Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста
картотека

Замятина Мария Викторовна

Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodnym_materialom.docx127.99 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

 

1. Игра «Спрячь в ладошке».

Цель: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; развивать умение соотносить предметы по величине, развивать внимательность, мелкую моторику рук.

Материал: маленькие и большие ракушки.

Описание: воспитатель дает ребенку большую маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать тоже самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.

2. Игра «Повтори орнамент»

Цель: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.

Материал: ракушки разной величины

Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.

3.  Игра «Здравствуй, песок»

Цель игры:  способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представление о том, что сухой песок обладает таким  свойством  как  сыпучесть;  формировать  положительное  отношение  к песку

Материал: песочница для групповых или индивидуальных игр

Описание игры

Песочная фея предлагает поздороваться с песком. Напоминает, что люди здороваясь,  жмут  друг  другу  руки  и  предлагает  нежно,  а  потом  сильно поздороваться с песком. Ребенок дотрагивается до песка одной рукой, потом второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь ладошкой до песка, ребенок  сжимает  кулачок  и  медленно  высыпает  песок  в  песочницу.  Берет песок  на  ладошку  и,  раздвинув  пальчики,  наблюдает,  как  он  медленно сыпется.  Зачерпнув  песок  двумя  ладонями,  ребенок  наблюдает,  как медленно, песчинка за песчинкой он просыпается опять в песочницу. Детям можно  предложить  описывать  и  сравнивать  свои  ощущения: приятно – неприятно, тепло – холодно, колючее, шершавое и т.д.

4. Игра «Необыкновенные следы»

Цель игры:  способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать формированию конкретных представлений о том,  что  сухой  песок  сыпучий   и  поэтому  на  нем  не  остаются  отчетливые следы.

Материал: песочница для групповых игр  с сухим песком

Описание игры

Песочная  фея  предлагает  детям  вспомнить,  как  много  разнообразных следов  оставляют  люди,  кошки,  собаки,  птицы  на  снегу.  Эти  следы  можно хорошо рассмотреть и отгадать, чьи они. А на сухом песке следы становятся необыкновенными. Детям предлагается показать: как идет медведь –  с силой надавливать  кулачками  на  песок,  как  прыгает  заяц  –  кончиками  пальцев ударять по поверхности песка,  двигаясь  в разных  направлениях;  как  ползет змея –  ребром ладони провести волнистую линию по  поверхности песка: как бегут  жучки  –  всеми  пальцами  имитируется  движение  насекомых.   Дети наблюдают, что после совершенных ими движений песок осыпается и делает оставленные следы причудливыми. Можно предложить детям придумать кто и  какие  следы  может  оставить  на  песке.  В  дальнейшем  эту  игру  можно провести  как  игру-загадку:  один  из  детей  оставляет  следы  на  поверхности песка,  а  другие  пытаются  отгадать:  это  медведь  прошелся,  змея  проползла или жучек пробежал.

5. Игра «Отпечатки»

Цель игры:  способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать формированию конкретных представлений о том, что влажный песок пластичный, ему легко придать любую форму.

Материал: песочница с влажным песком, формочки для песка

Описание игры

Песочная  фея  рассказывает  детям,  что  прочитала  очень  интересное стихотворение, которое называется «Печатки»

Я в песочнице играю,

Насыпаю, насыпаю,

Формочкой песок  - прижму.

Может, ежик или зайчик,

И красивый попугайчик.

А быть может бегемот

Широко раскроет рот.

Детям предлагается поиграть в  такую же игру. Сначала взрослый будет изготавливать  барельефные  или  горельефные  отпечатки  при  помощи формочек  на  песке,  а  ребенок  отгадывать,  что  же  отпечаталось  на  песке. Потом один из детей готовит отпечаток, а другие дети отгадывают.

6. Игра «Здравствуй, водичка!» 

Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о том, что вода жидкая и может просачиваться; формировать эмоционально-положительное отношение к воде.

Материал: емкость с водой.

Описание игры: взрослый предлагает поздороваться с водой. Для этого ребенок дотрагивается до поверхности воды одной рукой (ладошкой и тыльной стороной), потом другой, затем двумя руками. Педагог отмечает, что если делать все движения медленно аккуратно, то вода будет нежной, ласковой и не будет разбрызгиваться. Предлагает вспомнить, как дети здоровались с песочком, сжимая его в кулачке. Дети пытаются таким же образом поздороваться и с водой. Затем взрослый складывает ладони лодочкой, зачерпывает воду и приговаривает: Всем нужна водичка -И рыбке, и птичке, И деревьям в лесу, И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам, Даже маленьким ребятам. Везде и всегда Помогает нам вода. Зачерпнув воду двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, капля за каплей просачивается опять в емкость с водой. Детям постарше можно предложить описать и сравнить свои ощущения: приятно - неприятно, тепло - холодно, мокро и т. п..

7. Игра «Попробуй удержать»

Цель  игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать  представления  о  том,  что  вода  легко просачивается

Материал: емкость с водой

Описание игры

Хозяйка воды загадывает детям загадки «Что в руке не удержать?», «Что в  решете  не  унести?»  и  предлагает  проверить  так  ли  это.  Ребенок дотрагивается  до  воды  одной  рукой,  потом  второй,  затем  двумя  руками одновременно. Дотрагиваясь до воды, ребенок зачерпывает ее одной, двумя ладошкой и наблюдает, как медленно, капля за каплей вода просачивается опять  в  миску.  Если  в  игре  принимают  участие  несколько  детей,  можно внести  элемент  соревнования.  Дети  одновременно  зачерпывают  воду ладошками и стараются ее удержать как можно дольше.

8. Игра «Тонет…не тонет»

Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут

Материал: емкость с водой, разнообразные мелкие предметы

Описание игры

Хозяйка воды предлагает поиграть в игру-загадку. Она будет показывать предмет,  а  дети  будут  угадывать:  этот  предмет  тонет  в  воде  или  не  тонет. После  высказанного  предположения  предмет  кладут  в  воду  и  проверяют. Желательно  подобрать  предметы  различной  величины  и  из  разных материалов  (деревянные,  металлические,  пластмассовые,  керамические, стеклянные,  резиновые,  бумажные  и  комбинированные).  Затем  ребенок достает предмет из воды и кладет в одну коробочку плавающие предметы, а в другую  тонущие.  Так  продолжается  пока  все  предметы  не  будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.

9. Игра «Ты неси, неси река»

Цель  игры:  способствовать  формированию  представлений  о  таком свойстве воды как текучесть

Материал:  разнообразные  палочки,  бумажные  кораблики, пластмассовые коробочки, бутылочки

Описание игры

Возьмите  разнообразные  палочки,  бумажные  кораблики, пластмассовые  коробочки,  бутылочки  и  т.д.  и  предложите  ребенку  пустить их в плавание. Обратите внимание детей на силу потока воды, на то, что вода может  перемещать  предметы.  Предложите  ребенку  подумать,  почему  в одном месте вода бежит, журчит, а в другом собирается в лужу.

10. Игра «Сочини музыку»

Цель игры:  способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представление о том, что вода может издавать разнообразные звуки.

Материал:  стеклянные  сосуды  разных  размеров,  вода,  стеклянная палочка

Описание игры

Хозяйка воды рассказывает, что вода не только хорошая художница, но и  прекрасная  исполнительница  чудесной  музыки.  Взрослый  наполняет разным количеством воды стеклянные сосуды разной величины. Он берет в руку  стеклянную  палочку  и  слегка  ударяет  по  краю  сосудов  и  предлагает послушать,  как  они  звенят.  Можно  предложить  ребенку  отливать-доливать воду в сосудах и прислушиваться, как это изменяет звук. Таким образом, он сам  обнаруживает,  что  различное  количество  воды  влияет  на  звон.  Когда каждый сосуд будет звучать по-своему, можно предложить ребенку сыграть мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста, материалы игровое оборудование.

Представлены игры, материалы и оборудование для развития сенсорики находящиеся в нашей группе....

«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов

Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...

Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста

Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами

Именно в раннем возрасте происходит активное знакомство малыша с окружающим миром.Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Инфо...

Игровые технологии, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка раннего возраста  всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи и воображения. Ученый Н.М. Щелованов называл...