«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»
консультация

Галкина Марина Петровна

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.

Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося  к другим народам не  зная  своих корней, традиций своего народа.

Поэтому нашей задачей, как педагогов являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским  и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.

Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося  к другим народам не  зная  своих корней, традиций своего народа.

Поэтому нашей задачей, как педагогов являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским  и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, поверил  в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами, сверстниками, умел понимать и оценивать их чувства и поступки.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а так же возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных

центров, которые доступны детям. В группах используются следующие центры развития:

- центр патриотического воспитания;

- центр краеведения;

- национальный уголок;

-  центр  художественно – эстетического развития;

- театрализованный уголок;

- центр ряженья;

- музыкальный уголок;

- физкультурный уголок;

- центр чтения.

Требования при создании предметно-игровой среды:

Достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация  по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, экскурсии, праздники, походы.Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью- дополнением в воспитании гражданина, важно правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В 1 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных,  знакомят с куклой в башкирском национальном костюме.

В уголке должны быть:

Альбомы: 

 «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Башкортостан».

Иллюстрации:

 с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.

Куклы:

мальчик и девочка в национальном костюме.

Предметы декоративно-прикладного искусства и предметы обихода. 

Книги: 

с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, животными, растениями и т. д.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Во 2 младшей группе  у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

В уголке должны быть:

Альбомы: 

 «Моя семья», «Наш детский сад», «Россия»,  «Москва - столица нашей Родины», «Мой родной город», «Башкортостан».

Иллюстрации:

 с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.

Куклы:

 мальчик и девочка в национальном костюме.

Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.

Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.

Книги:

 с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

 с изображением народных и государственных праздников.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В  средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о родном городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.

В уголке должны быть:

Государственная символика России, Башкортостана и города Белорецка:

флаг, герб, текст гимна.

Портреты  президентов России и Башкортостана.

Альбомы: 

«Моя семья», «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», «Россия»,

 «Мой родной  город», «Белорецк», «Башкортостан», «Наша армия».

Иллюстрации:

с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края, транспорта, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.

Куклы:

мальчик и девочка в национальном костюме.

Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.

Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д..

Книги:

 с русскими и башкирскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

с изображением народных и государственных праздников.

Картотека народных подвижных игр.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В старшей и подготовительной группах  формируют представления

воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят: со столицей России и Башкортостана, родным городом, флагом  и гербом, с географическим расположением Башкортостана, с какими государствами граничит. Рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, о достопримечательностях и истории нашего города.  Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями башкирских  и российских писателей, музыкантов, художников  и т. д. Формируют представления о  предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.

В уголке должны быть:

Государственная символика России, Башкортостана и города Белорецка:

флаг, герб, текст гимна.

Портреты  президентов России и Башкортостана.

Карта России и республики Башкортостан, глобус.

Куклы в национальных костюмах.

Альбомы: 

«Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Башкортостан», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др.), «День Победы», «Наша армия», архитектурные памятниками России, Башкортостана и Белорецка.

Наборы открыток :

«Русский быт», «Предметы быта башкир», «Национальная кухня».

Кассеты с записью сказок и патриотических песен.

Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.

Книги:

 с русскими и башкирскими народными сказками, былинами, легендами,  потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

«Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма» «Башкирский национальный костюм», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города.

Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

Развивающие игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д..

Различная познавательная и художественная литература:

 об Армии, роли армии в годы ВОВ.

Иллюстрации:

 с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.

Родословные древа детей.

Картотека народных подвижных игр.

Красная книга России и Башкортостана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...

«Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада....

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии одаренных детей и детей с ОВЗ.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает...

"Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии игровой деятельности"

П.П. Блонский назвал игру "великой учительницей ребенка", естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный ...