Семинар "Адаптация ребенка в школе"
материал (подготовительная группа)

Журкеева Елена Владимировна

Взаимодействие педагогов в ДОУ и педагогов ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_adaptatsiya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

На  тему « Адаптация ребенка в школе»

На базе ОУ школа № 15 с участием МДОУ детский сад № 23,15,8.

г.Краснотурьинск

март 2012 г.

Взаимодействие с родителями

    Период адаптации в школе может быть различным. Но в итоге дети должны почувствовать себя комфортно и понять, что учитель справедливый и доброжелательный взрослый. Он поможет наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками, найти друзей и т.д. Поэтому для успешной адаптации ребенка в школе  большая работа проводится с родителями.

    В соответствии с законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является  «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Конечно, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности членов семьи. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, что позволяет решать одну из основных задач – вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального  самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

   Можно выделить несколько направлений взаимодействия с семей

  1. Специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

  Формы  взаимодействия – коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

   Нетрадиционные формы общения с родителями:

-совместные досуги, праздники

-участие в выставках

-организация дней открытых дверей

-организация мини-библиотек

-семинары-практикумы

-родительские ринги.

   Главное, что необходимо ребенку, - положительный мотив к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей. Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «Ты у нас будешь отличником», « У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят только умных детей, как ты»… Взрослые считают, что прививают ребенку заинтерисованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав негативные эмоции (обиду, ревность, зависть) может потерять интерес к учебе.

   Иногда родители используют образ школы, ка устрашение. Зачастую к школьным неврозам  могут приводить  безобидные стереотипы родительского поведения( -Вот пойдешь в школу, там тебе…; - Ты ,в школе наверное, будешь двоечником?; - Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!..)  Такие напутствия вряд-ли  воодушевят детей. Внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника  может вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.

   Таким образом, ни  однозначно позитивный ни негативный образ школы не принесет пользы. Важно направить ребенка на ежедневный труд и внушать ему « Ты сможешь все, если постараешься». Поэтому нужно заранее подумать о выборе школы- проводить экскурсии в школы детей и родителей, познакомиться с учителем, проводить совместные мероприятия, практикумы, чтобы дать знания родителям  помочь ребенку освоить социальную роль школьника.

    Например, для обсуждения точек зрения родителей на роль семьи в период ожидания школы, родителям предлагались проблемные ситуации, где они должны их разрешить:

   -Илюша( 5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старался. Но мама, посмотрев  его работу, говорит:

 - Хорощо , молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут-же бросает свой «шедевр» и создает новый, ничуть не лучше  прежнего.

- А это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.

- И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!

   Мать считает: «Подумаешь – не дорисовал! Подумаешь, не правильно держит карандашь! Пойдет в школу – научится. Лишь бы был занят.»

   Проанализируйте прочитанное и сделайте предположение, как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе. В каких случаях можно похвалить ребенка? Почему в подготовке к школе так важно умение ребенка доводить начатое  дело до конца. А если он не хочет, как вы поступите?

Важно подчеркнуть

   Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятия, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: «неспособный». А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложения усилия, за преодоление трудностей.

2. Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, читать, заучивают  с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят:

- Ксения много знает стихов, с интересом читает, считает до ста … Развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться в школе.

   Родители Игоря говорят:

- Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы  любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение- это труд, и для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть прилежным во всех делах.

   У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: « мала еще- не поймет»- и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить ей, отвечают:

- Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь-узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще, стоит ли готовить ребенка к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя».

Проанализируйте приведенные высказывания. Как вы думаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе, и нужна ли подготовка вообще?

Важно подчеркнуть

   Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений  любознательности  ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.

   Готовить ребенка к школе- это значит не только обеспечивать количество определенных представлений, но и формировать мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес, потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление.

   И конечно же важен не только настрой на предстоящее учение, но и необходимо  формировать мыслительные способности. Нельзя полагаться только на детский сад. И для этого не обязательны специальные занятия. И здесь огромное педагогическое значение имеет- игра. И поэтому знакомим родителей с играми, с правилами игр, например:

Игра с мячом ( Бывает – не бывает), пальчиковые игры с потешками, «Логический поезд» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...