Семинар "Адаптация ребенка в школе"
материал (подготовительная группа)
Взаимодействие педагогов в ДОУ и педагогов ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_adaptatsiya.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
На тему « Адаптация ребенка в школе»
На базе ОУ школа № 15 с участием МДОУ детский сад № 23,15,8.
г.Краснотурьинск
март 2012 г.
Взаимодействие с родителями
Период адаптации в школе может быть различным. Но в итоге дети должны почувствовать себя комфортно и понять, что учитель справедливый и доброжелательный взрослый. Он поможет наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками, найти друзей и т.д. Поэтому для успешной адаптации ребенка в школе большая работа проводится с родителями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Конечно, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности членов семьи. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, что позволяет решать одну из основных задач – вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Можно выделить несколько направлений взаимодействия с семей
- Специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Формы взаимодействия – коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
-совместные досуги, праздники
-участие в выставках
-организация дней открытых дверей
-организация мини-библиотек
-семинары-практикумы
-родительские ринги.
Главное, что необходимо ребенку, - положительный мотив к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей. Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «Ты у нас будешь отличником», « У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят только умных детей, как ты»… Взрослые считают, что прививают ребенку заинтерисованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав негативные эмоции (обиду, ревность, зависть) может потерять интерес к учебе.
Иногда родители используют образ школы, ка устрашение. Зачастую к школьным неврозам могут приводить безобидные стереотипы родительского поведения( -Вот пойдешь в школу, там тебе…; - Ты ,в школе наверное, будешь двоечником?; - Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!..) Такие напутствия вряд-ли воодушевят детей. Внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника может вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.
Таким образом, ни однозначно позитивный ни негативный образ школы не принесет пользы. Важно направить ребенка на ежедневный труд и внушать ему « Ты сможешь все, если постараешься». Поэтому нужно заранее подумать о выборе школы- проводить экскурсии в школы детей и родителей, познакомиться с учителем, проводить совместные мероприятия, практикумы, чтобы дать знания родителям помочь ребенку освоить социальную роль школьника.
Например, для обсуждения точек зрения родителей на роль семьи в период ожидания школы, родителям предлагались проблемные ситуации, где они должны их разрешить:
-Илюша( 5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старался. Но мама, посмотрев его работу, говорит:
- Хорощо , молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут-же бросает свой «шедевр» и создает новый, ничуть не лучше прежнего.
- А это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.
- И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: «Подумаешь – не дорисовал! Подумаешь, не правильно держит карандашь! Пойдет в школу – научится. Лишь бы был занят.»
Проанализируйте прочитанное и сделайте предположение, как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе. В каких случаях можно похвалить ребенка? Почему в подготовке к школе так важно умение ребенка доводить начатое дело до конца. А если он не хочет, как вы поступите?
Важно подчеркнуть
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятия, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: «неспособный». А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложения усилия, за преодоление трудностей.
2. Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, читать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят:
- Ксения много знает стихов, с интересом читает, считает до ста … Развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться в школе.
Родители Игоря говорят:
- Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение- это труд, и для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть прилежным во всех делах.
У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: « мала еще- не поймет»- и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить ей, отвечают:
- Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь-узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще, стоит ли готовить ребенка к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя».
Проанализируйте приведенные высказывания. Как вы думаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе, и нужна ли подготовка вообще?
Важно подчеркнуть
Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.
Готовить ребенка к школе- это значит не только обеспечивать количество определенных представлений, но и формировать мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес, потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление.
И конечно же важен не только настрой на предстоящее учение, но и необходимо формировать мыслительные способности. Нельзя полагаться только на детский сад. И для этого не обязательны специальные занятия. И здесь огромное педагогическое значение имеет- игра. И поэтому знакомим родителей с играми, с правилами игр, например:
Игра с мячом ( Бывает – не бывает), пальчиковые игры с потешками, «Логический поезд» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»
Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района Консультация для родителей «Во сколько лет отд...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...