Социализация и индивидуализация детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
В статье исследуются социализация и индивидуализация детей старшего дошкольного возраста, психологические особенности детей 5-6 лет, игровая деятельность, которая является главным средством социализации дошкольника. Обозначена роль семьи как института первичной социализации ребенка. Затрагиваетяся роль детского сада в развитии социально-адаптивной личности. Рассмотрены аспекты воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_i_individualizatsiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
"Социализация и индивидуализация детей старшего дошкольного возраста"
Взрослым важно помнить, что в воспитании ребенка не может быть пауз, это процесс, не прекращающийся ни на минуту.
«Поэтому педагог только тогда является настоящим воспитателем, если умеет создать атмосферу свободы и творчества, умеет проникнуть в интимный мир ребенка и в этом мире с точностью ювелира совершать филигранную работу по становлению его характера, не разрушая тончайшего узора индивидуальности.»
(К.Д Ушинский).
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в 5-6 лет. Поэтому это очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза - это взаимосвязанные между собой процессы социализации и индивидуализации. И на сегодняшний день, одной из главных задач является, с одной стороны, формировать в ребенке социально-личностные качества, необходимые для жизни в социуме, а с другой – развивать такие уникальные и неповторимые свойства, которые позволяли бы ему проявлять свое Я и утверждаться в сфере социальных отношений.
Индивидуализированную сущность «Я» ребенка составляет множественность «Я-сам» ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-друг и другие. Представление о себе у ребенка складывается с момента появления на свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Аффективная составляющая проявляется в самооценке и самопринятии, а когнитивная – в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определённую роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности называются факторами социализации. Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относятся возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка. Поэтому в детском саду создаются следующие условия:
- комфортная атмосфера для каждого ребенка, способствующая развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения успеха;
- воспитание уважения, терпимости и положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой дает ребенку возможность для саморазвития;
- развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людней, выражать собственные эмоции;
- развитие социальных навыков детей.
Но при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное детское образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Влияние семьи на ребенка огромно, так как именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях, и формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Также семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми. Поэтому главной задачей является полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог-дети-родители». И на сегодняшний день необходимо ориентироваться не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство, находить решение сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Мы должны совместными усилиями развивать яркую индивидуальность, которая достаточно легко адаптируется к жизни в обществе, соотносит свои действия и поведение.
Социально-адаптивная индивидуальность – совокупность таких индивидуальных социально-психологических свойств и особенностей человека, которые позволяют ему, усваивая социокультурный опыт, успешно решать социальные проблемы, творчески адаптироваться к разнообразным социальным условиям и обстоятельствам без нанесения ущерба своему «Я», максимально реализовывать себя в социуме, оставаясь самим собой, но сохраняя предметом первой необходимости другого человека. Поэтому необходимо обратить внимание на то, какие социально-психологические свойства индивидуальности следует формировать в ребенке, чтобы он мог творчески адаптироваться в обществе. Развитие социально-адаптивной индивидуальности предполагает решение ряда задач:
- формирование активности, инициативности, самостоятельности ребенка;
- развитие чувствительности к окружающему миру и переживаниям других людей, умения распознавать различные эмоциональные состояния людей и адекватно реагировать на них;
- развитие у детей коммуникативных навыков и умений;
- формирование доброжелательного и эмоционально-ценностного отношения к людям, уважения к их личности, толерантности, отзывчивости и готовности оказать человеку помощь и поддержку.
Но часто, взрослые, сами того не желая, перегружают ребенка социальным багажом, подстраивают его личность под себя, подавляя тем самым индивидуальность ребенка, искажая его представления о себе. И в результате ребенок становится не таким, каким мог бы стать, а таким, каким сделали его взрослые, называя другое Я. Что станет стержнем для будущего гражданина, определяется тем, в какую систему социально-педагогических отношений включен ребенок. Эти отношения несет в себе каждый взрослый и в первую очередь педагог и родитель. Но даже в мире существующих социальных отношений – сложных, противоречивых, во многом негативных – формировать личность, способную нести в себе те нравственные ценности, которые являются непреходящим для любой нации и культуры, возможно, если взрослый этого хочет. Главное условие- это создание единого духовного пространства встречи и взаимодействия двух миров – Взрослости и Детства.
Создавая эмоционально-комфортную психологическую среду взаимодействия и сотрудничества с ребенком, взрослому следует помнить о ряде важных закономерностей:
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Необходимо строить взаимоотношения взрослого и ребенка на основе равенства, диалога, суверенитета, невмешательства, свободы выбора, самоактуализации и самореализации, смещать акценты с внешних требований на внутренние потребности ребенка. Только в том случае, когда «Я» ребенка – центр внимания и усилий взрослого, можно формировать его как социально значимую и адаптивную творческую индивидуальность. Понимая детство как самоценный этап полнокровного и полноправного бытия ребёнка, взрослый принимает его как значимого другого, что делает его общение с ребенком – духовно-содержательным, интимно-доверительным, развивающим.
Формировать индивидуальность – значит развивать ребенка как субъекта деятельности и отношений. Ребенок вправе свободно избирать ту деятельность, которая ему интересна, в которой он будет максимально самостоятелен и активен, будет проявлять свои коммуникативные навыки, оттачивать социально закрепленные способы действий, демонстрировать способность к соблюдению нравственных форм поведения и общения и удовлетворять потребность в самореализации своих интеллектуальных и творческих возможностей. Формировать в ребенке лучшие качества его личности, развивать чистые и благородные чувства невозможно посредством заучивания догм и правил. Необходимо устроить так, чтобы ребенок черпал все лучшее из чувственного опыта. Чтобы воспитывать человечность, надо создать человеческие обстоятельства. Для этого необходимо соблюдать ряд правил:
- дарить ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви;
- понимать, чувствовать и принимать ребенка;
- эмоционально откликаться на проблемы ребенка, какими бы мизерными они ни казались;
- искренне радоваться успехам и достижениям малыша;
- видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения;
- стремиться понять мотивы ребенка и не приписывать ему своих «взрослых» мотивов;
- часто, но обоснованно, хвалить ребенка;
- действовать исключительно в интересах ребенка;
- помнить, что каждый ребенок неповторим;
- видеть и доверять ребенку;
- видеть и выявлять возможности и способности ребенка;
- избегать принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставлять ему свободу выбора в той или иной ситуации;
- смотреть на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской и индивидуальной позиции.
И конечно же главной формой жизни и развития дошкольника, его социализации является сюжетно-ролевая игра. В игровом общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности, которой не только учит способам общения и поддержки друг друга, проявлениям понимания и сочувствия другому, но и сам одновременно расширяет свои знания. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять, принять и позитивно оценить суждения, вопросы и предложения ребенка.
В процессе игры ребенок усваивает различные социальные роли, нормы и правила поведения в обществе. Он проигрывает схемы, функции тех ролей, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Причем он усваивает даже те социальные роли, которые ему могут и не пригодиться в дальнейшем. Проигрывая ту или иную роль, ребенок учится эмоционально реагировать на вымышленную ситуацию. Он учится чувствовать, переживать как его персонаж. Со временем, освоив этот пласт человеческих отношений, ребенок перейдет на более высокий уровень - уровень межличностных отношений, где во всем его многообразии проявится его индивидуальность.
С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия, поэтому их необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6—7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Требование самоорганизации и самоконтроля основывается, с одной стороны, на осознании детьми их значимости, с другой — на освоении конкретных способов их практического осуществления. Условием успешного осуществления указанных задач выступает целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах. Характерные черты развитой самостоятельности:
- умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля воспитателя;
- сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
- умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- умение переносить известные способы действия в новые условия.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу воспитателя и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда воспитатель активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Также у детей 6-7 лет в связи с продвижением в их общем развитии появляется ярко выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. На данном этапе старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. У шестилетних детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает свою принадлежность к детскому коллективу, начинает понимать важность общественно полезных дел.
Взаимодействие взрослый-взрослый - не менее сложная и многоплановая проблема в воспитании детей. Воспитатели, родители часто не замечают, что дети становятся наблюдателями их общения между собой, когда они высказываются нелицеприятно о детях или жалуются на усталость от «каторжной» работы. Опасны негативные проявления родителей по отношению к детскому саду, к продавцам, соседям, бабушке и дедушке и т.д. Ролевые игры частично решают проблемы разнохарактерных видов общения. Так, под жестким контролем, давлением или критикой взрослых индивидуальность ребенка подавляется. Возникают барьеры самовыражения детей во взаимодействии с окружающими:
- барьер подавленной активности (проявление робости, возникновение страха, боязнь критики, ошибки);
- барьер скованности (оцепенение, испуг, неподвижность);
- барьер заниженной самооценки;
- барьер лени (бездействие, безделье, ожидание инициативы извне);
- бартер «белого листа» (боязнь начать новое дело, требующее творчества, например, рисование);
- барьер запрета (внутренние табу, которое сформировано под воздействием постоянных назиданий, запугивания ребенка).
Все эти барьеры у ребенка дошкольного возраста различны по проявлению, но имеют единую природу: любое подавление ребенка лишает его способности самостоятельно находить пути выхода из ситуаций, принимать решения. Понятно, что полной самостоятельности не может быть, а вот самовыражение ребенка может проявляться как позиция жизнетворчества. Выразить себя – значит открыть в себе Вселенную и делиться этим богатством со всеми.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
В завершение хочется выделить социально-индивидуальные способности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
- инициативен, уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
- способен к волевым усилиям, умеет до конца доводить начатое дело;
- свободно выбирает род занятий, участников совместной деятельности, воплощает разнообразные замыслы;
- умеет принимать собственные решения;
- имеет чувство собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх и делах;
- способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, самостоятельно разрешает конфликты;
- способен к фантазии, творчеству в художественных видах деятельности;
- умеет подчиняться правилам и социальным нормам в общении, различать условную и реальную ситуации;
- владеет правилами безопасного поведения;
- проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями (зачем? Почему?), объясняет поступки;
- социально готов к школе;
- обладает начальными знаниями о себе и социальном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с учетом ФГТ: «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация). для детей старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие с учетом ФГТ: «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация). для детей старшего дошкольного возраста ...
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала- тематических комплектов карточек с заданиями.
Материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений....
«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт».
В работе представлены методические рекомендации по использованию пооперационных карт....
Творческий проект Тема: «Хоровое пение как средство развития индивидуализации детей старшего дошкольного возраста»
Проект разработан для выявления детей с хорошими музыкальными способностями, развития индивидуализации и стимулирования вокальных – хоровых навыков....
Развивающая предметно-пространственная среда как аспект социализации и индивидуализации ребенка старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается один из аспектов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста - создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГ...
Проект по индивидуализации для детей старшего дошкольного возраста «Мы - маленькие звезды»
Проектная деятельность в работе с современными дошкольниками - это достаточно оптимальный и перспективный метод, который направлен на поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности, особе...