«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»
консультация
В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.
Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам не зная своих корней, традиций своего народа.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»
В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.
Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам не зная своих корней, традиций своего народа.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, поверил в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами, сверстниками, умел понимать и оценивать их чувства и поступки.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а так же возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных
центров, которые доступны детям. В группах используются следующие центры развития:
- центр патриотического воспитания;
- центр краеведения;
- национальный уголок;
- центр художественно – эстетического развития;
- театрализованный уголок;
- центр ряженья;
- музыкальный уголок;
- физкультурный уголок;
- центр чтения.
Требования при создании предметно-игровой среды:
Достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, экскурсии, праздники, походы.Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.
Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью- дополнением в воспитании гражданина, важно правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В 1 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с куклой в башкирском национальном костюме.
В уголке должны быть:
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Башкортостан».
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.
Куклы:
мальчик и девочка в национальном костюме.
Предметы декоративно-прикладного искусства и предметы обихода.
Книги:
с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, животными, растениями и т. д.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
В уголке должны быть:
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Мой родной город», «Башкортостан».
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.
Куклы:
мальчик и девочка в национальном костюме.
Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.
Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.
Книги:
с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
с изображением народных и государственных праздников.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о родном городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.
В уголке должны быть:
Государственная символика России, Башкортостана и города Белорецка:
флаг, герб, текст гимна.
Портреты президентов России и Башкортостана.
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», «Россия»,
«Мой родной город», «Белорецк», «Башкортостан», «Наша армия».
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края, транспорта, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.
Куклы:
мальчик и девочка в национальном костюме.
Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.
Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д..
Книги:
с русскими и башкирскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
с изображением народных и государственных праздников.
Картотека народных подвижных игр.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В старшей и подготовительной группах формируют представления
воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят: со столицей России и Башкортостана, родным городом, флагом и гербом, с географическим расположением Башкортостана, с какими государствами граничит. Рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, о достопримечательностях и истории нашего города. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями башкирских и российских писателей, музыкантов, художников и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.
В уголке должны быть:
Государственная символика России, Башкортостана и города Белорецка:
флаг, герб, текст гимна.
Портреты президентов России и Башкортостана.
Карта России и республики Башкортостан, глобус.
Куклы в национальных костюмах.
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Башкортостан», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др.), «День Победы», «Наша армия», архитектурные памятниками России, Башкортостана и Белорецка.
Наборы открыток :
«Русский быт», «Предметы быта башкир», «Национальная кухня».
Кассеты с записью сказок и патриотических песен.
Предметы декоративно-прикладного искусства и быта.
Книги:
с русскими и башкирскими народными сказками, былинами, легендами, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
«Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма» «Башкирский национальный костюм», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города.
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
Развивающие игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д..
Различная познавательная и художественная литература:
об Армии, роли армии в годы ВОВ.
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.
Родословные древа детей.
Картотека народных подвижных игр.
Красная книга России и Башкортостана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Роль развивающей предметно-пространственной среды в духовно-нравственном воспитании"
Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.
В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...
Методическое пособие для педагогов «Содержание развивающей предметно - пространственной среды при формировании нравственно-патриотических ценностей»
Методическое пособие...
«Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада....
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии одаренных детей и детей с ОВЗ.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает...
"Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии игровой деятельности"
П.П. Блонский назвал игру "великой учительницей ребенка", естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный ...