Доклад на тему "Виды театральных игр"
материал

             Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

  • Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
  • Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
  • Театральные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

Театрализованные игры делятся на две группы: драматизации и режиссерские.

  • По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов):
  • Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т.е. режиссерские игры.
  • В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
  • Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр согласно Л.В. Артемовой в соответствии с разнообразием театров:
  • ·Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
  • ·Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
  • ·Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • ·Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

·Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации.

  • В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
  • Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
  • Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Выделяют несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
  • ·Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • ·Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • ·Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
  • В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
  •  Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов:
  • внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
  • С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.31 КБ
Файл Презентация1.73 МБ

Предварительный просмотр:

             Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

  • Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
  • Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
  • Театральные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

Театрализованные игры делятся на две группы: драматизации и режиссерские.

  • По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов):
  • Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т.е. режиссерские игры.
  • В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
  • Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр согласно Л.В. Артемовой в соответствии с разнообразием театров:
  • ·Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
  • ·Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
  • ·Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • ·Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

·Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации.

  • В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
  • Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
  • Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Выделяют несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
  • ·Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • ·Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • ·Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
  • В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
  •  Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов:
  • внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
  • С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды тетрализованных игр в детском саду

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:Развитие речи дошеольника через театральную деятельность.

Тема второго доклада: Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.МБДОУ №87 «Золушка»ДОКЛАДРазвитие речи дошкольника через театральную деятельность.Выполнила:воспитательЯстребова В.Л.г.На...

Доклад воспитателя "Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Выступление с докладом на районном методическом объединении Тема: Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста...

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...