Проект по русскому фольклору "Пой, пляши, играй от души"
проект (подготовительная группа)
Проект "Пой, пляши, играй от души" для детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей интереса к русскому фольклору, играм, потешкам, традициям, обрядам и.т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poy_plyashi_igray_ot_dushi.doc | 473 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г.Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»__________________
629730, Российская Федерация, Ямало – Ненецкий автономный округ, г.Надым,
Ул.Набережная им. Оруджева, д29/1, тел./факс: 8(3499)52-20-26, E-mail: dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 /890301001
Проект
По русскому фольклору
«Пой, пляши, играй от души»
Разработчик:
Музыкальный руководитель
Орлова Ольга Юрьевна
Надым, 2017
Содержание
Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------- 4
Актуальность проекта ----------------------------------------------------------------- 6
Цель проекта ---------------------------------------------------------------------------- 7
Задачи проекта----------------------------------------------------------------------------7
Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------------8
Возможные риски проекта ---------------------------------------------------------- 9
Возрастная психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста -----------------------------------------------------------------10
Механизм реализации проекта ------------------------------------------------------ 11
Основные этапы реализации проекта
Реализация проекта -------------------------------------------------------------------- 13
Диагностический инструментарий -------------------------------------------------20
Рефлексия --------------------------------------------------------------------------------22
Список литературы ------------------------------------------------------------------- -27
Приложения ---------------------------------------------------------------------28 - 130
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту
запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Тип проекта:
По методу: творческий, игровой, познавательный.
По количеству: групповой
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2017 года - май 2018 года).
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Родители воспитанников;
- Воспитатели;
- Музыкальный руководитель;
- Инструктор по физической культуре.
Проблема исследования:
Общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью народного творчества: русские народные потешки, скороговорки, песенки, игры, сказки.
Но, большой пласт русского народного творчества остался нетронут. Это календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки и прибаутки, пословицы, русские народные игры и хороводы.
В народном фольклоре неразрывно связано – музыка, пение, движение и ещё игра на доступных народных инструментах. Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка
Актуальность проекта
Русский народный фольклор – это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, деликатностью по отношению к человеку.
Фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта.
Одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Пой, пляши, играй от души». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, так как нашей стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Гипотеза исследования —реализация задач будет более эффективным, если:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через развитие выразительности движения.
2. В свободной игровой деятельности использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми в соответствии с возрастными особенностями воспитанниками в группе.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Цель проекта:
Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: обычаями, традициями, праздниками, русским фольклором.
Задачи:
- Приобщение детей к русской народной культуре,
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать музыкально –игровое и танцевальное творчество, выразительное исполнение действий.
- Знакомство детей с оркестром русских народных инструментов.
- Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.
- Обогатить речь детей словами, связанными со строением инструментов и мира музыки в целом;
- Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий (игры, загадки, кроссворды и др)
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Уважительное отношение к культуре своего народа,
- Дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
- У детей будут сформированы навыки актерского мастерства, наличие навыков концертного выступления;
- Развитие у воспитанников таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, креативность;
- Развитие музыкальных способностей;
- Развитие коммуникативных способностей детей;
- Обогащение словарного запаса детей (новые для детей слова);
- Сплочение детского коллектива;
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Реализуется их естественная потребность
- Знают русские народные календарно – обрядовые праздники.
- Знание детьми устного народного творчества, песен, игр,
хороводов.
- Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх, хороводах.
- Умеют выполнять несложные движения русского народного танца, ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
- Определяют жанр русской народной песни.
- Знают и называют русские народные музыкальные инструменты
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных, календарных праздников, игровых развлечениях. Беседы, консультации, выставки - конкурсы.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Возможные риски проекта
№ | Возможный риск | Возможный способ преодоления | |
Внешние | 1. | Недостаточная осведомлённость родителей, что с самого детства ребёнку нужно прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес | Консультативно –разъяснительная работа воспитателей и музыкального руководителя (консультации, буклеты, памятки, рекомендации, мастер-классы) |
2. | Пассивность родителей в преодолении проблем развития своего ребёнка. | Использование различных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе. | |
Внутренние | 1. | Особенности детей дошкольного возраста. | можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. |
2. | Недостаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, | Интернет ресурсы по теме проекта |
Обеспечение проекта:
Материально-техническое: Образовательная деятельность проводится в музыкальном зале (1 занятия в неделю). В группе созданы условия для музыкального - развития (имеются музыкальный уголок с необходимым материалом). Музыкальный уголок в группе пополняется.
Кадровый потенциал: в проекте участвуют 2 педагогов, из них имеют первую квалификационную категорию – 2 человек, музыкальный руководитель – категории нет, Инструктор по физо – 1 квалификационная категория.
