Консультация для педагогов "Экономика для малышей"
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Экономика для малышей»
Создала: воспитатель Брагару Л.А.
Ход консультации:
Введение в тему консультации.
Ведущий :- Добрый день уважаемые гости МАДОУ « Сказка». Сегодня мы пригласили вас на консультацию для того чтобы представить вам опыт работы по экономическому воспитанию с старшими дошкольниками.
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми, как вы думаете?
Игровое упражнение «Интервью».
Я вам предлагаю ответить всего на один вопрос: - Как вы считаете, нужна ли экономика малышам? (Ведущий, выступает в роли журналиста и передавая микрофон воспитателям , участникам методического объединения, задает один и тот же вопрос на который каждый участник имеет возможность ответить, так как он думает о данной проблеме.)
Ведущий: сейчас мы выслушали ваши мнения о том, нужна ли экономика для малышей. Мнения у всех разные.
Постараемся разобраться в том, что все таки экономика нужна детям и чем раньше мы ее займемся тем больше мы сможем воспитать «будущих хозяев» в полном смысле этого слова , «Хозяев своих семей», «Хозяев своего государства», не побоюсь этого слова.
Давайте сейчас с вами попробуем ответить на вопрос, а что же такое Экономика, что и кто является ее составными компонентами?
Игровое упражнение «Вопрос-ответ»: «Что такое экономика?» (заранее приготовлены варианты ответов, а так же принимаются и самостоятельные ответы участников консультации).
Ответы участников консультации:
- Экономика это наука изучающая хозяйство и способы его ведения.
- Экономика - деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность;
- Экономика - наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
- Экономика - отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг.
- Экономика - закономерности протекания хозяйственных процессов.
- Экономика - хозяйство, совокупность всех процессов используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.
- Экономика – это особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам.
(Ведущая в этот момент выкладывает на доске все эти высказывания вокруг эмблемы «ЭКОНОМИКА»)
Размышляя о том, что такое экономика, человек видел в ней науку:
- о богатстве;
- о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
- об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств, к существованию и использовании этих средств;
- об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.
Универсальными объектами экономики являются:
- Люди – главная составная ее часть. Ради человека существует экономика, но и человек привносит в нее свой труд, разум, интеллект. Люди физически и умственно участвуют в хозяйственной деятельности, направляют ее в нужное русло. Человек в экономике выступает в трех качествах: человек-производитель, человек-потребитель, человек-организатор.
- Естественная природа – сырьевая база экономики, используется для производства средств существования и создания условий для нормальной жизни человека.
- Антропогенная среда – созданные человеком объекты. Представляет собой «вторую природу» в виде зданий, сооружений, дорог, предприятий, машин и других искусственных объектов. В итоге искусственная окружающая среда все больше теснит «первую».
Как же ,казалось бы таким сложным понятиям, можно обучить наших малышей? А оказывается можно и несложно научить детей бережному отношению к природе, к природным ресурсам , изготовлению простых , но нужных вещей, как рациональному использованию и трате денежных средств. И мы заметили, что для современных детей это актуально, востребовано и интересно.
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста мы ввели в свою основную образовательную программу в 2014/2015 учебном году как вариативную часть программы. Занятия - игры по экономике проводились с детьми старшей группы во второй половине дня 2 раза в неделю по 25 мин., в соответствии с требованиями СанПиН 13 г.
Готовясь, к внедрению программы по экономическому воспитанию в своем детском саду нами были, изучены специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).
Обсуждая проблему экономического воспитания детей , мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.
Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные формы поведения, вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.
Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.
Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.
В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда проявляется чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.
Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Формирование экономического сознания – дает знания о новых современных профессиях (менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент, торговый представитель и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
Начиная с 1993 года стали предприниматься первые робкие шаги в преподавании детям основ экономических знаний. Но только школьникам. О детских садах в этой связи не говорилось. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-7-летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Зачем малышу театр"
Знакомим родителей с тем, что театр может стать другом в воспитательном процессе....
Консультация для родителей: "Учим малышей вести себя правильно на дороге"
Данная консультация по правилам дорожного движения для родителей раннего и младшего возраста....
Консультация для родителей "Здравствуй, малыш!"
О значительных изменениях как в физическом, так и в нервно-психическом развитии детей раннего возраста. Очень важно соблюдать режимные процессы, при этом соблюдать принципы последовательности и постеп...
Консультация для родителей "Растите малышей здоровыми"
Раскажите родителям как вырастить их кроху здоровым...
Консультация "Сделай вместе с малышом"
Поделка из бросового материала...
Консультация для родителей "Здоровый малыш - счастливый малыш"
Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители....
Консультация для родителей "Здоровый малыш - счастливый малыш"
Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители....