Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне (Выступление на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 77-й годовщине Победы в ВОВ)
проект (старшая группа)

Рубцова Анна Николаевна

формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubtsova_vystuplenie_4.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рубцова Анна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «ЦРР – д/с «Росинка» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое  без  темы войны будет не  полным представлением  истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.  Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению,  ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве, героизме.

Основная цель работы педагогов дошкольного образования по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Для достижения данной цели определены задачи:

- создавать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОВ;

- создавать в группе уголки, позволяющие детям окунуться в героическое прошлое своего народа;

- сотрудничество с родителями по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ;

- взаимодействовать с социальными институтами города для качественного решения поставленных задач.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка через разные формы работы.

С этой целью мной был разработан долгосрочный проект  (с октября по  май) «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне» для детей старшей группы. В ходе проекта решаются задачи воспитания патриотических чувств через художественную литературу, театральную деятельность, музыкальными и художественно-эстетическими средствами, а также воспитание любви к Родине, уважения к старшему поколению, ветеранам ВОВ и формирование чувства исторической сопричастности к своему народу.

Знакомство воспитанников с историей Великой Отечественной войны я начала с произведений художественной литературы. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей. Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО  силами  наших педагогов было создано дидактическое пособие -   лэпбук «Великая Победа». Данное пособие направлено на патриотическое и нравственное воспитание детей. Позволяет расширить представление детей о празднике, его значении, познакомить с военной техникой, оружием того времени, его символами, наградами, развивать внимание, восприятие, память, мышление, является средством для организации совместной работы педагога и детей, а также самостоятельной деятельности ребенка. Пособие получилось красочным, объемным по содержанию и включает в себя стихи, загадки, фотографии земляков – героев Великой Отечественной войны, картинки с изображением военной формы, городов-героев, военной техники, памятников; разрезные картинки «Собери орден» и «Символы войны», музыкальный диск с военными песнями, схему складывания солдатской пилотки и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. Данный лэпбук я использую в рамках реализации проекта.

Дети не всё умеют выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, чтения и бесед, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

В ходе проекта родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало воспитанию нравственно-патриотических чувств и стимулированию познавательной активности детей – это сблизило родителей, детей и воспитателей.

С помощью родителей в группе были созданы тематические библиотеки «Детям о войне», «Стихи детям», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Баруздина многих других писателей и поэтов. Оформлены сменные экспозиции репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсонова, К. Юона, С. Герасимова, А. Дейнеки по темам «Военные будни», «Мы помним героев», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла). Родители охотно помогали нам, предлагали помощь в организации мини-музея Боевой славы в детском саду. В некоторых семьях сохранились предметы военной формы и солдатского быта, военные награды, фотографии военных лет своих родственников. Также они представили в музей воспоминания о своих дедах и прадедах, исторические справки, пополнили «Книгу памяти». На основе этих материалов и фотографий воспитанников нашего ДОУ, участвующих во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна победы», «Свеча памяти», были созданы и размещены для просмотра в социальной сети «ВКонтакте» видеоролики.

Также в ходе проекта и к праздничной дате в группе мы организовывали выставки рисунков и поделок  на военные темы: «С чего начинается Родина», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Салют Победы». В рисунках, поделках  отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.

В результате проектной деятельности наша группа участвовала в организации экспозиции «Стена памяти» к 77-летию Победы. Здесь представлены фото участников Великой Отечественной войны (прадедов воспитанников), поделки и рисунки, сделанные вместе с воспитателями и родителями к памятной дате.

Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач.  Благодаря активности родителей в формировании нравственно-патриотических чувств  у детей, ребята узнали о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах).

     

Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ  способствует взаимодействие с такими  социальными институтами как библиотека, краеведческий музей. Дети знакомятся с военной техникой и оружием, с бытовыми условиями военнослужащих, особенностями службы в мирное время. В мае мы запланировали экскурсию в краеведческий музей нашего города.

Со своими воспитанниками мы являемся участниками мероприятий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которые проходят в дистанционном и онлайн-форматах на площадках муниципального, республиканского и всероссийского уровня. Наши воспитанники совместно с родителями и педагогами принимают активное участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы: «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Сад Памяти» и др.

В нашем детском саду есть традиция: накануне Дня Победы воспитатели со своими воспитанниками ходят к Памятнику погибшим воинам, чтобы преклониться перед ратным подвигом солдат Отчизны и возложить цветы в знак благодарности за мирное небо.

В заключении хочу сказать, что дошкольный возраст благоприятен для воспитания  основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Полагаясь на свой опыт, могу сделать вывод, что планомерная, систематическая работа в условиях дошкольной образовательной организации, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дают положительные результаты. Благодаря систематической, целенаправленной и насыщенной по содержанию работе по ознакомлению детей с историческим прошлым нашей Родины мы закладываем основы нравственно-патриотического воспитания будущего нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник рассказов и стихотворений для формирования у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне.

тематические рассказы и стихотворения для знакомства дошкольников с ВОв....

Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

Проект: «Великая Отечественная война глазами детей» в соответствии с ФГОС в 75-ю годовщину Великой Победы.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. 75 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех ст...

Формирование представлений о Великой Отечественной войне у детей дошкольного возраста

В статье представлены рекомендации о том, как доступно детям объяснить, что такое День Победы, почему мы так свято к нему относимся, почему нам нельзя его забывать....

Формирование представлений о Великой Отечественной войне у детей дошкольного возраста

Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему нам нельзя его забывать?...