Сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа.
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры.
Перспективный план.
(подготовительная группа)
Сентябрь
« ГИБДД»
Задачи: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в
соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь.
Предварительная работа:
- Беседы «Незнайка на улицах города», «Пешеход переходит улицу», «Зачем нужен светофор?», «Сотрудники ГИБДД».
- Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
- Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор».
- Настольно-печатные игры: «Соблюдай правила дорожного движения», «Дорожная азбука».
- Изготовление атрибутов: изготовление светофора, дорожных знаков, плана-схемы, билетов, «денег».
- Чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения», Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».
«Детский сад»
Задачи: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Предварительная работа:
- Экскурсия в кабинет медсестры.
- Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор».
- Наблюдение труда прачки.
- Экскурсия на кухню.
- Лепка продуктов для игры в «повара».
- Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду».
Октябрь
«Семья»
Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Предварительная работа:
- Игры «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома»,
- Рассматривание иллюстраций «Мамин праздник», «Праздник в семье».
- Д/и «День рождения куклы».
- Беседы о взаимоотношениях в семье.
«Школа»
Задачи: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
Предварительная работа:
- Презентация «Экскурсия в школу».
- Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу».
- Дидактические игры «Назови как в школе», «Что перепутал художник», «Что лежит в портфеле».
- Рассматривание иллюстраций на школьную тему.
Ноябрь
«Супермаркет»
Задачи: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Предварительная работа:
- Изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов.
- Беседы с детьми: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера,
сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»
- Дидактические игры по классификации продуктов питания, одежды, овощей, фруктов, посуды.
- «Сказка о необычных покупках», стихотворение О.Емельяновой «Магазин игрушек».
«Строительство»
Задачи: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: «Теремок», «Кто построил этот дом?» С.Баруздина.
- Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию;
- Рисование на тему «Строительство дома»
- Атрибуты к игре: проект, чертеж строительства;
- Просмотр презентации «Строительные материалы».
Декабрь
«Скорая помощь»
Задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Предварительная работа:
- Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
- Наблюдение за машиной скорой помощи.
- Чтение лит. произведений: Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».
- Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).
- Дидактическая игра «Катя простудилась».
- Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
- Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.
- Изготовление с детьми атрибутов к игре
«Ателье»
Задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.
Предварительная работа:
- Презентация «Путешествие в ателье»;
- Рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду».
- Экспериментальная деятельность «Свойства ткани»
- Беседы: «Виды одежды» «История, рассказанная пуговкой». «Откуда берутся нитки». «Как заботиться о своей одежде». «Что из какой ткани можно сшить?»
- Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Б.Заходер «Портниха», М. Майн «Пуговица», Братья Гримм «Храбрый портняжка», Н. Н. Носов «Заплатка».К. Льдов «Швея».
- Загадывание загадок о швейных принадлежностях.
- Дидактические игры: «Что у тебя шерстяное?». «Дизайнер», «Виды одежды». «Кто что делает?», «Разложи одежду по сезону». «Назови детали одежды». «Я иголки не боюсь».
Январь
«Зоопарк»
Задачи: Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
Предварительная работа:
- Просмотр DVD дисков.
- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.
- Рассматривание животных разных климатических зон,
- Загадывание и отгадывание загадок о животных,
- Чтение художественной литературы о животных.
- Изображение животных трафаретами.
- Раскрашивание изображения животных.
«Кафе»
Задачи: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Предварительная работа:
- Беседы: о труде повара, официанта, о правилах этикета, сервировке стола, правилах поведения в общественных местах;
- Чтение художественной литературы и фольклора: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?»,
- Рассматривание иллюстраций, картинок по теме.
- Изготовление атрибутов.
- Дидактические игры «Поход в гости», «Сервируем стол», «Вежливые слова»; «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает».
Февраль
«Цирк»
Задачи: Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.
Предварительная работа:
- Обыгрывание игровых ситуаций: «Цирк», «Цирковое представление», «Буфет», «Кафе», «Столовая».
- Игровые упражнения «Покупка билетов в кассе».
