказывание так: «Я хочу подарить тебе …, потому что…»

Игра

- Спасибо за встречу. До свидания!

Решение педагогических ситуаций

Цель – оптимизация детско-родительских отношений.

1. К вам пришли гости. Ваш ребенок начинает встревать во взрослый разговор. Вы делаете ему замечание. Ребенок отходит от вас, но начинает громко петь песни и прыгать на диване. Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?

2. Вы предлагаете убрать ребенку за собой со стола. Он отказывается. Вы повторяете свою просьбу. Ребенок встает и уходит в свою комнату. Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

3. Вы выходите на улицу. Ваш ребенок быстро выбегает из подъезда и чуть не сбивает с ног пожилую соседку. На ее замечание он отвечает: «Дура старая!»- и несется дальше. Вы извиняетесь за своего сына. Вечером, обсуждая поступок своего ребенка, вы слышите от мужа: «А что, Мария Ивановна еще не померла?» - на что сын громко кричит: «Жива!» Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?

4. В ежедневных беседах со своим ребенком о школе Вы слышите: «Колька – дурак. Машка – плакса. Мария Ивановна постоянно придирается». Вы делаете ему замечание. В ответ Вы слышите: «А ты зануда еще та!» Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

Рефлексия

1. Бывали ли у Вас или ваших знакомых подобные ситуации? Как Вы их решали?

2. На ваш взгляд: кто виноват в дурных поступках ребенка?

3. Какие мысли у Вас возникали в ходе решения ситуаций?

4. Какой вывод Вы для себя сделали?

Правила работы группы:

1. Правило здесь и теперь.

На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента

2. Правило эмоциональной открытости.

Если участник что-то думает или чувствует здесь и сейчас, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.\

3. Правило стоп.

Каждый имеет право сказать: У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно.

4. Правило искренности.

Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели.

5. Правило Я-высказывания.

Каждый говорит любую фразу только от своего имени.

6. Правило конфиденциальности.

Рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - не приемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за ее пределами.

7. Правило активности.

Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга. Необходимо быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

Игра «Молекулы»

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

Представим себе, что мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три – атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.

Обсуждение. Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?

Игра «снежинки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей.

Все участники двигаются под музыку в свободном направлении. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и слушают команду психолога, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду, например: «Снежинки объединяются в группы по две, по пять и т.д.»

5. Упражнение «Самый-самый»

Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый…, мой ребенок самый …». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Игра «Я иду искать»

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. «Мы вместе».

Психолог: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.

Презентация рисунков. Родители рассказывают:

- Как называется рисунок, какие чувства изображены?

- Кто был инициатором идеи?

- Кто что рисовал?

- Удобно ли было рисовать вдвоем?

- Какие чувства испытывали?

Упражнение «Щепки плывут по реке»

Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.

Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно проплывает между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы благодарим вас за участие и хотим закончить наше занятие такими словами:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте,

Берегите друг друга!

Обижать не давайте!

Берегите друг друга!

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!

/О. Высотская/

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях!

Моя и мамина рука

Цель: Опираясь в первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представление участников о схеме тела (правая и левая стороны); отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

«Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.

Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой.

Автомобили

Цель: Формирование позитивной мотивации общения, развитие базового доверия, развитие лидерских качеств, обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия.

Группа делится на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок- автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу- поворот направо, к левому плечу- поворот налево, к спине- задний ход. Скорость движения выбирает ребенок.

Примерно через 2-3 минуты игры ведущий предлагает детям (автомобилям) закрыть глаза. Теперь успешность движения зависит от внимания взрослых к ситуации и внимания детей к прикосновениям взрослых.

«Карандашный мостик»

Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.

Семейным диадам предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий на столе карандаш, поддерживая его с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняется: удерживая первый «мостик», пальцами свободной руки участники берут со стола второй карандаш. То же самое они могут проделать в тройках, четверках… всей группой.

Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждаются чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

Совместное рисование «оживи кляксу»

Цель: Выработка навыков совместного конструктивного взаимодействия на демократическом уровне. Развитие воображения, создание ситуации успеха.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Каждая пара выбирает себе листок с кляксами. Задание, для участников следующее нужно внимательно рассмотреть кляксы, обсудить, на что они похожи. Дорисовать кляксу так, чтобы остальные участники могли догадаться, кто изображен на рисунке. Рисунок выполняется совместно одним карандашом.

Проводится выставка клякс. Каждую кляксу рассматривают всей группой, отгадывают, что это. Можно предложить участникам придумать небольшие истории по своим рисункам.

Бой подушками

Цель: Легализация агрессивных чувств и действий, снятие запрета на их проявление; отреагирование актуальных, энергетически и эмоционально заряженных состояний участников; установление равного права родителей и детей испытывать и предъявлять негативные чувства.

Участникам предлагается подушка, которой они перекидываются друг с другом, стоя в кругу. Эти движения сопровождаются «ругательными» словами-названиями овощей, животных, фруктов и т.д.(по договоренности). Когда энергия в группе повышается, и все участники активно включаются в игру, можно добавить вторую подушку.(2-4 подушки)

Упражнение «ты у меня самая (самый)…»

Цель: Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)…». В конце упражнения можно выделить одно самое –самое важное качество: «Лиза, а еще ты у меня самая-самая…»

«Кто что умеет»

Цель: Оказание эмоциональной поддержки и принятие каждого участника группы, укрепление навыков равноправных, партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.

Участников группы заранее просят подумать над вопросом: «Кто что умеет?» чтобы не просто рассказать, но и наглядно показать (например, танец, вышивка вкусный пирог и т.п.) каждую демонстрацию группа встречает аплодисментами, выражением положительных эмоций, комплиментами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

•        Принимать активное участие в жизни семьи;

•        Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

•        Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

•        Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

•        Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

•        Уважать право ребенка на собственное мнение;

•        Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.).

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

В теоретической части работы изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи или в условиях психологической депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

В практической части предоставлена картотека игр для взаимодействия родителей и ребенка и для укрепления семейных ценностей и отношений.

Работа над эмоциональным состоянием семье начинается с работы над собой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Медиа, 2017г. - 240с.

2.        Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи. Вопросы психологии – М.: Просвещение, 2018 г. – 187с.

3.        Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: Юника, 2017 г - 150с.

4.        Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2016 г. - 140с.

5.        Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 2016 г. – 128 с.

6.        Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации – СПб.: Питер, 2018 г. – 166 с.

7.        Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 2018 г. - 416с.

8.        Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? Дошкольное воспитание. Казань: Пресс, 2017г. –  173 с.

9.        Макаренко А.С. О воспитании –  М.: Просвещение, 2018 г. - 486 с.

10.        Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье – М.: Академия, 2019 г. - 318 с.

11.        Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – СПб.: Питер, 2019 г. – 173 с.

12.        Наклева Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений - Челябинск: Проспект, 2016 г. - 249 с

13.        Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Просвещение, 2019 г. - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. (ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Укрепление детско-родительских отношений, решение проблем по средствам сказкотерапии. Совместное занятие по изготовлению кукол — марионеток «Страна Воображалия». «Замок из песка» - песчаная сказ...

Методическая разработка совместной деятельности «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений»

Публикуемый материал методической разработки совместной деятельности  «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений» содержит план работы вышеназванного клуба и конспектов т...

Родительское собрание во второй младшей группе «Гармонизация детско-родительских отношений»

Рекомендации для воспитателей и их родителей по преодолению кризиса 3-х лет....

Методическая разработка "Гармонизация детско-родительских отношений посредством спортивно-социального проекта"

Педагогический опыт нетрадиционных технологий работы с родителями воспитанников по образовательной области "Физическое развитие", обеспечивающий реализацию ФГОС ДО....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй"

Обобщение педагогического опыта по теме:«Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»Фестиваль педагогического мастерства - 2021...