Возрастная психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В этом возрасте продолжается дальнейшее становление личности; расширяются знания об окружающей жизни. Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью, и даже в какой – либо период могут утрачиваться.
Налаживается вокально– слуховая координация, дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения. Голос становиться более звонким, и в тоже время голос у детей остаётся достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому взрослые должны помнить об охране детского голоса.
На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребёнка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными. Ребёнок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации их исполнения.
Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений. Они свободно ориентируются в пространстве помещения, и в достаточной мере легко выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений. Однако, безусловно, возможности ребят шестого года жизни ещё несколько ограничены, в движениях ещё нет необходимой пластичности, выразительности. Педагогам необходимо при физических нагрузках ( играх, танцах) учитывать группу здоровья детей.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда
потребностей ребёнка.
Важнейшие из них:
- Потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;
- Потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;
- Потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
I этап — организационно -подготовительный
Срок: сентябрь 2017 г.
Цель: Исследование профессиональных возможностей педагогов, их знаний и умений, музыко – психологических возможностей и навыков воспитанников, педагогической просвещённости в области музыкальной культуры родителей.
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение Интернет – ресурсов по теме проекта, подбор онлайн – игр и онлайн - презентаций:
- Подбор методической литературы, пособий, атрибутов, наглядных материалов для осуществления проекта;
- Организация и проведение мониторинга музыкального развития детей на начало учебного года;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией
проекта.
Уровень музыкальной подготовленности воспитанников,
сентябрь 2017 год
В исследованиях по диагностике музыкального развития детей старшей группы были выявлены дети с низким уровнем, Для того чтобы повысить уровень развития интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств, формирование общей культуры личности, самостоятельности ребёнка, в том числе ценности здорового образа жизни, мы реализуем наш проект и в конце года подведём результаты.
Детский сад имеет важное место в формировании дошкольника. Он может выступить в роли центра пропаганды русской культуры, формировании у родителей знаний, умений и навыков. Поднять уровень музыкальной культуры, преодолеть музыкальную неграмотность у детей и взрослых.
В начале года мы знакомим родителей с мероприятиями, которые будут проведены в течение года и просим их принимать активное участие в них, чтобы объединить усилия педагогов и родителей сформировать устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
II этап Основной — планирование.
Срок: октябрь 2017 г. - апрель 2018 г.
Цель: Определение основных направлений в работе:
1. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми.
2. Совместная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность.
4. Работа с родителями.
III этап — заключительный.
Срок: май 2018 г.
Цель: Анализ эффективности реализации проекта путем определения знаний и умений воспитанников, сформированности мотивации к изучению народной культуре детей и родителей:
1. Мониторинг
2. Сравнительный анализ диагностических исследований.
3. Анализ деятельности;
4. Подведение итогов по реализации проекта на итоговом педсовете.
Используемые методы и приемы работы:
Беседы, консультации, развлечения, мастер-классы, семинары-практикумы, круглый стол, экскурсии.
Виды детской деятельности:
Игровая, творческая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Реализация проекта
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |
Деятельность педагогов | ||||
1. | Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта. | Сентябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель Инструктор по физо | |
2. | Разработать план реализации проекта | Сентябрь | музыкальный руководитель, | |
3. | Изготовление и обновление атрибутов и методических пособий, необходимых для реализации проекта | Сентябрь Октябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
4. | Подобрать и разработать цикл мультимедийных презентации | Сентябрь | Воспитатели, Музыкальный руководитель | |
5. | Подобрать комплекс подвижных игр, музыкальных игр, хороводов направленных:
(приложение 1) | Сентябрь Октябрь | Музыкальный руководитель | |
6. | Составить и пополнить картотеку по ритмическим играм, (приложение 2) | Сентябрь Октябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
Деятельность детей | ||||
Содержание работы | Сроки | Ответственный | ||
1. | Беседы:
| Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
2 | Мероприятия с использованием Народного фольклора:
от души»
« Гуси – Лебеди» * Развлечение «Посиделки» (приложение 3) | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Воспитатели, Инструктор по физ. воспитанию музыкальный руководитель | |
3 | Тематические мероприятия:
Забавушке »
(приложение 4) | Октябрь Ноябрь Февраль Апрель | Воспитатели Инструктор по физической культуре | |
6 | Чтение художественной литературы | Воспитатели | ||
7 | Продуктивная деятельность:
( поделки с родителями)
(лепка)
| Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Воспитатели, | |
7 | Просмотр мультимедийных презентации:
инструменты» «Народные обычаи и традиции»
друзей »
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Воспитатели | |
8 | Музыкально – ритмическая деятельность
Репертуар:
«Где был Иванушка?», «Заплетись плетень» «Ворон», «Теремок», «Как на тоненький ледок», «Шёл козёл по лесу» «Карусель» «Каравай», «Верба – вербочка» «Бабушкин козлик»,
«Федя – медя», «Петушок» «Дождик»,» Скок – поскок», «Бай – качи», «Ты, мороз, мороз» «Аты - баты»» «Мы сидели на печи» «Скворечник» «Жаворонушки»
«На горе-то калина», « Как на тоненький ледок», «В лесу родилась ёлочка» «Вдоль по улице метелица метёт» «Заинька», « А я, по лугу»,
«Пляска с ложками», «Русская плясовая» « Матрёшки», «Пляска девочек Сударушка», «Валенки» «Зимушка - зима» Парный танец «Кадриль» «Самовар», «Танец с разноцветными платочками» «Танец с платками», «Прялица», «Балалайка»
«Капуста», «Плетень» «Золотые ворота» «Кот и мыши», «Гори, гори ясно», «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Гуськи», «Прялица», «Лапти», «Дедушка – рожок», «Горшки», «Ручеёк», Певческая деятельность
Репертуар: «Котя - коток», «Баюшки – Баю» «Частушки» « Дождик» «Как у наших у ворот» «Скок- поскок» «Андрей –воробей», «Как под горкой под горой», «Бубенчики» «Зимушка, ты пришла», «Ах вы сени» « Коляда», « Сею – вею» «Ой, ты русская метелица» «Тень – тень» «Во кузнице» «Солнышко» «Солдатушки, браво ребятушки»«Блины», «Озорные частушки», «Соловей – соловушка» «Как под наши ворота», «Веснянка» « Солнышко - заклички» Музыкальные дидактические игры
(приложение 5 ) | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Октябрь Ноябрь Декабрь Январь, Февраль Март Апрель Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | ||||
Содержание работы | Сроки | Ответственные | ||
1. | Родительское собрание: «Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста»; «Зачем ребёнку нужна игра» | Сентябрь Апрель | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
2 | Анкетирование родителей на тему:
(приложение 6) | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
3 | Консультации на тему:
(приложение 7) | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Музыкальный руководитель | |
4 | Оформление наглядной информации:
| Октябрь Ноябрь Декабрь
Январь Февраль
Март Апрель Май | Воспитатели Музыкальны руководитель | |
5 | Памятки:
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
6 | Участие родителей в подготовке и проведении музыкальных мероприятий:
| Октябрь Ноябрь Февраль Март Май | Воспитатели, музыкальный руководитель, | |
7 | Совместные мероприятия Мастер – класс:
| Октябрь Январь Февраль Март Апрель | Воспитатели Музыкальный руководитель, |
Диагностический инструмент: диагностика подготовленности дошкольников проводится в виде тестирования с бальной системой от 1 до 3, где 1 -1.6 – низкий уровень,1.7- 2.5- средний уровень и 2.6 -3 – высокий уровень.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Критерии диагностики освоения программы детьми
В процессе оценки можно использовать уровни: высокий, низкий, средний.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Для соответствующего возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.
Оценка детей:
В – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами; С – передают только общий характер, темп и метроритм;
Н – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.); умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что–то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
В – эмоционально откликается на музыку.
С – умеренно откликается на музыку.
Н – не эмоционально выполняет движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6–8 повторений композиций вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.
В – ребенок запоминает с 3–5 исполнений по показу.
С – ребенок запоминает с 6–8 повторений.
Н – ребенок не запоминает последовательность движений или потребность в большом количестве повторений.
Подвижность {лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
В, С – норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Н – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность, ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности.
Музыкально- ритмическая деятельность
В – правильное и точное исполнение ритмических композиций, двигается под музыку в соответствии с её характером, средствами выразительности, ярко, эмоционально, выразительно передаёт в движении музыкально игровой образ;
С – движения недостаточно ритмичные и выразительные, недостаточно выразительно передаёт в движении музыкально – игровой образ, запас движений ограничен;
Н – движения неритмичны и невыразительны, не соответствуют характеру музыки, в танце используются однообразные движения, затрудняется в передаче музыкально – игрового образа.
Пение
В –хорошо владеет навыками пения, точно интонирует, вовремя берёт дыхание, чётко произносит текст песни, поёт выразительно, передаёт характер музыки;
С – недостаточно хорошо владеет навыками пения, интонирует не очень точно, не всегда вовремя берёт дыхание, нечётко произносит текст, поёт недостаточно выразительно;
Н – плохо владеет навыками пения, поёт невыразительно, не может петь без поддержки педагога.
Игра на детских музыкальных инструментах
В - имеет элементарное представление о некоторых музыкальных инструментах, может рассказать об их внешнем виде, характере звучания, способах звукоизвлечения, различает по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называет их ( бубен, барабан, треугольник, колокольчик, металлофон, трещётку).
Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах ( ложки, бубен, треугольник, маракасы );
С- представление о музыкальных инструментах ограничены, различает по тембру музыкальные инструменты, называет их, узнаёт изображение на картинках, исполняет с помощью педагога несложные ритмические рисунки и знакомые попевки на детских музыкальных инструментах;
Н- представления о музыкальных инструментах скудные, различает по тембру 1-2 детских музыкальных инструмента, узнаёт их изображение на картинках, неточно воспроизводит ритмический рисунок знакомой попевки, затрудняется в воспроизведении даже несложной мелодии.
Рефлексия
Результаты диагностики показали, что на первоначальном этапе работы большинство детей не умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя. с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).
1.Диагностика, проводимая в конце года показала хорошие результаты. Дети стали петь чисто, выразительно. Умеют дать оценку качества своего пения, а так же оценку пения других детей.
1.
2. В начале года, прослеживая, как дети двигаются, выполняя задания, видны были скованность движений, неумение ритмично двигаться, согласовывать свои движения с движениями партнёра, выполнять несложные русские народные танцевальные движения. В процессе работы заметно улучшилась пластичность движений, координация, умение легко, чётко двигаться под музыку. Дети стали выразительнее и эмоциональнее передавать характер музыкального произведения. Овладели достаточным объёмом движений для своего возраста.
2.
3.Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, приобретали их мастерили и сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и не охотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от исполнения. Об этом свидетельствуют результаты диагностики.
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.
По результатам диагностики музыкальной деятельности на начало
- учебного года, дети с низким уровнем – 4%;
средний уровень – 67%; высокий уровень – 29%;
Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками исполнения в ансамбле
4. За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений. Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером.
4.
По результатам диагностики по музыкальной деятельности на конец учебного 2017 – 2018 года детей с низким уровнем нет – 0%;
средний уровень – 42% ; Высокий уровень - 58 %;
Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления. Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от игры на них.
Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей. Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться.
Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,
музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности. Цели и задачи, поставленные в начале проекта были достигнуты.
Литература
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Бударина Т.А
Санкт -Петербург 2008г.
2. «Русские фольклорные традиции» Ворошилова О.В. Волгоград 2007г.
3. « 500 весёлых загадок в стихах» Савельева Е. 2009г.
4 Русские народные игры –хороводы для детей. М. Медведева Москва
1986г.
5. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского
сада.Ф.М. Литвинова Москва 1986г.
6. «В гостях у бабушки – загадушки» сценарии праздников Варавмна Л.А.
Москва 2007г.
7. «Воспитание ребёнка в лучших традициях» Соколова Л.В.
Некрылова А.Ф.
8. «Русские народные праздники» Картушина М.Ю. Москва 2007г.
9. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Анисимова
Ярославль 2008г.
10. «Энциклопедия детских игр» Арсенина Е.Н. Ярославль 2007г.
11. «А у наших у ворот развесёлый хоровод » Народные праздники, игры
и развлечения. М.А. Михайлова. Ярославль 2001г.
12. «Два весёлых гуся» сборник потешек для детей П. Шейна, М. Булатова
Москва 1002г.
13.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю. Круглов.
Москва 1990г.
14. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».
М.А. Давыдова. Москва 2007г.
15. «Истоки русской народной культуры в детском саду» И.Г Гаврилова.
16. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1
Куприна Л.С, Бударина Т.А.
17. «Русские обряды и традиции, Народная кукла» Котова И.Н.
18. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Лунина Г.В
19. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников»
Давыдова М.А. Москва 2007г.
20. «Бабушкины забавушки» Капранова Л.Н. Ростов на Дону 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По татарски и по русски мы и пляшем, и поем!
Статья из опыта работы по привитию интереса к говорению на государственном неродном языке....
Пой, пляши, свою удаль покажи.
физкультурное занятие, построенное на русских народных подвижных играх....
Учебно-методическое пособие «Поем, играем, пляшем»
Учебно- методическое пособие содержит вступительную статью об особенностях музыкального развития детей раннего возраста и девять авторских песен-игр , которые развивают у детей чувство ритма , з...
"Заяц Пляши-Гуляй" осенний праздник для детей средней группы
Вместе с весёлым Зачиком дети отправляются в гости к Осени....
Театрализованное представление "Заяц Пляши - Гуляй"
Театрализованное представление осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект совместной музыкальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР «Звонко пляшем и поем»
В ходе совместной музыкальной деятельности ребята играли, выполняли упражнения артикуляционной гимнастики, угадывали названия музыкальных инструментов....
Конспект развлечения для детей раннего возраста «Пой, пляши и веселись»
Конспект развлечения с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Русское народное творчество"....