- Дидактические игры «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Профессии цирка».
- Беседы на темы: «Цирк», «Цирковые профессии».
- Рассматривание иллюстраций о цирке, о профессиях цирка.
- Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка.
- Чтение произведения С. Я. Маршака «Цирк».
- Прослушивание песен «Цирк», «Шапито», «Куда уехал цирк».
«Российская Армия»
Задачи: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Предварительная работа:
- Виртуальныуе экскурсии к памятникам, к местам боевой славы (видео, презентации)
- Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длуголенского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя».
- Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля.
- Конструирование из строительного материала боевой техники.
Март
«Почта»
Задачи: Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.
Предварительная работа:
- Чтение произведений: С.Я. Маршак «Почта», Михалков « Кем быть?»
- Настольная игра «Почтовые атрибуты».
- Дидактическая игра «Закончи предложение».
- Дидактическая игра «Подбери признак».
- Слушание «Песенка почтальона».
- Просмотр м.ф «Почта»
- Беседа на темы: «Работа почтальона», «Назначение почты».
«Театр»
Задачи: Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать
доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о видах театра, работниках театра.
- Изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, изготовление элементов костюмов.
- Беседы о театре: «Театры Барнаула», «Какие бывают театры?» «Кто работает в театре?», «Театр начинается с вешалки».
- Рассматривание иллюстраций о театрах родного города.
- Чтение произведений о театре: «В театре» А. Барто, «Доскажи словечко» Натали Самоний.
- Изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, рисование масок, изготовление элементов костюмов).
- Игры-инсценировки знакомых произведений: «Кто сказал мяу?», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».
Апрель
«Исследователи космоса»
Задачи: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
Предварительная работа:
- Беседа с рассматриванием фотографий, сюжетных картинок, иллюстраций: «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт».
- Отгадывание загадок на тему космос, планеты, звезды.
- Ситуативная беседа: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?».
- Чтение художественной литературы по теме с рассматриванием иллюстраций:
- Рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос); альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;
- Рассматривание картин «Космонавт», иллюстраций о космосе, планетах солнечной системы.
- Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва, К. Булычёв «Алиса на планете загадок».
«Редакция»
Задачи: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.
Предварительная работа:
- Беседа о профессиях на данную тему, рассмотрение картинок и иллюстраций, знакомство с понятиями «колонка», «рубрика».
- Подготовка и изготовление атрибутов.
- Выбор тем для рубрик и изготовление символов их обозначающих («Здоровье», «Интересные события», «Любимые игры», «Вкусные рецепты», «Питомцы»).
- Просмотр презентации «Выпуск журнала».
- Рассматривание газет и журналов.
Май
«Служба спасения»
Задачи: Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.
Предварительная работа:
- Знакомство с профессиями: спасатели.
- Цикл познавательных бесед о стихийных бедствиях, об авариях.
- Рассматривание дидактических картин.
- Беседы: «Почему надо заботиться о своей безопасности?», «Будь осторожен с огнём», «Опасные предметы дома».
- Рассматривание фотоальбомов «Профессии пожарников, спасателей».
- Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар».
«Банк»
Задачи: Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми на тему банковских услуг, для чего нужны банки, какую работу выполняют его сотрудники.
- Экскурсия с родителями в банк.
- Изготовление атрибутов для игры в банк (банкомат, сейф, игровые паспорта и деньги, терминалы и импровизированный компьютер).
- Рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка».
- Рассматривание картин и иллюстраций банка.
- Дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
- Беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран».
- Просмотр презентации «Я - Банкир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного проведения сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе Тема: «Веселая экскурсия».
расширение и активизация словаря по теме «профессии»; обогащение словаря признаков...
Картотека сюжетно-ролевых игр Для подготовительной группы
Игра «Гости»Цель. Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).Игровой материал. Кукольная посуда, воображаемое угощение, предм...
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе
Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, ...
Картотека сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы
Картотека имеет материал по сюжетно ролевым играм на весь учебный год....
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы...
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе...
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе "Пчёлки"
Картотека увлекательных сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы....